Партерная эквилибристика

Эквилибристика делится на партерную, исполняемую непосредственно на манеже, и воздушную.

Ручной эквилибр

В основе этого вида - равновесие в стойке на руках (на двух и на одной), выполняемое в различных положениях и па разнообразных опорах, в том число и па вращающихся. Отсюда и название - ручной эквилибр, или стоечники, принятое в профессиональной среде. Значительно позже в этом виде эквилибристики стала чаще исполняться стойка на голове, но прежнее название - ручной эквилибр - сохранилось до нашего времени.

Довольно долго характерным для номеров ручного эквилибра было построение пирамид из столов и стульев. Их ставили друг на друга в разных положениях, и на вершине таких неустойчивых пирамид, на спинке самого верхнего стула, артист выходил в стойку на руках. Номера такого плана особенно были популярны до 30-х гг..

Позднее получили распространение номера, в основе которых также была стойка на двух руках, на одной, на голове, но в качество реквизита здесь использовали не столы и стулья, а предметы легкие, портативные: тросточки, кубики и т. п. Этот реквизит сохранился в ручном эквилибре до сегодняшних дней, так как он наиболее удобен для демонстрации различных трюковых элементов.
Например, артист выходит в стойку на руках, опираясь на две тросточки, вставленные вертикально в углубление тумбы (пьедестала), затем переходит на одну руку, опускается в равновесие на локте (по-цирковому - "крокодил"), далее силовым подъемом выходит в стойку на руках. Или, стоя на руках, собирает и разбирает пирамиду из нескольких кубиков, поставленных друг на друга.

Другие трюки: стоя на голове, артист жонглирует тремя мячиками; в этом же положении ловит на ноги и на руки кольца, которые бросает партнерша; в стойке на голове крутит ногами палку с флажками на концах. Это основные фрагменты, из которых составлялись различные трюковые варианты номера. Развитие ручного эквилибра идет по линии усложнения трюков и повышения исполнительской техники. Наиболее распространен трюк - стойка на одной руке. Ярким примером ее творческого воплощения является уникальный номер Л. Осинского, который композиционно строится только на трюках стойки на одной руке.

Ручной эквилибр требует от артиста больших физических усилий, так как в продолжение всего номера ему приходится многократно исполнять стойку на руках преимущественно силовым приемом - на различных неустойчивых точках опоры.

Перечислим некоторые сложные трюки, выполненные в ручном эквилибре советскими артистами в разные годы: прыжки на одной руке на ходуле (В. Волжанский, М. Егоров, В. Яковлев); поочередное сбрасывание кубиков в стойке на одной руке (А. Егоров, В. Саргун); пируэты в стойке на голове с одновременным жонглированием тремя шариками и вращением колец на ногах (Л. Мокеев); прыжки четыре раза подряд в стойке на одной руке с тросточки на тросточку; курбет в стойку на одной руке (И. Головин).
Больших успехов добился эквилибрист В. Яковлев. Среди его достижений - подъем в стойке на руках, на ходулях, по двум наклонным проволокам и спуск по ним в стойке на руках на роликах; передвижение в стойке на руках на вольностоящей лестнице по мостику над манежем.



Эквилибристика на вольностоящих лестницах

Вольностоящими называются лестницы, которые не имеют никаких креплений и устанавливаются на жесткой основе (пьедестал или деревянный щит) в вертикальном положении. Устойчивости лестниц исполнитель добивается соответствующими для каждого вида снаряда движениями.

Существует три разновидности вольностоящих лестниц. Первая - одинарная до 3 м длины и 40-45 см ширины. Держась за ее боковины, артист становится на первую ступеньку и усилиями рук и ног заставляет лестницу двигаться вперед-назад, сохраняя, таким образом, равновесие. При остановке лестница теряет равновесие. Такая техника балансирования - короткие покачивания - позволяет артисту взбираться на вершину лестницы и даже двигаться, стоя на ней, по наклонному трапу. Поднявшись на вершину, артист быстро переносит одну ногу через верхнюю ступеньку лестницы. Теперь покачивание ее осуществляется усилиями ног (в это время артист стоит на предпоследней ступеньке, упираясь коленом и подколенкой в последнюю перекладину).

Номера на вольностоящей лестнице чаще исполняются группой. Это позволяет применять две-три лестницы, па которых работает одновременно вся группа. Как правило, в трюковый репертуар входят элементы парной акробатики. Например, стойки руки в руки, голова в голову, на одной руке, на двух (узкоручка), арабеск на голове нижнего и т. п. Сложность исполнения трюков заключается в том, что нижний должен заботиться о сохранении равновесия самой лестницы и одновременно балансировать партнера (партнеров).

Нередко в номера на вольностоящих лестницах вводятся трюки жонглирования, как сольные, так и групповые: перекидки между участниками, стоящими на лестницах друг против друга. Иногда же номера па вольностоящих лестницах строятся целиком на жонглировании.

Вторая разновидность вольностоящих лестниц представляет собой две лестницы высотой 2-2,2 м и шириной 40-45 ел, установленные на пьедестале также вертикально. Артист встает между ними, берется за верхние ступеньки и, слегка раскачивая лестницы в стороны, плавно поднимается вверх, переступая ногами по ступенькам и перехватываясь руками по мере подъема вверх. В таком положении исполнитель балансирует верхнего, стоящего у него в стойке на голове, на плечах, а также перш на лбу. Первым исполнителем эквилибристики на двух вольностоящих лестницах был артист П. Маяцкий, который, в сущности, положил начало этой разновидности жанра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: