Урок 18 (ОНЗ)
Тема: «Укрупненные единицы счета»
Основные цели
Личностные:
1) Создать условия для формирования опыта успешного сотрудничества со взрослыми и сверстниками и установки на уважительное отношение к учителю, к себе и сверстникам; опыта успешной совместной деятельности в паре, установки на максимальный личный вклад в совместной деятельности.
2) Формировать представление об активности ученика, как ценном качестве, помогающем выйти на более высокий результат, понимание, что успех в учении, главным образом, зависит от самого ученика.
3) Создать в классе доброжелательную атмосферу, отметить успех у тех, кто сделал в чем-то шаг вперед относительно себя.
4) Создать условия для ситуации успеха у каждого учащегося и в классе в целом.
Метапредметные:
1) Тренировать умение фиксировать прохождение двух шагов учебной деятельности и применять правила поведения ученика на уроке в зависимости от функции учителя. Тренировать умение проводить самооценку этих умений (на основе применения соответствующих эталонов).
2) Тренировать умение фиксировать последовательность действий на первом этапе учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
3) Тренировать умение правильно формулировать цель пробного учебного действия на уроке и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
4) Тренировать умение обдумывать ситуацию при возникновении затруднения (выходить в пространство рефлексии) и оцениватьсвое умение это делать (на основе применения эталона).
5) Формировать умение выявлятьпричину затруднения в учебной деятельности, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).
6) Приобретать первичный опыт анализировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, конкретизировать, распределять в группы по заданному признаку, выражать в речи результаты этих операций.
7) Формировать умение проверять свою работу по образцу.
8) Тренировать умение работать в парах и в группах при совместной работе в учебной деятельности, и оценивать свои умения это делать (на основе применения эталона).
Предметные:
1) Сформировать представление об укрупненных единицах счета (коробках, ящиках и т. д.).
2) Сформировать умение складывать и вычитать укрупненные единицы счета с помощью их графического изображения.
4) Продолжить работу над формированием прочных вычислительных навыков в пределах 9. Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель читает стихотворение:
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар…
- Помните эту сказку? Кто ее автор? Что было дальше?
- Я предлагаю вам заглянуть сегодня в гости к Мухе-Цокотухе.
Учитель открывает изображение Мухи-Цокотухи (Д−18.1 или Слайд 2).
- Но прежде чем мы отправимся в дорогу, давайте подумаем, какие знания и умения нам могут пригодиться. (Знания состава чисел 1 – 9. Умение считать быстро и правильно, красиво писать цифры.)
- А по дороге вы узнаете новое о числах. По какому плану вы будете работать на уроке? (Учащиеся проговаривают шаги первого этапа учебной деятельности и называют второй ее этап.)
- С чего начнем урок? (С повторения).
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Учитель читает стихотворение:
Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!
- И вот уже спешат к Мухе-Цокотухе гости. Помогите ей сосчитать всех гостей. Соотнесите количество насекомых с числами.
На доске открываются карточки с насекомыми (Д−18.2 или Слайд 3):
| | | | | ||||||||||||||||
| | | |
Учащиеся пересчитывают насекомых на каждой картинке и фронтально называют числа, после чего один ученик выставляет цифру на доске.
- Вы помогли Мухе-Цокотухе пересчитать всех гостей. А теперь откройте рабочие тетради на странице 23, найдите задание № 1 (РТ). Рассмотрите задание, что в нем надо сделать? (Надо дописать цифры и дорисовать графические модели.)
- Выполните это задание самостоятельно.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание. После его выполнения проводится взаимопроверка по готовому образцу, который учитель вывешивает на доске (Д−18.3 или Слайд 4):
- Какой шаг первого этапа вы выполнили? (Мы повторили необходимый материал.)
- Что вы повторили? (Мы вспомнили счет в пределах 9, обозначение количества предметов соответствующей цифрой, графическое изображение чисел.)
- Каким должен быть следующий шаг в вашей деятельности? (Мы должны встретиться с пробным действием и выполнить его.)
- Вернемся к Мухе-Цокотухе. Она встретила гостей, рассадила их за столы…, а столы-то пусты. Поможем Мухе-Цокотухе быстро накрыть столы? Чем можно накрыть стол для гостей? (...)
Задание на пробное действие.
- Начнем с конфет.
На партах у каждого ученика на тарелочках лежат конфеты в большом количестве (можно заменить любыми предметами, в том числе и счетными палочками).
- За минуту сосчитайте и запишите количество конфет, которые лежат у вас на столе.
- Чем это задание отличается от предыдущего? (Предметов намного больше, чем было.)
- Попробуйте выполнить это задание.
На выполнение этого задания отводится 1 минута. Учащиеся прекращают работу по сигналу колокольчика, который дает учитель.
- У кого нет ответа?
- Что вы не смогли сделать? Сформулируйте свое затруднение. (Я не смог быстро посчитать и записать количество конфет на тарелочке.)
- Если вы получили ответ, то укажите, каким способом вы воспользовались и обоснуйте его?
- Сформулируйте своё затруднение. (Я пока не могу обосновать способ, которым воспользовался при подсчете конфет и записи их количества.)
- Вы правильно зафиксировали свои затруднения. Что надо сделать? (Надо остановиться и подумать, почему возникло затруднение.)