С целью выявления групп детей с высоким и низким уровнем развития эмоционального интеллекта был проведен кластерный анализ в детской выборке. Основой послужили полученные переменные, являющиеся структурными элементами эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте: эмоциональная ориентация ребёнка – на мир вещей или на мир людей, эмоциональная ориентация ребёнка – на себя или на других, готовность ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого человека, характер проявлений эмпатических реакций и поведения детей.
Далее выборка была проверена на нормальность распределения по
критерию Колмогорова-Смирнова. Существенного отличия от нормальности не было обнаружено.
На следующем этапе был применен метод кластеризации Average Linkage (Within Groups) – метод средней связи, Euklidean Distance, результаты которого позволили разделить детей на три группы (см. таблицу 1.1)
Таблица 1.1
Среднегрупповые показатели по результатам кластерного анализа
Показатели | Кластер | ||
1 | 2 | 3 | |
Число наблюдений | 20 | 18 | 20 |
Эмоц. ориентация ребёнка – на мир вещей или на мир людей | 2,75 | 0,89 | 1,50 |
Эмоц. ориентация ребёнка – на себя или на других | 4,10 | 4,17 | 3,35 |
Готовность ребёнка учитывать эмоц. состояние другого человека | 3,85 | 2,94 | 1,85 |
Характер эмпатии | 20,00 | 17,17 | 14,20 |
Из таблицы 1.1 видим, что наибольшую разность показателей имеют первый и третий кластер. Очевидно, что испытуемые 1 кластера по всем показателям, имеют более высокие значения, чем испытуемые 3 кластера.
Таким образом, первый кластер характеризуется более высокими показателями: эмоциональной ориентации детей на мир социального (людей, эмоций, отношений), ориентации на других нежели только на себя, готовности учитывать эмоциональное состояние другого человека и проявлением эмпатии. Соответственно: 1 кластер – высокий уровень эмоционального интеллекта, 2 кластер – средний уровень, 3 кластер – низкий уровень эмоционального интеллекта.
Далее, в рамках данного исследования мы рассмотрим результаты диагностики типа родительского воспитания по опроснику “Анализ семейных взаимоотношений” для родителей детей с 3 до 10 лет (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В.).
После обработки первичных данных можно сделать следующие выводы:
1. В материнской выборке чаще всего наблюдается тип воспитания – потворствующая гиперпротекция - в 16 случаях (27,6% от выборки). Далее диагностируются: доминирующая гиперпротекция и неустойчивое воспитание – по 5 случаев (8,6 %), гипопротекция – 1 случай (1,7%). Остальная часть материнской выборки (53,4%) характеризуется нормативным типом воспитания. Но и в этих случаях, иногда, мы отмечаем склонность к проявлению разных особенностей воспитания (чрезмерность требований-обязанностей, чрезмерность или минимальность санкций, игнорирование потребностей ребенка), которые могут закрепиться определенными тенденциями: повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение, усиление гиперпротекции по типу доминирования.
2. В отцовской выборке в 13 случаях (22,4%) – диагностируем потворствующую гиперпротекцию, по 4 случая (7%) – доминирующую гиперпротекцию, эмоциональное отвержение и неустойчивость стиля воспитания, в 2 - х случаях (3,4%) – повышенная моральная ответственность. Для остальной, нормативной части выборки (53,4%) отмечаем единичные стилевые тенденции: игнорирование потребностей ребенка, чрезмерность или минимальность санкций.
Полученные данные позволяют сделать следующие выводы:
1. В родительской выборке, хоть и в разной пропорциональности, в 46,6% и у матерей, и у отцов диагностируется тот или иной тип негармоничного воспитания.
2. В родительской выборке превалирует тип воспитания – потворствующая
гиперпротекция. Он характерен для 27,6% (16 случаев) материнской и 22,4% (13 случаев) отцовской выборки. Этот тип воспитания характеризуется следующими особенностями: родители уделяют ребенку достаточно много времени, сил и внимания, и стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению, часто любых, потребностей ребенка. Они «балуют» его, стремятся освободить ребенка от любых даже минимальных трудностей, от скучных и неприятных обязанностей. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией, – «слабость ребенка», его исключительность, желание дать ему то, чего были сами лишены в свое время собственными родителями, что ребенок растет без отца (воспитывает отчими) и так далее. В основе таких воспитательных действий родителей, часто лежит бессознательная проекция родителем на ребенка, своих, ранее не удовлетворенных потребностей и возможность заместительного удовлетворения их таким образом.
Чтобы рассмотреть вероятность гипотезы нашего исследования обратимся к методам математической статистики.
Для определения различий в кластерах по шкалам типов семейного воспитания у детей с разным уровнем эмоционального интеллекта (высокий, низкий), был применен не параметрический статистический U-критерий Манна — Уитни. Результаты представлены в таблицах 1.2. и 1.3.
Таблица 1.2