ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА №1525»
«Согласовано»
с Методическим советом
(протокол № _ от __________)
Методические рекомендации по оформлению работ в рамках предмета «Индивидуальный проект»
Составители: Берко А.Д., Гончаров П.С.
Москва 2020
Введение
Проектная работа – творческая, научная, самостоятельная исследовательская работа по определенной теме, в ходе которой ученики:
· приобретают навыки работы с научной, учебной и методической литературой;
· овладевают методами научного исследования, обработки, обобщения и анализа информации;
· расширяют общий кругозор; решают практические задачи на основе теоретических знаний;
· активизируют самостоятельную работу и творческое мышление.
Значение проектной работы состоит в том, что в процессе ее выполнения учащийся не только закрепляет, но и углубляет полученные теоретические знания. Проектная работа является составным элементом учебного процесса. Опыт и знания, полученные учениками на этом этапе обучения, во многом могут быть использованы для подготовки курсовых работ и выпускной квалификационной работы в вузах.
К проектной работе как самостоятельному исследованию предъявляются следующие требования:
§ она должна быть написана самостоятельно;
§ она должна отличаться критическим подходом к изучению научных источников;
§ она должна отвечать требованиям логичного, ясного и четкого изложения материала, с привлечением достаточного эмпирического материала;
§ при необходимости в процессе изложения темы иллюстрировать доказательную базу графиками, таблицами, схемами и т.д.;
§ она должна быть оформлена в соответствии с ГОСТ;
§ она должна завершаться конкретными выводами и рекомендациями по теме исследования.
Проектная работа может быть выполнена в виде: курсовой работы, исследовательской работы или творческого/социально-значимого/прикладного/ инновационного проекта.
Структура
· титульный лист;
· содержание;
· введение (актуальность, цель, задачи, предмет и объект исследования);
· главы и параграфы;
· заключение;
· список использованных источников и интернет-ресурсов;
· приложения (по необходимости).
Обычно в проектной работе предусматривается 2-3 главы. Количество параграфов может варьироваться. Необходимо обсудить это с научным руководителем.
Помимо общей структуры, курсовая работа может содержать в себе:
§ ссылки/сноски;
§ список принятых сокращений;
§ перечень терминов.
Правила оформления проектной работы по ГОСТ
Текст должен быть понятным и вычитанным. Нельзя допускать, чтобы он «скакал» по странице или заезжал на поля.
Проектную работу лучше всего оформлять в программе Microsoft Word. Так вероятность, что работа правильно отобразится на любом компьютере и распечатается, будет выше.
Размер полей можно редактировать во вкладке «Макет». По ГОСТу размеры полей следующие:
· правое - 10 мм;
· левое - 30 мм;
· нижнее - 20 мм;
· верхнее - 20 мм.
Шрифт текста – Times New Roman:
§ кегль основного текста - 14, сносок - 12;
§ интервал основного текста - 1,5, в сносках - 1;
§ переносы необходимо отключить;
§ цвет теста - черный;
§ отступ - 1,25 см.
Обязательной является нумерация страниц: она должна начинаться со второй страницы (как правило, это раздел «Содержание»). Номер на титульном листе не ставится, но он участвует в общем подсчете страниц. Номера страниц в проектной работе предпочтительней ставить внизу страницы. Приложения не входят в объем проектной работы, их можно не нумеровать.
Заголовки можно оформить жирным шрифтом, выравнивая по центру. Заголовки и параграфы обозначаются цифрами. После цифры необходимо поставить точку, а вот в конце заголовка, напротив, точку ставить не нужно.
Таблицы, если они имеются в проектной работе, также необходимо правильно оформить:
· кегль в тесте таблиц - 12;
· название таблицы должно располагаться вверху слева;
· если таблица взята из источника, то внизу должна быть сноска;
· на таблицу в тексте нужно сослаться (например, можно написать: «как видно из таблицы 1, …»).
Если такие вставки слишком объемные и занимают несколько страниц (например, это перечень вопросов или расчеты в программе Microsoft Excel), то они перемещаются в приложения.
Списки могут быть маркированными или нумерованными. Перед списком ставится двоеточие. Первый и последующие пункты в списке должны начинаться с маленькой буквы и завершаться точкой с запятой. Последний пункт завершается точкой.
Оформление содержания проектной работы
Содержание отражает план проектной работы. В нем описываются основные элементы: введение, главы с параграфами в порядке рассмотрения, заключение, список литературы и приложения (при наличии). Страница начинается с подзаголовка «Содержание». Главам приписываются порядковые номера. Каждая строчка получившегося списка должна заканчиваться номером страницы, на которой расположен данный пункт. Например:
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Историческая политика: понятие, структура, методы.. 5
1.1. Понятие, субъекты и методы исторической политики. 5
1.2. Коллективная и историческая память. 8
Глава 2. Историческая политика в современной Польше. 11
2.1. Партия «Право и справедливость» – адепт активной исторической политики. 11
2.2. Место исторической политики в польском политическом процессе. 13
2.3. Основные угрозы для Российской Федерации. 14
Заключение. 18
Список использованных источников и интернет-ресурсов. 21
Ссылки
Концевая ссылка: может быть размещена сразу после цитируемого отрывка теста и указывает на номер источника в конце проектной работы. Ссылка закрывается в квадратные скобки. Внутри нее первым ставится номер книги или журнала из списка источников. Следом за ним указывается страница из книги, откуда взята цитата или информация. Например, [12; c 324].
Постраничная ссылка: оформляется внизу страницы, на которой пишется цитата или информация, относящаяся к источнику, на который ссылаются. Ссылку оформляют 12 кеглем, с одинарным интервалом и выравниванием по ширине. Ссылка отделяется от основного теста горизонтальной чертой, а под ней пишется автор, название его работы, год издания, номер журнала (если это статья). Например, «Кроме формирования ТНК (транснациональных корпораций) и интернационализации экономики, можно отметить тенденцию к расширению межкультурных связей в сфере науки, образования и искусства, а также в области туризма [1]».
Список использованных источников и интернет-ресурсов
В нем могут быть представлены: книги, учебники, первоисточники (документы из архива, хрестоматии), нормативно-правовые акты и документы, статьи из журналов или газет.
Список располагается в алфавитном порядке. В нем должны быть указаны все авторы данного произведения, даже если их несколько. Начинается строка с фамилии автора, следом идут его инициалы.
В список помещаются как русскоязычная литература, так и иностранная (вначале – русскоязычная, затем – иностранная). В самом конце можно вставить ссылки на интернет-ресурсы. В списке должно быть не менее 10 элементов.
Пример оформления элементов списка литературы:
1. Бердинских В.А. Спецпоселенцы: Политическая ссылка народов Советской России. - М.: Новое литературное обозрение, 2005.
2. Andrews R., Mycock A. Dilemmas of Devolution: The ‘Politics of Britishness’ and Citizenship Education // British Politics. 2008. No 3.
3. Романовская Е.В. Морис Хальбвакс: культурные аспекты памяти // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/moris-halbvaks-kulturnye-aspekty-pamyati (дата обращения: 17.09.2019).