Шкала | Уровень эмоционального интеллекта | Кол-во детей | Среднее | Значение U-критерия Манна — Уитни | р |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Гиперпротекция | Высокий | 20 | 19,23 | 174,5 | 0,481 |
Низкий | 20 | 21,78 | |||
Гипопротекция | Высокий | 20 | 23,10 | 148 | 0,149 |
Низкий | 20 | 17,90 | |||
Потворствование | Высокий | 20 | 23,58 | 138,5 | 0,089 |
Низкий | 20 | 17,43 | |||
Игнорирование потребностей ребенка | Высокий | 20 | 20,98 | 190,5 | 0,742 |
Низкий | 20 | 20,03 | |||
Чрезмерность требований - обязанностей | Высокий | 20 | 20,90 | 192 | 0,817 |
Низкий | 20 | 20,10 | |||
Недостаточность требований - обязанностей | Высокий | 20 | 22,00 | 170 | 0,39 |
Низкий | 20 | 19,00 | |||
Чрезмерность требований - запретов | Высокий | 20 | 20,9 | 192 | 0,815 |
Низкий | 20 | 20,1 | |||
Недостаточность требований – запретов | Высокий | 20 | 18,75 | 165 | 0,29 |
Низкий | 20 | 22,25 | |||
Чрезмерность санкций | Высокий | 20 | 22,03 | 169,5 | 0,347 |
Низкий | 20 | 18,98 | |||
Минимальность санкций | Высокий | 20 | 22,15 | 167 | 0,33 |
Низкий | 20 | 18,85 | |||
Неустойчивость стиля воспитания | Высокий | 20 | 22,3 | 164 | 0,276 |
Низкий | 20 | 18,7 | |||
Расширение сферы родительских чувств | Высокий | 20 | 20,8 | 194 | 0,858 |
Низкий | 20 | 20,2 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Предпочтение в ребенке детских качеств | Высокий | 20 | 24,13 | 127,5 | 0,035* |
Низкий | 20 | 16,88 | |||
Воспитательная неуверенность родителя | Высокий | 20 | 23,58 | 138,5 | 0,089 |
Низкий | 20 | 17,43 | |||
Фобия утраты ребенка | Высокий | 20 | 19,28 | 175,5 | 0,488 |
Низкий | 20 | 21,73 | |||
Неразвитость родительских чувств | Высокий | 20 | 21,28 | 184,5 | 0,652 |
Низкий | 20 | 19,73 | |||
Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств | Высокий | 20 | 17,68 | 143,5 | 0,09 |
Низкий | 20 | 23,33 | |||
Вынесение конфликта в сферу воспитания | Высокий | 20 | 21,08 | 188,5 | 0,707 |
Низкий | 20 | 19,93 | |||
Шкала предпочтения женских качеств | Высокий | 20 | 18,5 | 160 | 0,238 |
Низкий | 20 | 22,5 | |||
Шкала предпочтения мужских качеств | Высокий | 20 | 22,55 | 159 | 0,111 |
Низкий | 20 | 18,45 |
Примечание * - различия статистически достоверны (р≤0,05)
В итоге обнаружены статистически достоверные различия в этих кластерах по одной шкале:
Шкала - Предпочтение в ребенке детских качеств (U = 127,5; p = 0,035).
Это свидетельствует о том, что в группе детей с низким уровнем развития эмоционального интеллекта, материнский тип воспитания характеризуется: стремлением игнорировать повзросление детей, стимулировать у них сохранение таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость. Рассматривая ребенка как «еще маленького», они снижают уровень требований к нему, создавая потворствующую гиперпротекцию, тем самым стимулируя развитие психического инфантилизма. В результате они сами часто приписывают ребенку личную и социальную несостоятельность, представляют неприспособленным, не доверяют ему и тем самым тормозят его эмоционально-личностное развитие в целом и в частности компонентов эмоционального интеллекта. В дальнейшем, стараясь оградить ребенка от «трудностей жизни» и, теперь уже, часто строже контролировать его действия, провоцируют повышение детской тревожности, страхов, социальной дезадаптации.
Для группы детей с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта, материнский тип воспитания характеризуется: разумной стабильной эмоциональной поддержкой ребенка и стремлением к проявлению у него не только детских качеств, которые, конечно ещё во многом обусловлены возрастом, но и овладению рефлексивными умениями, развитию интереса к своей личности, то есть развитию самосознания и формирования более адекватной самооценки. Такой тип воспитания направлен на сохранение и поддержку индивидуальности ребёнка, вместе с тем показывает пример эмоциональной отзывчивости, отклика на состояние окружающих детей и взрослых, способность к конструктивному решению проблем в общении адекватных возрасту. Ребёнка мотивируют на самостоятельное применение усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим, на возможность планировать свои действия и осознанно управлять своим поведением, ориентируясь на первичные ценностные представления об окружающем (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия).
Обратимся к результатам по отцовской выборке.
Таблица 1.3.