Процедура формирования групп детей с высоким и низким уровнем развития эмоционального интеллекта

С целью выявления групп детей с высоким и низким уровнем развития эмоционального интеллекта был проведен кластерный анализ в детской выборке. Основой послужили полученные переменные, являющиеся структурными элементами эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте: эмоциональная ориентация ребёнка – на мир вещей или на мир людей, эмоциональная ориентация ребёнка – на себя или на других, готовность ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого человека, характер проявлений эмпатических реакций и поведения детей.          

Далее  выборка  была   проверена  на нормальность распределения по

критерию Колмогорова-Смирнова. Существенного отличия от нормальности не было обнаружено.

На следующем этапе был применен метод кластеризации Average Linkage (Within Groups) – метод средней связи, Euklidean Distance, результаты которого позволили разделить детей на три группы (см. таблицу 1.1)

Таблица 1.1

Среднегрупповые показатели по результатам кластерного анализа

Показатели

Кластер

1 2 3
Число наблюдений 20 18 20

Эмоц. ориентация ребёнка – на мир вещей или на мир людей

2,75 0,89 1,50

Эмоц. ориентация ребёнка – на себя или на других

4,10 4,17 3,35
Готовность ребёнка учитывать эмоц. состояние другого человека 3,85 2,94 1,85
Характер эмпатии 20,00 17,17 14,20

 

Из таблицы 1.1 видим, что наибольшую разность показателей имеют первый и третий кластер. Очевидно, что испытуемые 1 кластера по всем показателям, имеют более высокие значения, чем испытуемые 3 кластера.         

Таким образом, первый кластер характеризуется более высокими показателями: эмоциональной ориентации детей на мир социального (людей, эмоций, отношений), ориентации на других нежели только на себя, готовности учитывать эмоциональное состояние другого человека и проявлением эмпатии. Соответственно: 1 кластер – высокий уровень эмоционального интеллекта, 2 кластер – средний уровень, 3 кластер – низкий уровень эмоционального интеллекта.

Далее, в рамках данного исследования мы рассмотрим результаты диагностики типа родительского воспитания по опроснику “Анализ семейных взаимоотношений” для родителей детей с 3 до 10 лет (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В.).

После обработки первичных данных можно сделать следующие выводы:

1. В материнской выборке чаще всего наблюдается тип воспитания – потворствующая гиперпротекция - в 16 случаях (27,6% от выборки). Далее диагностируются: доминирующая гиперпротекция и неустойчивое воспитание – по 5 случаев (8,6 %), гипопротекция – 1 случай (1,7%). Остальная часть материнской выборки (53,4%) характеризуется нормативным типом воспитания. Но и в этих случаях, иногда, мы отмечаем склонность к проявлению разных особенностей воспитания (чрезмерность требований-обязанностей, чрезмерность или минимальность санкций, игнорирование потребностей ребенка), которые могут закрепиться определенными тенденциями: повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение, усиление гиперпротекции по типу доминирования.

2. В отцовской выборке в 13 случаях (22,4%) – диагностируем потворствующую гиперпротекцию, по 4 случая (7%) – доминирующую гиперпротекцию, эмоциональное отвержение и неустойчивость стиля воспитания, в 2 - х случаях (3,4%) – повышенная моральная ответственность. Для остальной, нормативной части выборки (53,4%) отмечаем единичные стилевые тенденции: игнорирование потребностей ребенка, чрезмерность или минимальность санкций.

Полученные данные позволяют сделать следующие выводы:

1. В родительской выборке, хоть и в разной пропорциональности, в 46,6% и у матерей, и у отцов диагностируется тот или иной тип негармоничного воспитания.

2. В родительской выборке превалирует тип воспитания – потворствующая

гиперпротекция. Он характерен для 27,6% (16 случаев) материнской и 22,4% (13 случаев) отцовской выборки. Этот тип воспитания характеризуется следующими особенностями: родители уделяют ребенку достаточно много времени, сил и внимания, и стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению, часто любых, потребностей ребенка. Они «балуют» его, стремятся освободить ребенка от любых даже минимальных трудностей, от скучных и неприятных обязанностей.  Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией, – «слабость ребенка», его исключительность, желание дать ему то, чего были сами лишены в свое время собственными родителями, что ребенок растет без отца (воспитывает отчими) и так далее. В основе таких воспитательных действий родителей, часто лежит бессознательная проекция родителем на ребенка, своих, ранее не удовлетворенных потребностей и возможность заместительного удовлетворения их таким образом.

Чтобы рассмотреть вероятность гипотезы нашего исследования обратимся к методам математической статистики.

Для определения различий в кластерах по шкалам типов семейного воспитания у детей с разным уровнем эмоционального интеллекта (высокий, низкий), был применен не параметрический статистический U-критерий Манна — Уитни. Результаты представлены в таблицах 1.2. и 1.3.

Таблица 1.2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: