Прекратилась ли биологическая эволюция человека?

Анатомические данные (сокращение числа нижних ребер, исчезновение некоторых позвонков, редукция зубов и др.) дают основание предположить, что эволюционные процессы у современного человека не прекратились и могут проявляться в будущем в уменьшении его роста и значительном увеличении размеров головы. Но большинство ученых придерживается мнения, что процессы видовой эволюции человека прекратились с появлением Homo sapiens.

Редукция зубов, акселерация не относятся к эволюционным преобразованиям, так как их изменчивость не имеет направленного характера. В основе эволюции лежат наследственность, изменчивость и отбор. В человеческом обществе отбор, ослабленный социальными формами защиты (одежда, жилье, медицинская помощь), утратил свою роль.

Тем не менее, есть все основания предполагать, что биологическая эволюция человека продолжается в настоящее время.

Эволюция любого вида живых организмов происходит в результате изменения его генофонда. Человек в этом отношении не является исключением. Среди факторов, которые могут изменять генотип человеческой пипуляции, можно выделить следующие:

1. Загрязнение среды различными веществами, в т.ч. и мутагенами. Из сотен тысяч разнообразных химических соединений, которые поступают в среду с производственными и бытовыми загрязнениями, около 20% являются генотоксичными.

2. Электромагнитные поля. Установлено повышение заболеваемости лейкемией у лиц, проживающих длительное время вблизи высоковольтных линий электропоредач.

3. Дрейф генов в результате резких колебаний численности человеческих субпопуляций. Причиной их могут быть войны, эпидемии и массовый голод. Наибольшее значение имел этот фактор в доисторические эпохи, а также в Древнем мире и Средние века. Выжившие основатели новой популяции передают своим потомкам черты своей генотипической индивидуальности.

Если фактором снижения численности населения является инфекционное заболевание, то выжившие индивидуумы могут обладать наследственной устойчивостью к этому заболеванию, которую они могут передать своим потомкам.

Хрестоматийный пример этого – снижение смертности при периодических (каждые 20 – 25 лет) эпидемиях чумы в Западной Европе в XIV веке.

С развитием цивилизации, медицины и гигиены диапазон колебаний численности в человеческой популяции постепенно сокращался и в настоящее сошел на нет. Например, Наполеоновские войны привели к сокращению численности населения Европы, а Первая и даже Вторая мировая война не остановили рост народонаселения в глобальном масштабе

4. Естественный отбор. Любое воздействие на среду хотя бы в небольшой степени изменяет направление отбора, оно создает давление на популяцию и сдвиг частоты соответствующих генотипов.

Охрана среды обитания и система здравоохранение – факторы, которые по существу противостоят естественному отбору в человеческой популяции. Благодаря им в ней выживают особи с «нехорошими» генами, которые в других условиях неизбежно погибли бы. В ряде случае эти гены могут быть переданы потомству.

Тем не менее, отбор действует на пренатальном уровне, например, в виде ранних самопроизвольных абортов, которые могут оставаться незамеченными.

Любое заболевание снижает шансы на успешную карьеру, создание здоровой семьи и полноценный генетический вклад в последующее поколение. Поскольку люди неравноценны по устойчивости к факторам среды, отбор работает в пользу более устойчивых, невзирая на их личностные качества. Он действует тем более активно, тем сильнее давление среды.

Эти процессы не только сокращают генотипическое и фенотипическое разнообразие в человеческих популяциях, но и вымывают из их редкие гены, если они не сцеплены с генами, определяющими устойчивость к неблагоприятным факторам.

Наиболее очевидный пример эволюции человека – акцелерация, ускорение соматического развития и физиологического созревани детей и подростков, отмечаемое в последние 100 – 150 лет. Наиболее полно изучено увеличение размеров тела. В экономически развитых странах средняя масса новорожденных возросла на 100 – 300 г, детей в возрасте 1 год – на 2 кг. Рост годовалых детей увеличился на 5 см, школьников – на 10 – 15 см.

Раньше происходит прорезывание молочных и постоянных зубов, половое созревание. Средний возраст начала месячных у девушек в Европе уменьшился с 16,5 лет в начале XIX века до 12,5 – 13 лет в конце ХХ века.

У взрослых за последние 100 – 150 лет увеличился рост тела, но меньше, чем у подростков, у женщин позже наступает менопауза.

Общепринятых взглядов на причины акцелерации нет. Ее связывают как с условиями нешней среды, так и с эндогенными факторами, в первую очередь, изменением наследственности. Наиболее вероятно то, что акцелерация вызвана сложным комплексом различных социальных и биологических факторов, многие из которых обусловлены изменениями условий жизни человека – урбанизация, развитие техники, здравоохранения, улучшение условий жизни, питания.

2. Выполните тестовые задания по материалам лекции, вариант тестового задания выбираете как сидите в учебной аудитории:

Вариант № 1

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть А. Необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть В. Задания могут быть:

  • или на выбор нескольких правильных ответов;
  • задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;
  • задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть С, включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.

А1. Эволюция человека, в отличие от эволюции растительного и животного мира, происходит под воздействием:

1. биологических и социальных факторов 3) только социальных факторов

2. только биологических факторов 4) в большей степени биологических факторов

А2. Морфологические и физиологические изменения у предков человека, способствовавшие его становлению, называют:

1. модификациями 3) дегенерация

2. биологическим регрессом 4) антропоморфозами

А3. Важным изменением в эволюции человека считают прямохождение, так как оно способствовало:

1. более тесному общению предков человека

2. более быстрому передвижению по земле

3. освобождению руки и развитию трудовой деятельности

4. заселению новых территорий

А4. Ближайшим общим предком человека и человекообразных обезьян считается:

1. дриопитек 3) австралопитек

2. питекантроп 4) синантроп

А5. К человеку прямоходячему относят:

1. неандертальца 3) питекантропа

2. австралопитека 4) кроманьонца

А6. Общественный образ жизни, использование огня, строительство жилищ впервые появились у:

1. неандертальцев 3) австралопитеков

2. синантропов 4) кроманьонцев

А7. Изготовление сложных орудий труда, строительство поселений, возникновение земледелия было характерно для:

1. неандертальцев 3) кроманьонцев

2. питекантропов 4) современного человека

А8. К древнейшим людям относятся:

1. неандертальцы и питекантропы 3) питекантропы и синантропы

2. австралопитеки и неандертальцы 4) дриопитеки и питекантропы

А9. Одним из результатов эволюции неандертальцев было:

1. прямохождение 3) использование орудий труда

2. появление примитивной речи 4) изменение формы черепа

А10. Эволюция человека это –

1. макроэволюция 3) органогенез

2. микроэволюция 4) антропогенез

В1. Выберите несколько правильных утверждений. Считают, что древнейшие люди:

А. уже не имели мощных надбровных валиков

Б. масса мозга достигала 600г.

В.охотились на буйволов, носорогов, оленей

Г. Отсутствовал подбородочный выступ

Д. масса мозга достигла 800 – 1000г.

Е. умели использовать огонь

В2. Найдите соответствие между признаками, характерными для людей и представителями среди ископаемых форм человека:

1. поддержание огня А. питекантроп

2. забота о ближних Б. неандерталец

3. добывание огня

4. простые формы коллективной деятельности

5. речь, состоящая из отдельных выкриков

6. зачатки членораздельной речи

С1. Каковы доказательства происхождения человека от животных?

С2. Каковы основные этапы антропогенеза?

 

Вариант № 2

 

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть А. Необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть В. Задания могут быть:

  • или на выбор нескольких правильных ответов;
  • задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;
  • задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть С, включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.

А1. На ранних этапах эволюции человека, в эпоху питекантропов, главную роль играли факторы:

1. социальные 3) биологические

2. преимущественно социальные 4) биологические и социальные факторы

А2. Сплочению членов коллектива, общению сначала при помощи звуков, а затем слов способствовала(о)

1. прямохождение 3) хождение по земле

2. трудовая деятельность 4) употребление мясной пищи

А3. Главное отличие трудовой деятельности человека от поведения животных состоит в:

1. изготовлении орудий труда

2. использовании предметов окружающей среды для защиты от хищников

3. использовании предметов окружающей среды для охоты

4. использовании предметов окружающей среды для обработки земель

А4. К древнейшим людям относят:

1. неандертальца 3) австралопитека

2. питекантропа 4) дриопитека

А5. Появление родовых общин, обрядов, наскальной живописи характерно для:

1. неандертальцев 3) современного человека

2. питекантропов 4) кроманьонцев

А6. Изготовление примитивных орудий труда, поддержание огня было характерно уже для:

1. неандертальцев 3) питекантропов

2. австралопитеков 4) кроманьонцев

А7. Стадии предшественника человека в его эволюции соответствуют:

1. дриопитеки 3) неандертальцы

2. питекантропы 4) австралопитеки

А8. Возможность использовать примитивные орудия труда австралопитеками была связана с:

1. увеличением объема мозга 3) изменением в строении зубов

2. появлением пятипалой конечности 4) гибкость руки и противопоставлению 1-го пальца

А9. Изготовление сложных машин и механизмов, развитие науки, искусства, техники характерно для:

1. неандертальцев 3) питекантропов

2. современного человека 4) кроманьонцев

А10. Решающим шагом на пути к человеку было появление:

1. общественного образа жизни 3) членораздельной речи

2. орудие труда 4) прямохождения

В1. Выберите несколько правильных утверждений. Считают, что древние люди:

А. Обитали на территории Европы, Азии, Африки от 300 тыс. лет до 30 тыс. лет назад

Б. Обитали на территории Африки от 300 тыс. лет до 30 тыс. лет назад

В. Для поздних европейских неандертальцев характерно: сильное развитие надбровья, широкая полость коренных зубов, затылочный валик, объем мозговой полости от 1350 до 1700 см3.

Г. Считают, что неандертальцы Европы являются потомками мигрантов из Африки

Д. Обработка камня характеризовалась высоким уровнем техники раскалывания и вторичной обработкой отщепов

Е. Для поздних неандертальцев характерно погребение умерших

В2. Найдите соответствие между признаками, характерными для людей и представителями среди ископаемых форм человека:

1. общественный образ жизни А. неандерталец

2. использование огня Б. кроманьонец

3. появление обрядов

4. строительство жилищ

5. появление наскальной живописи

6. появились родовые общины

С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Как доказывается принадлежность всех рас к одному виду Homo sapiens?

С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Какова роль биологических и социальных факторов в процессе эволюции человека

 

3.Выполнить проверочную работу по материалам лекции, вариант выбираете как сидите в учебной аудитории:

Вариант

1. К какому классу живой природы относится человек?

2. Сколько шейных позвонков у человека?

3. В каком случае у человека развивается варикозное расширение вен?

4. Назовите основные эволюционные приобретения человека прямоходящего.

5. Назовите одним словом: многососковость, оволосение всего тела, наличие хвоста.

6. Назовите важный фактор в образовании рас.

7. Кто и когда обнаружил первые ископаемые остатки человека прямоходящего?

8. Какая группа высших обезьян дала начало двум эволюционным линиям: понгидам и гоминидам?

9. Назовите представителя древних людей.

10. Когда произошло первое разделение на монголоидную и европеоидно-негроидную расы?

11. Как называется грудобрюшная преграда, участвующая в дыхании и отделяющая грудную полость от брюшной?

12. Чем подтверждается то, что все современное человечество представлено одним видом?

Вариант

1. К какому отряду живой природы относится человек?

 

2. Какую среднюю массу у человека имеет головной мозг?

3. В каком случае у человека развивается плоскостопие?

4. Назовите три стадии эволюции человека.

5. Назовите одним словом: ушные мышцы, шейные ребра, третье веко.

6. Каким видом представлено все современное человечество?

7. Кто и когда сделал первую попытку описать человеческие расы?

8. Кто относится к потомкам понгид?

9. Назовите представителя современных людей.

10. Когда произошло разделение европеоидов и негроидов?

11. Как называется складка кожи у внутреннего угла глаза, образованная кожей верхнего века?

12. Чем можно объяснить то, что во внешнем облике и внутреннем строении каждого из нас много общего?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: