Введение в науку понятия материального тела Мах считает излишним, так как это нарушает принцип экономии мышления

Оправным пунктом теории познания является не мышление или субъект, не материя или объект, а чистый опыт в том виде, в котором он непосредственно познаётся людьми.  

Основу учения Маха составляет теория (принцип) экономии мышления и идеал чисто описательной науки. Экономию мышления Мах объявляет основной характеристикой познания вообще, выводя её из изначальной биологической потребности организма в самосохранении, обусловливающей, по Маху необходимость приспособления организма к фактам. (Ту же идею Авенариус выражает в принципе наименьшей траты сил.)

Из принципа экономии мышления Мах выводит положение об описании как идеале науки.

В развитой науке объяснительная часть является излишней, паразитической и в целях экономии мышления должна быть удалена.

Одним из таких паразитических элементов науки махизм считает понятие причинности, которое он предлагает отбросить и заменить его понятием функциональной зависимости признаков явлений.

           

Анри Пуанкаре и ряд других ученых попытались преодолеть кризис в

физике с помощью так называемого принципа конвенционализма (от

латинского conventio – соглашение). 

Принцип конвенционализма – это утверждение, что в основе математических и естественно-научных теорий лежат соглашения («конвенции») между учеными. 

Законы природы нежестки, аморфны, неопределенны.  Поэтому ученые могут по-разному описать одно и то же событие и по-разному сформулировать проявляющиеся в нем законы. Формулировка закона природы зависит не столько от объективных свойств вещей, сколько от решений научного сообщества, которое руководствуется соображениями удобства, целесообразности, принципом «экономии мышления» и т.п. (Пуанкаре по сути повторяет идеи И. Канта, считавшего, что вещи-в-себе непознаваемы, а мир явлений, который доступен человеческому сознанию, этим же самым сознанием и создан.)

 

Наиболее аргументированная критика махистов содержится в основной философской работе В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм».  Соображения удобства и элемент условности, «соглашения» между учеными действительно присутствуют в науке. Однако они влияют только на форму изложения знаний, а не на содержание законов природы. История науки доказывает, что одни и те же законы действительно можно сформулировать по-разному, в более удачной или в менее удачной форме, но реальные природные процессы никак не зависят от нашего способа их описания. В этом смысле факты и законы природы обладают по отношению к ученому принудительной силой.

Принцип экономии мышления также отражает реальные требования научного   метода познания. Еще английский схоласт Уильям Оккам (ок. 1285-1349) сформулировал методологический принцип, получивший название «бритва Оккама»: «Сущности не следует умножать без необходимости». Смысл этого требования состоит в том, что в познании необходимо стремиться к простым и ясным объяснениям, отбрасывая идеи, не поддающиеся  проверке на опыте и не являющиеся интуитивно достоверными. Оккам призывал доверять только эмпирическому познанию.

Идея экономии мышления Э. Маха воспроизводит подход Оккама в условиях современной науки.   Действительно, в физике, математике, да и в гуманитарных науках ценится простота, стройность и логичность научной теории. Требование «ясности и отчетливости» предъявлял к науке еще Р. Декарт. Однако предложенная Махом интерпретация этих методологических правил вызывает принципиальные возражения. Главное требование к знанию – все-таки не простота, а истинность.  Если теория искажает реальные свойства и отношения вещей (отказываясь, например, от понятий тела или материи), то никакая простота и логичность построения не сможет вернуть ей истинность.  В действительности «экономна» та теория, которая правильно, объективно отражает материальный мир.

Махистская интерпретация законов физики не позволила ее сторонникам создать новую фундаментальную физическую теорию. Эрнст Мах, Анри Пуанкаре и Альберт Эйнштейн независимо друг от друга вывели основные формулы теории относительности.  

 Однако Мах и Пуанкаре подошли к ним с позиций конвенционализма и рассматривали эти формулы как  одно из возможных описаний физических процессов, которое ничем не хуже и не лучше любых других описаний. Альберт Эйнштейн, наоборот, опирался на традиции рационализма Декарта и европейского материализма ХVII – ХIХ веков. Он попытался интерпретировать полученные формулы как описание реальных физических процессов, не зависящих от мнений и соглашений ученых. Этот подход позволил Эйнштейну создать новую фундаментальную физическую теорию – теорию относительности, которая до сих пор признается физиками наиболее полной и обоснованной.

 

Неопозитивизм ( Логический позитивизм)

Витгенштейн Людвиг Йозеф Иоганн (1889-1951) «Эта цивилизация, может быть, когда-нибудь и станет культурой»

 Мир устроен так же, как язык классической математической логики. Витгенштейн выделял логические суждения и логические связи.

Логические суждения могут быть простыми и сложными,

а к логическим связкам относятся импликация, конъюнкция, дизъюнкция и пр. С помощью этих связок из простых суждений получаются сложные суждения.

 Такие аналогии Витгенштейн перенес на окружающий мир, в котором более сложные явления состоят из простых - атомарных.

Витгенштейн, как и Мах, отрицал причинно-следственную связь.                           

Витгенштейн считал, что явления в самой своей основе состоят из простых (атомарных) фактов, независимых друг от друга. А значит, нельзя установить причинно-следственные связи между независимыми фактами. «Вера в причинную связь есть предрассудок»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: