К сложным синтаксическим конструкциям относят предложения с разнотипной синтаксической связью, а именно:
- с бессоюзной связью и сочинением // Дверь распахнулась, вошел Петр, и перед ним склонилось семь париков.
- с бессоюзной связью и подчинением // Я ещё не так сыграл бы, - жаль, что лучше не могу.
- с бессоюзной связью, сочинением и подчинением // Люблю ли тебя я – не знаю, но кажется мне, что люблю.
- с сочинением и подчинением // Жди меня, и я вернусь, не желай добра всем, кто знает наизусть, что забыть пора.
Чужая речь
Чужая речь представляет собой речь другого лица, включенную различными способами в речь говорящего. Если чужая речь оформлена как самостоятельное предложение или ряд предложений, а передана она от лица того, кто ее производит, то это прямая речь // «Уж очень мне хотелось пойти в этот поход!» - сказал Толя. Если от лица автора – несобственно прямая речь // Толя заранее волновался. Очень уж ему хотелось пойти в этот поход. Конструкции с прямой речью включают в свой состав слова автора (содержат глаголы, отглагольные существительные со значением речи-мысли) и прямую речь.Если чужая речь оформлена как придаточная часть в таком сложноподчиненном предложении, где главной частью являются слова автора, а передана она от лица автора, то такая речь называется косвенной // Толя сказал, что ему очень хотелось пойти в этот поход. Оформление прямой речи на письме:
|
|
А: «П». // Он спросил: «Какую песню ты пел?»
«П», -а. // «Стой!» - крикнул я.
«П, - а, - п». // «Выучи уроки, - сказала мама, - а потом пойдешь гулять».
«П, - а. – П». // «Я уже забыла тебя, - прошептала Ольга. – Совсем забыла».
«П, - а: - П». // «Так и должно быть, - сказал он: - Ты все сделал правильно».
А: «П (нужный знак)» - (или,) а. //Андрей закричал: «Ты же ничего не знаешь!» - и достал свою сумку.
Контрольные вопросы
- Какие типы словосочетаний по способу выражения главного слова вам известны? Какие способы подчинительной связи слов в словосочетании существуют?
- Охарактеризуйте предложение по его грамматической основе. Чем полное предложение отличается от неполного? Чем распространенное предложение отличается от нераспространенного?
- Расскажите о способах осложнения простого предложения.
- Какие типы и средства связи между частями сложного предложения вы знаете? Расскажите о главной и придаточной части сложноподчиненного предложения.
- Расскажите о типах связи частей сложного предложения в сложных синтаксических конструкциях.
- Какие способы передачи чужой речи вам известны?
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основная литература
- Аксенова, М.Д. Русский язык. Языкознание. Энциклопедия [Текст] / М.Д. Аксенова.– М.: Аванта +, 2012.
- Баранов, М.Т. Русский язык. Справочные материалы [Текст] / М.Т. Баранов.- М.: АСТ-ЛТД, 20011.
- Воителева, Т.М. Русский язык. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы [Текст] / Т.М. Воителева. – М.: Дрофа, 2011.
- Герасименко, Н.А. Русский язык [Текст] / Н.А. Герасименко.- М.: Академия, 2011.
- Касаткин, Л.Л. Русский язык [Текст] / Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков.- М.: Академия, 2012.
- Дополнительная литература
- Бройде, М.Е. Русский язык в диктантах [Текст] / М.Е. Бройде. – М.: Рольф, 2010.
- Бройде, М.Е. Русский язык в упражнениях и играх [Текст] / М.Е. Бройде. – М.: Рольф, 2011.
- Влодавская, Е.А. Изложения по русскому языку [Текст] / Е.А. Влодавская. - М.: Экзамен, 2012.
- Гайбарян, О.Е. Тесты по русскому языку [Текст] / О.Е. Гайбарян. – РнД: Март, 2012.
- Касаткин, Л.Л. Сборник упражнений по русскому языку [Текст] / Л.Л. Касаткин. - М.: Академия, 2012.
- Новикова, Л.И. Контрольные и проверочные работы по русскому языку [Текст] / Л.И. Новикова. – М.: Экзамен, 2012.
- Охременко, Н.В. 400 диктантов и тестов по русскому языку [Текст] / Н.В. Охременко. – М.: Аквариум, 2012.
- Розенталь, Д.Э. Русский язык. Сборник упражнений и диктантов [Текст] / Д.Э Розенталь.- М.: Оникс, 2012.
- Интернет-ресурсы
- Весь курс русского языка: [Электронный ресурс] / www.ivalex.vistcom.ru
- Емельянова, М.Н. Практикум по русскому языку [Электронный ресурс] /М.Н. Емельянова // www.oshepik.ru. – 2007. - №4. –С.29-33.
- Лекционный материал по предмету: Русский язык: [Электронный ресурс] / www.orehipK.ru.
- Повышение грамотности: [Электронный ресурс] / www.festival.1semtember.ru
- Электронная библиотека диссертационных работ: [Электронный ресурс] / www.lib.ua-ru
- Электронная библиотека реферативных работ: [Электронный ресурс] / http://www.bestreferat.ru
|
|