Вопрос № 2. Практическое занятие № 9.
Практическое занятие используется при выполнении курсового проекта для построения линейного календарного графика.
Тема 2.18
Строительство дорожных одежд с использованием
местных материалов. (4 часа)
Должны знать: 1. местные материалы, применяемые для строительства автомобильных
дорог;
2. технологию строительства дорожных одежд с использованием местных материалов.
Вопросы: 1. Местные природные материалы и отходы промышленности, применяемые для строительства дорожных одежд.
2. Технология улучшения грунтовых дорог добавками шлаков, торфа и др. материалов.
3. Строительство дорожных одежд из шлака и дресвы.
4. Технология применения зол уноса и полимеров при строительстве дорожных одежд.
Литература: Славуцкий А.К. и др. «Автомобильные дороги. Одежды из местных материалов»: Учебное пособие для вузов. - М.: Транспорт, 1987, - 255 с.
Вопрос 1. Местные природные материалы и отходы промышленности, применяемые для строительства дорожных одежд.
Местные материалы – собирательное наименование различных природных (щебень, гравий и др.) и искусственных (шлак, керамзит и др.) каменных материалов и полуфабрикатов, применяемых для строительства дорожных одежд и сооружений. Их разделяют на местные и привозные.
Местными называют материалы, доставляемые на место производства работ без использования ж/д, речного и морского транспорта.
Природные местные каменные материалы являются продукцией, получаемой при добыче и разрушении горных пород. К природным материалам относят:
- изверженные горные породы (гранит, диабаз и др.) отличаются высокой прочностью;
- метаморфические породы (мрамор, кварциты и др.) обладают высокой прочностью;
- осадочные породы (известняки). Известняки широко распространены на европейской части России. Они состоят из сцементированных зерен кальцита с примесью глинистого материала, кремнезема, окислов железа и др.
В месторождениях известняки залегают слоями различной толщины и различного качества. Их различают: мраморовидные известняки, известняки-ракушечники, оолитовые известняки, мел, опока.
- осадочные породы химического происхождения (доломиты, магнезиты, известняковые туфы, гипс и др.). Характеризуются наличием пустот и трещин.
- обломочные горные породы (валуны, гравий, песок, дресва и др.).
Природные каменные материалы, как правило, содержат вредные примеси, поэтому их обогащают.Обогащение – процесс обработки минеральных материалов с целью получения продукции необходимого качества. Обогащение различают мокрое (промывка) и сухое (грохочение).
Искусственные материалы – это отходы и побочные продукты различных отраслей промышленности.
К ним относят:
каменные материалы:
- металлургические шлаки, которые получают в виде отходов при выплавке металлов из руды (доменные, мартеновские и др.). Доменные шлаки различают: кислые, имеющие высокую прочность (их дробят на щебень требуемых фракций), основные, имеющие пониженную прочность и обладающие вяжущими свойствами и гранулированные (имеющие невысокую активность после их помола).
- топливные шлаки, получаемые при сжигании твердого топлива в котельных и ТЭЦ;
- отходы промышленности (золы уноса, золошлаковые смеси, обладающие невысокой активностью, а также отходы каменных карьеров и горнорудной промышленности, силикатная крошка (шара), битый кирпич и т.п.).
- побочные продукты (шлам-продукт при получении каустической соды и др.);
- отходы строительства (старый асфальтобетон).
органические вяжущие:
- побочные продукты коксохимического производства (каменноугольный деготь, смолы, пек, бензольные составляющие и т.п.);
- побочные продукты предприятий нефтегазовой промышленности (гудроны, смолы дегти, древесный и таловый пек, кубовые кислоты и кубовые остатки стирола, пиролизная смола др.);
- вторичное сырье (резиновая крошка, остатки от регенерации отработанных смазочных масел и др.).
Вопрос 2. Технология улучшения грунтовых дорог крупно скелетными добавками шлака, торфа и др. материалов.
Грунтовые дороги и верхние слои земляного полотна можно улучшать гранулометрическими добавками,доводя грунт до оптимального состава или крупно скелетными добавками, создавая в слое каркас (скелет) из этого материала, а грунт, заполняя промежутки между ними, обеспечивает связность и водонепроницаемость уплотненного слоя.
Оптимальный состав грунта состоит из различных по крупности частиц, взятых в определенном соотношении. При этом наиболее крупные частицы создают скелет оптимальной смеси, а мелкие пылеватые и глинистые частицы заполняют поры и соединяют смесь в плотную массу.
В качестве гранулометрических добавок используют песчаные и песчано-гравийные смеси при глинистых грунтах земляного полотна, и суглинистые грунты и торф при песчаных малосвязных грунтах.
Гранулометрические добавки вывозят и распределяют равномерным слоем по поверхности земляного полотна, затем перемешивают на требуемую толщину (15-25 см) автогрейдером, дорожной фрезой или дисковой бороной. Торф предварительно размельчают фрезой. Готовую смесь профилируют автогрейдером и уплотняют. Уплотнение может происходить под движением автотранспорта при периодическом увлажнении смеси. В процессе уплотнения и при эксплуатации дороги ее поверхность периодически профилируют автогрейдером (обычно после дождя).
При улучшении крупноскелетными добавками в качестве улучшающих добавок используют шлаки,дресву,ракушку, малопрочный щебень. Наиболее прочным получается слой тогда, когда щебенки, создавая каркас, частично заклиниваются, а грунт заполняет оставшиеся поры.
Укрепляющие добавки можно вводить двумя способами:
1. постепенным за 2-3 приема вдавливанием добавок в грунт при уплотнении. Добавки рассыпают слоем 3-5 см на грунтовую, влажную поверхность, и уплотняют катками или под движением транспорта. После вдавливания добавок процессы повторяют. В процессе эксплуатации дороги происходит перемешивание добавок с грунтом под движением и периодическом профилировании. Толщина слоя получается 12-15 см;
2. перемешиванием добавок с грунтом после их распределения по поверхности проезжей части автогрейдером, дорожной фрезой или дисковой бороной. Готовую смесь профилируют и уплотняют укаткой или под движением, с периодическим профилированием. Толщина слоя до 20-25 см.
Вопрос 3. Строительство слоев дорожных одежд из шлака и дресвы.
Шлаки - продукт отхода металлургической промышленности (доменные, мартеновские) или сгорания твердого топлива (котельные).
Шлаковые отвалы рыхлят обычно взрывным способом.
Кислые доменные шлаки обладают высокой прочностью, поэтому их дробят и сортируют по фракциям, и используют их так же как фракционированный щебень.
Основные доменные и мартеновские шлаки имеют меньшую прочность и при уплотнении тяжелыми катками раздавливаются. Поэтому слои из них устраивают с коэффициентом уплотнения 1,4- 1,5. Уплотнение шлака выполняют сначала легкими катками (3- 4 прохода), затем, после срезки неровностей автогрейдером, уплотняют тяжелыми катками с поливкой водой. Признаком окончания уплотнения служит образование на поверхности плотной корки, на которой не остается следа от прохода катка.
При использовании котельных шлаков уплотнение выполняют только легким катком с поливкой водой. Поверхность засыпают шлаковой мелочью и подкатывают легким катком за 2-3 прохода.
Дресва – продукт выветривания скальных пород (щебень разного размера и формы).
Дресву укладывают слоем 22-24 см и уплотняют пневмокатками с поливкой водой до получения ровной сплошной поверхности.
Вопрос 4. Технология применения зол уноса и полимеров при строительстве дорожной одежды.
При сжигании твердого топлива ТЭЦ получаются золы уноса и золошлаковые смеси, которые обладают не высокой активностью, поэтому их можно использовать для укрепления грунтов самостоятельно, добавляя в грунт до 20-30% вяжущего от массы грунта.
Технология работ по укреплению грунтов такая же как и цементом см. тему 2.9.
После устройства слои выдерживают 2-3 недели, а затем устраивают вышележащие слои. Более эффективно применение этих материалов в сочетании с цементом 15-25% - цемент;
75-85% - золы уноса или золошлаковые смеси.
Технология работ такая же, однако вяжущие вводят поочередно: сначала золы уноса и золошлаковые смеси и перемешивают с грунтом, затем цемент и окончательно перемешивают. После этого разливают воду, а остальные работы выполняются также как и по укреплению цементом.
Смеси из малопрочных минеральных материалов (песок, песчано-гравийные смеси, грунты), укрепленные синтетическими смолами практически превращаются в бетоны на полимерном вяжущем.
Полимерцементные бетоны получают двумя способами:
1. введением в состав минеральных смесей при смешивании водных дисперсий полимеров;
2. пропиткой готовых изделий (смесей) на требуемую глубину маловязкими синтетическими продуктами с отвердением их в капиллярах и порах материала.
Наиболее распространенными являются следующие полимерные смолы:
- поливинилацетатные эмульсии;
- дивинил стирольные латексы;
- сополимеры винилиденхлорида с винил хлоридом типа латекса.
Поскольку полимерные вяжущие после введения отвердителя начинают быстро твердеть, поэтому смесь лучше приготавливать в передвижных мешалках, тут же распределять и уплотнять.
Тема 2. 19