Чары сувенирной лавки

"Торговля впечатлениями" становится все более востребованным сегментом экономики

Текст: Ольга Штраус (Санкт-Петербург)

Российская газета - Экономика Северо-Запада № 284(8042)

Культура и коммерция имеют в современном мире одинаковые "правила выживания" - эта мысль, прозвучавшая на последнем культурном форуме в Санкт-Петербурге, стала для многих музеев ключиком для запуска технологии развития.

Заместитель директора Музея русского импрессионизма Дмитрий Барсенков отмечает: в доходах музеев выручка от торговли сувенирами составляет сегодня в среднем не более пяти процентов. Тем не менее именно "торговля впечатлениями", по оценкам экспертов, становится сейчас все более востребованным сегментом экономики, не случайно специалисты ведут речь о развитии так называемой экономики впечатлений. И здесь музеи по определению становятся лидерами продаж. Но как сделать этот тренд устойчивым и набирающим силу?

Элис Блэк, директор Лондонского дизайн-музея, называет цифры: скорость закрытия ретейлов и скорость закрытия музеев в Британии в последние годы практически сравнялись: начиная с 2010 года в стране ежегодно закрывается по 13 музеев. Но торговля включилась в этот процесс раньше, и потому музейному сообществу есть чему у нее поучиться.

Например, опыт показывает: чтобы остаться привлекательными для посетителей, и магазины, и музеи должны превращаться в некую "сценическую площадку", обеспечивая гостям запоминающийся эмоциональный опыт.

Во-вторых, те и другие в эпоху цифровых технологий вынуждены становиться "рабами данных", то есть собирать о своих посетителях как можно больше онлайн-сведений и налаживать с ними постоянное общение в виртуальном пространстве, предлагая все новые и новые активности. В ведущих музеях онлайн-торговля сувенирной продукцией составляет до 10 процентов всех продаж.

Эксперты сходятся во мнении: в сущности, и коммерция, и музейное сообщество делают сегодня одно и то же дело, подступая к нему с двух противоположных сторон. Примечательно, что опыт музеев в этом смысле охотно используют в своей практике и девелоперы. Георгий Рыков, генеральный директор петербургской компании "БестЪ", утверждает: после того как в одном из районов города была отреставрирована дача Бенуа, ставшая музейно-образовательным центром, стоимость жилья вокруг выросла на 15 процентов.

А как использует имеющиеся у него преимущества музейное сообщество? Руководитель Kgallery Кристина Березовская признается: когда ее галерея имела только выставочные пространства, посещаемость даже популярной выставки не превышала 100 человек; сейчас при наличии зала для йоги, кофейни и прочих торговых пространств возросла до 40 тысяч.

По словам Барсенкова, музейные магазины традиционно являются частью устойчивой системы построения дохода. Но цели и задачи, которые сегодня стоят перед ними, существенно изменились. А главное - изменились инструменты, которыми пользуются сегодня музейные магазины. Из "сувенирных лавчонок" они становятся полноправными участниками научно-образовательного процесса.

Екатерина Истратова, руководитель отдела мерчендайзинга в музее современного искусства "Гараж", отмечает, что при правильном управлении музейные магазины становятся едва ли не определяющим фактором популяризации и самого музея, и его коллекции.

С ней согласна Марийке Смоллеганге, глава отдела коммерции нидерландского Рейксмюзеума.

Большая часть доходов музее в Европе (а в будущем и в России) - это прибыль от билетов и магазинов

- Соединить содержание коллекции с магазином - это главное направление нашего музейного мерчендайзинга, - говорит она.

Здесь не делают тайны из хранимых шедевров. Несколько лет назад тут выложили в открытый доступ в хорошем разрешении фото всех 600 000 объектов коллекции. В музее это рассматривают как вложение в рекламу: ведь потребитель, приученный видеть реплики Рембрандта на собственной майке, кружке или домашних салфетках, когда-нибудь захочет увидеть оригиналы воочию. А возможно, и приобрести нечто, напоминающее об этом впечатлении. И коллаборацию с производителями молодежной одежды, популярной косметики или текстиля здесь считают крайне уместной и выгодной. Это привело к тому, что количество посещений музея выросло с 1,5 миллиона до 2,5 миллиона в год.

К слову, опыт подобной коллаборации есть и у нас в стране. Причем как давно забытый, еще из советских времен (вспомните, к примеру, шоколадные конфеты с репродукцией знаменитого полотна Шишкина на фантике), так и современный.

В Санкт-Петербургском музее Фаберже, рассказывает его сотрудница Наталия Овчинникова, продажа сувенирной продукции, являющейся репликами известных пасхальных яиц, - давно отработанная практика. Но у музея при этом есть и другая задача: сохранить традицию великих ювелиров, не дать ей заглохнуть. А потому музей активно привлекает к работе молодых талантливых мастеров-ювелиров. Причем они не только выполняют для музейного магазина реплики имеющихся в коллекции предметов, но и переосмысляют их. Мотивы этих предметов, исполненные молодыми художниками в текстиле, керамике, обложках для гаджетов и прочей подобной продукции, становятся фирменным знаком музея, а значит - популярным в его магазинах товаром.

- Наша задача - продублировать свою коллекцию и внедрить ее в быт людей, - подчеркивает Наталия Овчинникова.

Заинтересованы в этом и молодые ювелиры: ведь таким образом музей популяризует их творчество.

Особый разговор - о подготовке выставочных проектов. Здесь у музеев, сотрудничающих с молодыми художниками и мастерами ДПИ, тоже есть интересный опыт. Скажем, выставка Фриды Кало сопровождалась массой изделий, выполненных по ее мотивам, которые можно было купить в магазинах музея: посуда, бижутерия, фартуки, прихватки, шляпы, пончо, свечи... Таким же разнообразным мерчем устроители намерены обеспечить выставку Сальвадора Дали, которую планируют открыть в ЦВЗ "Манеж".

Перед службой мерчендайзинга музеев, как правило, всегда в таких случаях стоит дилемма: больше продавать или больше зарабатывать на привлечении зрителей?

Эксперты отвечают на этот вопрос так: чтобы найти нужный баланс между тиражом и стоимостью изделий, всегда требуются большая гибкость и чутье. В "продвинутых" музеях сегодня насчитывается по три-пять магазинов одновременно. А доходы музеев в Европе сегодня формируются примерно так: два процента - вклад государства, небольшая часть - фандрайзинг, остальное (основное!) - доходы от билетов и магазинов. Видимо, и российские сокровищницы движутся к тому же.

Понятно, что не следует сразу сильно рисковать, предлагая посетителям изделия с низкой маржинальностью (например, из драгоценных металлов, кожи), если нет уверенности, что они будут раскуплены. Надо тщательно изучать свою целевую аудиторию, учитывая ее платежеспособность, сезонность и прочие показатели. Но необходимое и постоянно работающее требование к продукции музейных магазинов - зрителя надо удивлять!

Музеям современного искусства в этом плане, видимо, проще: ведь они изначально нацелены именно на такую реакцию зрителя - удивление. Но здесь нередко остро встают проблемы авторского права.

- Музей имеет право только печатать каталоги, - комментирует ситуацию Эрик Вальдес-Мартинес, директор Ассоциации по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства "Управис". - На иное использование объектов искусства надо спрашивать разрешения у правообладателей, найти каковых, особенно если они проживают за пределами России, бывает непросто.

Сегодня все музеи - столичные и провинциальные, с многовековой историей и молодые - ищут новые форматы своих сувенирных магазинов, размышляют о том, как увеличить монетизацию и способствовать маркетинговому развитию. По оценкам зарубежных экспертов, в одном музейном магазине сегодня может находиться несколько тысяч наименований одновременно. Масштаб вполне соизмеримый с размером коллекции!

Лица Рима

В конце декабря в столице пройдет рождественский фестиваль Италии

Текст: Елена Бугайская

Российская газета - Столичный выпуск № 284(8042)

Всего на два дня - 28 и 29 декабря - территория Музея Москвы превратится в наряженную к празднику римскую площадь. Там пройдет Итальянский рождественский фестиваль, участие в котором, как обещают организаторы, будет бесплатным. По словам министра-советника посольства Италии в России Гуидо Де Санктиса, "рождество у итальянцев - семейный праздник, и мы хотим показать россиянам, как его празднуют в наших домах, в наших семьях".

Во время Итальянского рождественского фестиваля во дворе Провиантских складов на Зубовском бульваре появятся ярмарочные ряды с елкой, традиционные итальянские угощения, карусели и волынщики, фотозоны и рождественский вертеп. На уютной сцене будут выступать солисты Большого театра и оркестра Классической музыки, для детей подготовлены итальянские музыкальные представления и спектакли Театра Кукол Образцова. "Мы всегда стараемся объединять два потока - российский и итальянский - и то, что выступать будут артисты из обеих стран, для нас большая радость", - признался генеральный консул Италии в Москве Франческо Форте. Гостей будут встречать уличные артисты в костюмах сказочных персонажей, а дети познакомятся с итальянским дедом Морозом, которого зовут Баббо Натале, и доброй волшебницей Бефаной. Франческо Форте рассказал журналистам: "Мы предпринимаем большие усилия для того, чтобы на празднике была настоящая итальянская еда". Кроме того, на ярмарке можно будет приобрести традиционные для Италии рождественские подарки, в том числе, съедобные.

Генеральный директор Столичного цеха деятелей культуры, заместитель председателя комиссии по культуре и массовым коммуникациям Мосгордумы Лев Ланцман пояснил на пресс-конференции в ТАСС, что фестиваль проходит в рамках проекта по международному культурному сотрудничеству "Лица друзей", одним из первых мероприятий которого стала выставка "Бонджорно, Италия". "Самый важный элемент, который делает наши мероприятия столь необычными - это город Москва", - признался Франческо Форте, и добавил: "Интерес, любопытство, жизнелюбие москвичей - это то, что помогает нам в проведении наших мероприятий". По его словам, на фестивале ожидается до 30 тысяч гостей.

Напомним, что Музей Москвы, основанный еще в 1896 году, располагается в уникальном архитектурном комплексе - Провиантских складах на Зубовском бульваре. Сегодня он превратился в многофункциональный комплекс, посвященный городской жизни.

Пишмашинки стучат

Почему у Зощенко пять комнат, а у Шварца одна?

Текст: Ольга Штраус (Санкт-Петербург)

Российская газета - Федеральный выпуск № 284(8042)

Его называли "писательский небоскреб", потому что возник дом так: к старинному зданию придворного оркестра на канале Грибоедова, 9, в 1934 году пристроили два этажа. Строили наспех и из того, что было, поэтому верхние этажи получились на редкость неказистыми: с узкими лестницами, нелепыми планировками. Но все равно писатели, получившие здесь жилье в декабре 1934-го, были счастливы. Еще бы! Выехать из коммуналок в отдельные квартиры, да еще в самом центре города.

Кому-то, как Зощенко, достались пятикомнатные хоромы. Кому-то, как Евгению Шварцу, - квартирка площадью в 23,7 квадрата. Так что он отлично понимал, что испытывает Золушкина мачеха, когда жаловалась, что "королевство маловато, разгуляться негде!".

Кстати, дом выстроен буквой П, и, если провести диагональ внутри двора-прямоугольника, она как раз соединит подъезды, где жили эти писатели.

Чуть позже, в первые месяцы Великой Отечественной, они вдвоем, Шварц и Зощенко, напишут пьесу "Под липами Берлина", в которой героические воины Советской армии отмечают победу в войне. Удивительно, что написана эта пьеса была в жестоком 1941-м за четыре года до Победы.

Деньги в сооружение Писательского дома вложило, в частности, и НКВД, поэтому присмотр за писателями это ведомство осуществляло особенно тщательно.

Удобно: все видные вольнодумцы оказались под одной крышей. Сегодня у писательских парадных наряду с мемориальными досками - траурные таблички "последнего адреса".

Одним из первых был арестован в 1937-м сосед Зощенко Борис Корнилов.

Он был не только автором бодрых патриотических стихов типа "Нас утро встречает прохладой", но и юмористической поэмы "Октябрята и поросята".

А сдал его, судя по всему, третий жилец этой площадки - писатель Виссарион Саянов, добровольно помогавший НКВД в качестве "смотрящего" по подъезду. Кстати, тут же, на пятом этаже, приспособили для допросов и специальную комнатку.

После печально известного постановления ЦК о журналах "Звезда" и "Ленинград" Зощенко переехал в маленькую двухкомнатную квартирку в этом же доме.

Здесь сейчас расположен литературный музей "ХХ век" и его мемориальная квартира. Пишмашинка на столе, изящные штиблеты у кровати, несколько листов черновика на конторке...

- А вот на этом подоконнике в ожидании лифта нередко просиживала Ольга Форш, - рассказывает сотрудница музея Мария Инге-Вечтомова, внучка известных литераторов. - Она давала советы молодым, где печататься, поэтому этот подоконник назывался "клуб Ольги Форш".

Шварц отлично понимал, что испытывает Золушкина мачеха, когда жаловалась, что "королевство маловато, разгуляться негде!"

А чуть выше - квартира Вениамина Каверина, именно здесь он написал культовый советский бестселлер "Два капитана".

Здесь жили Николай Олейников, Николай Заболоцкий, Всеволод Рождественский, Юрий Герман, Павел Лукницкий, Александр Житинский, Юрий Рытхэу - более 130 знаменитых имен вошло в историю дома.

По соседству с каверинской - квартира литературоведа Бориса Томашевского, у которого нередко гостила Анна Ахматова.

Вообще гости этого дома - люди, составившие цвет отечественной литературы. Александр Введенский, Даниил Хармс, Анатолий Мариенгоф, Иосиф Бродский. И не только. Здесь бывали Дмитрий Шостакович, Святослав Рихтер, Николай Акимов, Янина Жеймо и многие другие. А артист и режиссер Михаил Козаков, сын писателя Михаила Козакова, провел в этом доме свои юношеские годы.

Кстати, школу № 222, где он учился, острословы из писательского дома называли "школа трех двоек".

Потомки тех, кто заселился сюда в декабре 1934-го, и по сей день живут в прославленном доме. И любят вспоминать байки, связанные с его знаменитыми обитателями. Например, про то, как Борис Томашевский, усаживая своего маленького сына на плечи, уверял, что он - "Медный всадник", и заодно по ходу игры прочитывал всю пушкинскую поэму наизусть.

Или, как Зощенко, глядя из своей квартиры в окна больницы, расположенной напротив, сочинял свои уморительные рассказы и печальную повесть "Перед восходом солнца". А однажды, увидев очередь к магазину, спросил соседей: "За чем люди стоят? Что выбросили?" - "Да вас!" - последовал ответ. Оказывается, очередь стояла за сборником зощенковских рассказов...

Фонд "Возрождение Тобольска" представил издание "Белорусы в Сибири"

В Москве, на площадке Российского исторического общества, состоялась презентация нового двухтомника "Белорусы в Сибири". Издание подготовлено Общественным благотворительным фондом "Возрождение Тобольска", отмечающим в этом году свое 25-летие. В книге рассказывается об удивительной главе в истории Сибири - освоении этих земель выходцами из Беларуси, которые внесли свою весомую лепту в этнокультурное многообразие региона.

Иллюстрировал книгу известный российский художник Василий Валериус, с которым фонд связывает многолетняя дружба и сотрудничество. А предисловие к изданию написал председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. Он отметил, что юбилейный номер альманаха "Тобольск и вся Сибирь" посвящен переплетению судеб русского и белорусского народов, совместно осваивавших бескрайние сибирские просторы.

- Первые литвины, как тогда называли белорусов, появились среди колонистов еще в XVII-XVIII веках. Они внесли свой вклад в крестьянское мировоззрение сибиряков, местный фольклор, поверья и традиции, - подчеркнул Сергей Нарышкин.

В двухтомнике широко освещена одна также и из самых интересных и малоизученных страниц в истории русско-белорусских взаимоотношений - это произошедшая в самом начале XX века массовая миграция белорусов в Сибирь. Известно, что за годы столыпинской аграрной реформы этот богатый и по большому счету пустынный край принял около 3 миллионов переселенцев, значительную часть которых составляли выходцы из белорусских земель.

В советское время исторические связи между Беларусью и Сибирью не ослабевали. В годы Великой Отечественной войны из Беларуси в сибирские города был эвакуирован ряд промышленных предприятий. Приехавшие в Сибирь специалисты-белорусы принимали активное участие в строительстве городов Тюменского Севера, развитии промышленности и сельского хозяйства. Поэтому сегодня, среди общественных деятелей, внесших вклад в развитие регионов Сибири, можно встретить немало уроженцев Белоруссии. Некоторые из них, специально для альманаха "Тобольск и вся Сибирь" запечатлели свои воспоминания о страницах новейшей истории сотрудничества двух братских народов.

Двухтомник "Белорусы в Сибири" - часть альманаха "Тобольск и вся Сибирь", который насчитывает уже более 40 изданий. Как рассказал руководитель Общественного благотворительного фонда "Возрождение Тобольска" Аркадий Елфимов, издание также планируется представить в Минске и других городах Белоруссии.

Гостей презентации также приветствовали председатель совета Союза нефтегазопромышленников России, глава Попечительского совета фонда "Возрождение Тобольска" Юрий Шафраник и председатель Союза писателей России Николай Иванов. Юрий Шафраник рассказал о своих белорусских корнях и назвал Сибирь "плавильным котлом" для множества национальностей. А Валерий Иванов заявил, что Союз писателей с недавнего времени является структурой Союзного государства Россия-Беларусь, недавно был проведен совместный российско-белорусский писательский пленум, а в феврале запланирована масштабная книжная ярмарка в Минске.

Юрий Перминов, главный редактор книги "Белорусы в Сибири" отметил, что "в Сибирь переселялись ходоки из Витебской и Могилевской губерний, они шли на необжитые территории, где им приходилось выкорчевывать от пней землю, чтобы там производить сельскохозяйственные культуры. Но они почему-то шли на самые трудные места и их осваивали бок о бок с русскими. И эта земля, политая их совместным потом, и дала те всходы, благодаря которым живет, существует и даст Бог еще тысячелетие просуществует Государство Российское".

Один из гостей мероприятия подкинул идею продолжить серию альманаха под названием "Украинцы в Сибири", на которую Аркадий Елфимов откликнулся благосклонно, отметив, что уже вынашивает идею книги "Немцы в Сибири". "Про русских в Сибири не забудьте", - посоветовал Николай Иванов.

- Разделение, которое произошло в конце 20-го столетия между нашими братскими народами - никогда не должно повториться, - резюмировал Юрий Шафраник. - Ну а Сибирь еще ждет своего нового этапа освоения - это факт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: