Импульс тела (количество движения) определяется как произведение массы тела на скорость движения.
Математически это можно записать так: [ ].
Запомните! Поскольку масса величина скалярная, а скорость – векторная, то величина является вектором, направление которого совпадает с направлением скорости.
Пусть на тело массой m в течение некоторого малого промежутка времени Δt действовала сила . Под действием этой силы скорость тела изменилась на
Следовательно, в течение времени Δt тело двигалось с ускорением
Из основного закона динамики (второго закона Ньютона) следует:
или = = )
Физическая величина, равная произведению силы на время ее действия, называется импульсом силы. Импульс силы также является векторной величиной.
В новых терминах второй закон Ньютона может быть сформулирован следующим образом: изменение импульса тела (количества движения) равно импульсу силы.
Обозначив импульс тела буквой , второй закон Ньютона можно записать в виде
.
Именно в таком общем виде сформулировал второй закон сам Ньютон. Сила в этом выражении представляет собой равнодействующую всех сил, приложенных к телу.
|
|
При взаимодействии тел импульс одного тела может частично или полностью передаваться другому телу. Если на систему тел не действуют внешние силы со стороны других тел, такая система называется замкнутой.
В замкнутой системе векторная сумма импульсов всех тел, входящих в систему, остается постоянной при любых взаимодействиях тел этой системы между собой.
Этот фундаментальный закон природы называется законом сохранения импульса. Он является следствием из второго и третьего законов Ньютона.
Рассмотрим какие-либо два взаимодействующих тела, входящих в состав замкнутой системы. Силы взаимодействия между этими телами обозначим через и . По третьему закону Ньютона Если эти тела взаимодействуют в течение времени t, то импульсы сил взаимодействия одинаковы по модулю и направлены в противоположные стороны: Применим к этим телам второй закон Ньютона:
t = - ; t = -
где и – импульсы тел в начальный момент времени, и – импульсы тел в конце взаимодействия. Из этих соотношений следует:
+ = +
Это равенство означает, что в результате взаимодействия двух тел их суммарный импульс не изменился. Рассматривая теперь всевозможные парные взаимодействия тел, входящих в замкнутую систему, можно сделать вывод, что внутренние силы замкнутой системы не могут изменить ее суммарный импульс, то есть векторную сумму импульсов всех тел, входящих в эту систему.
Задание 1. Ответьте на вопросы:
1. Что называется импульсом?
|
|
2. Сформулируйте закон сохранения импульса.
Задание 2. Решите количественные задачи
Задача 1. Тело движется прямолинейно, обладая начальным импульсом p0. В течение времени t на тело действует сила F, в результате чего импульс достигает значения p. Определите значения величин, обозначенных «?». Направление силы совпадает с направлением начальной скорости.
Вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
p0, кг·м/с | 40 | 70 | 45 | ? | 30 | 105 | 50 | ? | 85 | 75 |
t, с | 8,5 | 4,5 | ? | 6,5 | 3,5 | 0,5 | ? | 7,5 | 5 | 1,5 |
p, кг·м/с | ? | 160 | 90 | 150 | ? | 120 | 95 | 325 | ? | 105 |
F, Н | 60 | ? | 30 | 20 | 80 | ? | 10 | 40 | 15 | ? |
Задача 2. Тело массой m движется равноускоренно с ускорением α и в момент времени t имеет импульс p. Начальная скорость тела 0. Определите значения величин, обозначенных «?». Вектор начальной скорости тела и вектор ускорения сонаправлены.
Вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
m, кг | 1,5 | ? | 0,5 | 2,5 | 3 | 1,5 | ? | 4 | 2 | 5 |
α, м/с2 | ? | 2,5 | 2 | 1,5 | 0,5 | ? | 2 | 6 | 2 | 2 |
t, с | 2 | 2 | 3 | 4 | ? | 4 | 5 | 0,5 | 2 | ? |
p, кг·м/с | 10,5 | 1,6 | 7 | ? | 45 | 15 | 30 | 12 | ? | 80 |
0, м/с | 4 | 3 | ? | 6 | 10 | 2 | 5 | ? | 2 | 8 |
Задача 3. Два шара массами m1 и m2 движутся навстречу друг другу со скоростями 1 и 2. Их скорости после соударения 1' и 2'. Определите значения величин, обозначенных «?».
Вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
m1, кг | 1 | 3 | 4 | 1 | 3 | 2 | 5 | 2 | 4 | 2 |
m2, кг | 2 | 5 | 3 | 4 | 1 | 2 | 1 | 4 | 5 | 3 |
1, м/с | 5 | 2 | 4 | 5 | 2 | 0 | 1 | 7 | 2 | 1 |
2, м/с | 4 | 2 | 5 | 2 | 4 | 5 | 2 | 0 | 1 | 0 |
1', м/с | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? |
2', м/с | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? |
Задача 4. Модель ракеты массой m1 заполнена горючим массой m2. Горючее вырывается со скоростью 2, при этом ракета приобретает скорость 1 и поднимается на высоту h. Определите значения величин, обозначенных «?».
Вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
m1, кг | ? | 5 | 1 | 2 | ? | 8 | 10 | 20 | ? | 2 |
m2, кг | 4 | 1 | ? | 0,4 | 1 | 6 | 5 | ? | 0,9 | ? |
1, м/с | ? | ? | 15 | ? | ? | ? | ? | 8 | 10 | 15 |
2, м/с | 20 | 40 | 30 | ? | 48 | 32 | ? | 10 | 20 | 30 |
3,2 | ? | ? | 7,2 | 7,2 | ? | 12,5 | ? | ? | ? |
Задача 5. Рыбак массой m запрыгивает в неподвижно стоящую на воде у берега озера лодку массой M. При этом лодка приходит в движение со скоростью Горизонтальная составляющая лодки рыбака в момент прыжка равна Определите значения величин, обозначенных «?».
Вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
m, кг | 60 | 70 | 80 | ? | 70 | 80 | 60 | ? | 80 | 60 |
M, кг | 40 | 50 | ? | 40 | 50 | 60 | ? | 40 | 60 | 40 |
1,2 | ? | 3,4 | 1,8 | 2,9 | ? | 1,1 | 2,5 | 2,8 | ? | |
? | 4 | 6 | 3 | ? | 6 | 2 | 4 | ? | 2 |
Практическая работа № 5 Закон сохранения энергии
Цель работы: способствовать закреплению изученного материала, научиться применять закон сохранения энергии при решении задач.