Во второй половине 60-х – начале 80-х годов ХХ века

 

  1. Основные тенденции мирового развития в середине 60-х – 80-е гг. ХХ в..
  2. Объективная необходимость реформирования советского общества. Экономическая реформа 1965 г.
  3. Нарастание кризисных явлений в социально-экономической сфере.
  4. Политика перестройки. Модернизация экономики и демократизация политической системы в 1985-1991 гг.

 

1.

Во второй половине 60-х годов наступила некоторая стабилизация отношений в мире. Исходя из сложившейся ситуации, важной задачей СССР являлось: недопущение распада мировой социалистической, системы; нормализация отношений с Западом; поддержка «дружественных режимов» и движений в странах третьего мира.

К концу 60-х годов, после целой полосы кризисов в мировой политике, началась нормализация отношений между Востоком и Западом. Фундаментом этих перемен послужили достигнутое ядерное равновесие ведущих держав, урегулирование немецкой проблемы. 12 августа 1970 года был подписан советско-западногерманский договор, по которому признавались окончательными послевоенные границы в Европе. В декабре 1970 был заключен аналогичный договор между ФРГ и Польшей, а в декабре 1973 года между ФРГ и ЧССР. Немцы понимали ответственность Германии за вторую мировую войну, за ее последствия, поэтому вынуждены были признать новые границы, в том числе германо-польскую по Одеру и Нейсе.

В мае 1972 года состоялся первый в истории советско-американских отношений визит в Москву американского президента Р. Никсона в ходе которого были подписаны - Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ -1), а так же «Основы взаимоотношений между СССР и США». Летом 1975 года состоялся совместный космический полет двух кораблей «Аполлона» и «Союза». В 1976 году был подписан Советско-американский договор, регламентирующий проведение подземных ядерных взрывов в мирных целях. За 1971-1976 гг. товарооборот между Востоком и Западом вырос в 5 раз между СССР и США в восемь раз.

Важным этапом процесса разрядки международной напряженности стало подписание 1 августа 1975 г в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. США, Канада, СССР и все Европейские государства, кроме Албании, подписавшие соглашение признали границы в Европе в том виде, как они были определены после второй мировой войны. В этих соглашениях содержались и очень важные принципы: равенство государств, невмешательство во внутренние дела другого государства, неприкосновенность границ в Европе и отказ от применения силы для урегулирования конфликтов.

В то же время политика разрядки между Востоком и Западом породила и усилила демократические процессы в странах Восточной Европы. В 1968 году в Чехословакии люди вышли на улицы с требованием изменения политического режима, которые попытались демократизировать чехословацкое общество при помощи экономического и политического плюрализма, эволюции правящей коммунистической партии. Однако закончился этот процесс вводом 21 августа 1968 года в Чехословакию войск стран - членов Варшавского договора и это движение было подавлено. В 1969 году обострились отношения СССР с Китаем, 2 марта 1969 года китайцы неожиданно напали на советских пограничников на острове Даманский, были убитые и раненные с той и другой стороны. В 1970 году имели места массовые выступления рабочих в Польше приведшие, в конечном счете, к образованию независимого профсоюза «Солидарность» к падению в 1981 году коммунистического режима в Польше.

В 70-е годы окончательно дистанцировались от СССР Китай, Албания, Румыния, Югославия, Северная Корея. Сложность отношений с этими странами была обусловлена в основном их самостоятельностью в проведении внутренней и внешней политики. Окончательный крах международной разрядки произошел после ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 года.

Во второй половине 80-х годов был совершен решительный поворот во внешней политике страны. В основу внешнеполитического курса советского руководства легла концепция, получившая название нового политического мышления.

Согласно этой концепции провозглашалась невозможность решения международных проблем силовыми методами. Вместо силовых методов универсальным способом решения международных проблем объявлялся баланс интересов, на основе приоритета общечеловеческих ценностей. Тезис о невозможности победы в ядерной войне, стал как бы материальной основой нового политического мышления в обществе.

Смена внешнеполитического курса страны началась со смены главы этого ведомства. В июле 1985 года вместо А. А. Громыко, возглавлявшего МИД в течение тридцати лет, министром был назначен бывший первый секретарь ЦК Компартии Грузии Э.А. Шеварднадзе. К этому времени коренным образом изменилась общая мировая ситуация в сравнении с той, которая существовала до 1985 года.

Со второй половины 80-х годов стали регулярными и плодотворными советско-американские отношения: Горбачев и Рейган встречались в Женеве (ноябрь 1987 г.), Рейкьявике (октябрь 1986 г.), Вашингтоне (Декабрь 1987 г.).

Результатом этих встреч стало подписание 8 декабря 1987 г. соглашения об уничтожении целого класса ядерных вооружений: ядерных ракет среднего и ближайшего радиуса действия. Впервые от переговоров об ограничении вооружения две сверхдержавы приступили к ликвидации этого оружия.

В феврале 1988 г. было принято решение о выводе советских войск из Афганистана. 15 февраля 1989 г. последний солдат покинул афганскую землю.

Всё это повлияло на представление Запада о новом политическом курсе советского руководства. Доверие Запада к новой внешней политике Москвы сохранялось на протяжении почти четырех лет (1986-1990).

Под влиянием перемен происходивших в СССР, набирало силу
демократическое движение в странах Восточной Европы. В 1989-1990 под
давлением оппозиционных сил или в ходе антиправительственных
выступлений пали коммунистические режимы в Болгарии, Албании,
Венгрии, ГДР, Польше, Румынии, Чехословакии и Монголии. Па путь
рыночных реформ вступил Вьетнам. Однако сложной оставалась германская
проблема. Вопрос о двух Германиях долго находился в центре
дипломатических дебатов Востока и Запада. 9 ноября 1989 г. начался
переговорный процесс между ФРГ и ГДР. Объединение Германии
было поставлено в повестке дня.

Советское руководство признавало неизбежность объединения. В результате переговорного процесса ГДР и ФРГ 3 октября 1990 г. осуществляется объединение двух Германий. После этого произошел распад организации Варшавского Договора и Совета Экономической Взаимопомощи. Начинался новый период в истории, Европы.

Такая ситуация сложилась в мире во второй половине 60-х-80-е годы XX века.

 

 

2.

В октябре 1964 года Хрущев Н.С. был освобожден от всех занимаемых им постов и устранен с политической арены. После падения Хрущева первым секретарем ЦК КПСС был избран Брежнев Л.И.

В марте 1965 года началась реформа в сельском хозяйстве. Этой реформой были предусмотрены прежде всего меры по решению социальных проблем села, строительству жилья, школ, больниц, повышению роли закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, сокращению налогов, частичному использованию экономических методов правления. Однако главный акцент правительства в политике на селе в процессе реформы всё же был сделан на повышение роли центра - Министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве сельскохозяйственным производством, увеличением капиталовложений в эту отрасль и списание долгов, а не на представление свободы руководителям колхозов и совхозов на местах.

Тем не менее, в результате реформы уже в 1979 году совокупная рентабельность совхозов составила 22%, а в колхозах 34%. Однако в процессе мартовской реформы 1965 г. линия на развитие самостоятельности в работе колхозов и совхозов, внутренних стимулов крестьянина к труду не получила должного развития и производимая продукция сельского хозяйства к началу 80-ых годов не смогла удовлетворить потребность страны. Среднегодовой объем, произведенный в отросли чистой продукции в сопоставимых ценах был в 1980-1981 гг. почти на 10% ниже, чем к 1970 г. отставала и социальная сфера на селе.

Отставание социальной сферы на селе, низкие заработки усилили отток сельского населения в город. К началу 80-х годов страна столкнулась с серьезными перебоями в продовольственном снабжении. Темпы прироста сельскохозяйственной продукции неуклонно падали.

В сентябре 1965 года была проведена реформа в промышленности. Это была наиболее радикальная реформа за все годы Советской власти. Суть ее можно свести к трем важнейшим направлениям:

1. Перемены в структуре управления народным хозяйством. Были приняты решения ликвидировать территориальные советы народного хозяйства (Совнархозы) и осуществить переход на отраслевой принцип управления промышленностью -Министерства.

2. Коррекция системы планирования. Поскольку прежняя - плановая система была сориентирована на достижение роста объемов производства предприятиями на базе валовой продукции, то предполагалось нацелить планы на реализацию продукции, т.е. учитывалось только то, что было продано.

3. Предполагалось совершенствование экономического стимулирования. Оно включало в себя улучшение системы оплаты труда, материальное стимулирование работников. В частности предусматривалось оценивать результаты хозяйственной деятельности предприятий по полученной прибыли (рентабельности производства), поставить оплату труда работников промышленности в непосредственную зависимость от результатов.

Хотя освоение нового хозяйственного механизма затянулось на годы, тем не менее изначально реформа сумела обеспечить некоторое усиление динамики экономического роста.

Вместе с тем следует отметить, что радикальная хозяйственная реформа в сельском хозяйстве и промышленности в 1965 году не остановила нарастание кризисных явления в экономике страны.

Каковы же причины кризисных явлений? Причина, прежде всего заключается в том, что экономическая реформа проводилась в урезанном виде. Предприятия не получили обещанных прав. Самофинансирование не стало реальностью. Планирование «по валу» сохранилось без сколько-нибудь серьезных ограничений. Годовые и квартальные планы, месячные задания корректировались в сторону снижения. Руководство страны пыталось объяснить такое положение исключительно объективными факторами: неблагоприятной демографической ситуацией и снижением удельного веса трудоспособного населения, истощением традиционной сырьевой базы (прежде всего топливно-энергетической) и, соответственно резким удорожанием добычи и перевозки сырья, значительным увеличением военных расходов. Все эти обстоятельства имели место. Росло отставание нашей страны от развитых стран Запада, где в широких масштабах началась структурная перестройка экономики с упором на ресурсосбережения, использование новейшей технологии и других достижений науки и техники.

Однако в целом следует отметить, что экономические реформы второй половины 60-х годов дали и ряд позитивных сдвигов. В строй действующих были введены около 2 тыс. крупных предприятий различных отраслей промышленности. Среди них такие уникальные, как Красноярская ГЭС, металлургические гиганты: Западно-Сибирский и Карагандинский комбинаты, было положено начало созданию Тюменского нефтеперерабатывающего комплекса. В 1970 году начал выпуск автомобилей завод в Тольятти, с его пуска началась подлинная автомобилизация страны.

3.

Вместе с тем в последующем на практике все большую силу стали набирать инертность, рутинерство, бюрократизм в руководстве экономикой страны. Это привело к тому, что в 1979-1982 годах по сравнению с показателями 1978 года объем произведенной продукции в стране оказался уже абсолютно ниже примерно на 40%. В экономике нарастала предкризисная ситуация. В начале 80-х годов стало ясно, что при сложившихся формах хозяйствования и той политической и экономической ситуацией сложившейся в стране не удается выйти на более высокий уровень жизни. Валовой национальный продукт страны в расчете на душу населения составил около 37 % от уровня США, производительность труда в народном хозяйстве упала в 2 раза. На единицу национального дохода в СССР расходовалось по сравнению с развитыми странами Запада электроэнергии, топлива, метала, цемента в 1,5-2 раза больше.

К середине 80-х годов СССР вновь оказался перед новой угрозой резкого отставания от стран Запада. Если в экономике страны нарастали кризисные явления, то в сфере политики и морали происходило явное откатывание назад в сравнении с десятилетним 1953-1904 гг. периодом хрущевской «оттепели».

В политической сфере с приходом к власти Л.И. Брежнева стало ощущаться ужесточение политического климата, нетерпимости власти к проявлению свободомыслия. Усилился партийный контроль над всеми сторонами жизни общества. Конституция, принятая в 1977 году, впервые в истории страны закрепила руководящую и направляющую роль КПСС в обществе, определив ее в качестве «ядра политической системы». Важнейшие для страны решения принимались узким кругом лиц, свертывалась критика и самокритика.

В среде научной и творческой интеллигенции стали возникать группы лиц несогласных с политическим курсом страны, открыто выступавших против попрания гражданских прав и свобод. Так возникло правозащитное движение (диссидентство).

В 1968 г. на Западе вышел роман АН. Солженицына «В круге первом». За что он был исключен из союза писателей. Присуждение Солженицыну Нобелевской премии вызвало бурю негодования в Советских средствах массовой информации. В середине февраля 1974 года А.И. Солженицын был насильственно отправлен за рубеж (Сначала в ФРГ, а затем сам переехал в США).

В марте 1971 года академик Сахаров направил Брежневу
записку с  предложениями по широкому кругу социальных и экономических проблем. В сентябре 1973 года по этому же вопросу он направил письмо конгрессу США. В 1974 году академик Сахаров в полемике с Солженицыным заявил о том, что СССР не мог   развиваться в экономической и научно-технической изоляции, в отрыве от мирового технологического прогресса. В 1975 году А. Д. Сахарову как борцу за права человека была присуждена Нобелевская премия мира.

Власть откликнулась на все эти выступления, совершенствованием репрессивного аппарата. Было создано 5 управление в КГБ по борьбе с инакомыслием. Его сотрудники были внедрены во все или почти во все учреждения, организации и движения - молодежные, религиозные, национальные, общественно-политические. К концу 70-х в народе зрело мнение необходимости экономических и социально-политических преобразований

После смерти Брежнева 10 ноября 1982 года ноябрьский пленум ЦК КПСС избрал генеральным секретарем ЦК партии Ю.В. Андропова. Позитивная роль Ю.В. Андропова за недолгое время его руководства партией и страной сказалось, прежде всего, в том, что началось разоблачение коррупции.

В феврале 1984 года после смерти Ю.В, Андропова генеральным секретарем ЦК партии, а затем руководителем государства, стал К. У. Черненко, который за 13 месяцев своего правления (по март 1985) стал известен в стране, как инициатор школьной реформы.

4.

Со второй половины 80-х годов в СССР начались процессы реформирования социально-экономической системы, форм хозяйствования и управления в целях преодоления нашего хронического отставания от стран Запада. Начало этих процессов было связано с изменениями в составе политического руководства страны, с приходом к руководству 11 марта 1985 года М.С. Горбачева. В апреле 1985 г. на Пленуме ЦК КПСС в качестве стратегической цели нового советского руководства М.С. Горбачевым был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Была выдвинута концепция преодоления негативных явлений на основе достижений научно-технического прогресса.

Главная цель ускорения заключалась в том, чтобы вывести экономику страны на мировой уровень. Особенностью первого этапа модернизации (1985-1986 г.) было то, что достичь экономического подъёма предлагалось без какого-либо заимствования экономических и политических механизмов западной цивилизации, при помощи традиционно командно-административных методов и реформ. Упор делался на укрепление производственной и исполнительной дисциплины, улучшение работы с кадрами, а также жесткий контроль за производимой продукцией.

Необходимо отметить, что на первом этапе перестройки были достигнуты некоторые положительные результаты. За 1985 - 1986 гг. темпы прироста производительности труда в промышленности и строительстве превысили среднегодовые показатели 11 пятилетки (1980-1985 г.) в 1,3 раза, на железнодорожном транспорте втрое. Эти результаты породили эйфорию, состояние приподнятого настроения, довольства партийного и государственного руководства в правильности выбранного курса.

Однако уже к концу 1986 г. экономическая ситуация в стране вновь стала ухудшаться. В январе 1987 г. наступил спад производства, что явилось началом экономического кризиса. К этому следует добавить трудности в развитии экономики, связанные с аварией на Чернобыльской АЭС (апрель 1986 г.) и землетрясением в Армении (декабрь 1988 г).

В июне 1987 г. была принята новая программа первой за годы перестройки экономической реформы. Но механизм проведения этой реформы явно не соответствовал этой цели, он не допускал различных форм собственности (государственной, частной, смешанной, кооперативной) не затрагивал основ, сложившейся в прежние годы административно-командной системы управления экономикой, носил половинчатый характер. В силу этих и многих других причин в 1988 г. на XIX Всесоюзной конференции КПСС был поставлен вопрос о необходимости проведения глубокой реформы политической системы общества. Однако в партийном руководстве не было единого мнения о целях и задачах политической реформы, единых взглядов на этот процесс.

Отсутствие единства во взглядах на обновлении советского общества привело к усилению диспропорций в его экономическом и политическом развитии. В 1989 г. темпы экономического роста резко сократились. Обозначился дефицит на самые необходимые продукты. Талоны, карточки, визитки действовали на территории всей страны. Началось абсолютное снижение масштабов производства.

Осложнились межнациональные отношения в стране.

Выросло противостояние центра и республик в стране, возник ряд горячих точек -Нагорный Карабах, Сумгаит, Тбилиси, Фергана, Узген, Ош, Баку, Вильнюс, Молдова, Южная Осетия, Абхазия и др., во многих республиках выросли центробежные тенденции, стремление выйти из состава СССР. Особенно это наблюдалось в Прибалтике. В стране наблюдается рост общественной активности населения.

Повышение активности, социальной и гражданской зрелости населения привели в конце 80-х годов к формированию новых политических структур. За короткий период возникли десятки партий, общественных организаций и движений. Что привело к возникновению новой политической ситуации.

Такие процессы, происходящие в обществе, не всем были по душе. В марте 1990 г. на III съезде народных депутатов СССР в целях стабилизации обстановки был учрежден пост Президента страны, которым стал М.С. Горбачев. Но введение института президентства не привело к усилению центральной власти. М.С. Горбачёвым была практически утрачена инициатива, а затем и контроль за процессами, происходящими в обществе. Требования жизни опережали принимаемые решения. Поставленная задача: обновить социализм, ничего не меняя в его основах, не улучшила положение дел.

К началу 90-х годов страна начала переживать острый политический кризис. В партийном руководстве страны не было единого мнения о целях и задачах перестройки. Недовольство положением дел в обществе вылилось, в конце концов, в массовое недовольство той системой организации власти, которая существовала в СССР. В стране образовавшиеся партии и движения начали выступать с критикой в адрес КПСС и ее руководства. Весной 1990 г. на III съезде народных депутатов СССР была отменена 6 статья Конституции, закрепляющая «руководящую роль» КПСС в жизни страны. Массы начали разочаровываться в Горбачеве и в его политике. К концу 1989 г. началось абсолютное снижение объемов промышленного производства. По добыче нефти и угля, выплавке металла в 1990 г. страна скатилась на позиции начала 80-х годов, снижался уровень развития сельского хозяйства Это привело к тому, что в стране началось забастовочное движение.

Начался «парад суверенитетов» союзных республик, попытавшихся самостоятельно найти выход из углубляющегося кризиса. Игнорируя распоряжения центра, республики пытались оказать давление на него. Паралич власти в стране нарастал.

В этих условиях создавалась массовая база для формирования единой позиции, объединившей всех тех, кто выступал за реальное реформирование общества. Такая оппозиция получила название «демократической». Лидером ее стал бывший кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, секретарь ЦК и первый секретарь Московского Горкома партии Б.Н. Ельцин.

Непоследовательность политического курса страны во главе с М.С. Горбачевым привела к тому, что 24 апреля 1991 г. на пленуме ЦК КПСС был поставлен вопрос о недоверии М.С. Горбачеву и необходимости введения в стране чрезвычайного положения. Назревал политический взрыв, как средство накопившихся проблем и противоречий.

К этому времени Горбачев по существу оказался без соратников и 18 августа 1991 г. во время своего отпуска был изолирован на даче в Крыму.

Вице - президент Г.И. Янаев издал указ о своем вступлении в должность президента СССР. В ночь с 18 на 19 августа под руководством Янаева был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). ГКЧП объявил в отдельных районах чрезвычайное положение, приостановил работу партий и движений; запретил митинги и демонстрации; установил контроль над средствами массовой информации, ввел войска в Москву. Но организаторы переворота ГКЧП по существу не учли, что общество уже изменилось и его нельзя повернуть обратно. Около 20 тыс. человек выступило против ГКЧП, встало на защиту российского правительства. Переворот провалился. Путчисты продержались всего три дня. Общество решительно отказалось от возврата к прошлому. Демократические силы практически пришли к власти.

Сопротивление ГКЧП возглавил Б.Н. Ельцин и руководство России. 21 августа 1991 г. была создана чрезвычайная сессия Верховного Совета России, поддержавшая действия руководство, республики. В тот же день был освобожден из изоляции Президент М.С. Горбачев. Члены ГКЧП 22 августа были арестованы.

После победы демократических сил в августе 1991 г. стало очевидно, что «центра» в прежнем виде не существует. Реальная власть перешла к республикам (суверенному государству), которых в новой ситуации не могло устроить старое союзное соглашение, предусматривающее сохранение сильного центра. Большинство республик после переворота отказались от подписания Союзного договора. В повестку дня встал вопрос о существовании СССР. К концу 1991 г. усилилось противостояние центра и республик. После провозглашения республиками суверенитета возник вопрос о новой форме государственного устройства. Начался фактически распад СССР, 8 декабря 1991 г. на встрече, в резиденции " Вискули" в Беловежской пуще под Брестом руководители славянских республик - Российской Федерации (Ельцин), Украины (Кравчук), Белоруссии (Шушкевич) заявили о прекращении действий Союзного Договора 1922 г., и пришли к соглашению о необходимости самостоятельного объединения на новых демократических началах, создания Содружества Независимых Государств (СНГ).

Таким образом, бывшие республики СССР выбрали путь независимого развития. В декабре 1991 г. были распущены представительные институты Союза - Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР в связи с прекращением существования СССР и образованием СНГ. 25 декабря 1991 г. Президент СССР М. С. Горбачев сложил свои полномочия, подал в отставку.


  Тема 9. Мир и российское общество в 90-е годы ХХ - начале ХХI в.

 

1. Россия и мировое сообщество в 90-е годы ХХ – начале ХХI в.

2. Радикальная модернизация России на рубеже ХХ – ХХI вв.













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: