Научные подходы к организации и проведению социально-экономического, социально-медицинского, социально-правового и психосоциального консультирования

Функциональный подход (Метод улучшения практики управления). Фриц Стесле определяет его так: "Под процессом консультирования я понимаю любую форму оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задач, но помогает тем, кто ответственен за это". Питер Блок пишет: "Вы занимаетесь консультированием каждый раз, когда пытаетесь изменить или улучшить ситуацию, но непосредственно не руководите выполнением. Большинство штатных работников, в сущности, являются консультантами, даже если они себя официально консультантами не называют". Эти определения подчеркивают, что консультанты являются помощниками, и помощь может оказываться лицами, выполняющими самую разнообразную работу. Это могут быть менеджеры, исполнители, отдельные лица, оказывающие некоторые консультационные услуги, при этом они могут не являться полными профессионалами в своей области и могут не отвечать профессиональным стандартам и принципам.

Профессиональный подход (Область специального профессионального вида деятельности). Данный подход рассматривает консультирование как особую профессиональную службу. Согласно Лэрри Грейнеру и Роберту Метцгеру " управленческое консультирование- это консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют при необходимости, выполнению решений." То есть, в этом подходе консультант - это специалист, соответствующе подготовленный, обладающий необходимыми компетенциями, профессионально владеющий технологиями, методами и инструментами консалтинга и занимающийся консультированием как бизнесом.

Вторая классификация: выделяют подходы (и соответствующие им формы) в зависимости от предмета консультирования, главенствующей цели консультирования:

· 1.Управленческое консультирование имеет целью совершенствование управления предприятием. Концепция управленческого консультирования полагает, что достижению целей предприятия максимально способствует именно управление.

· 2.Кадровое консультирование имеет целью подбор и расстановку кадров на предприятии. Подразумевается, что квалифицированные кадры обеспечат все необходимые функции предприятия, в том числе адекватное управление, внутренние взаимодействия, эффективную рыночную деятельность. Концепция кадрового консультирования полагает, что успех предприятия - это нужные люди на нужных местах.

· 3.Обучающее консультирование имеет целью повышение квалификации существующего персонала предприятия, от руководителей до рядовых. Подразумевается, что обученный персонал в состоянии справиться с существующими и возникающими проблемами, необходимым образом организовать внутренние взаимодействия, эффективно работать с рынком. Концепция обучающего консультирования полагает, что успех предприятия - это обученный персонал.

· 4.Психологическое консультирование, и в частности тестирование имеет целью выявление и использование личностных свойств персонала всех уровней. Подразумевается, что индивидуальный подход к каждому сотруднику способен повысить его отдачу, а общее улучшение психологического климата на предприятии - повысить эффективность последнего. Концепцию психологического консультирования, включая тестирование можно сформулировать таким образом: здоровое предприятие - это здоровый психологический климат.

· 5.Маркетинговое консультирование имеет целью достижение предприятием его рыночных целей через построение целесообразного взаимодействия предприятия с рынком. Консультирование направлено, в первую очередь, на разработку и внедрение эффективных методов работы предприятия с рынком, и во вторую - на совершенствование внутренних взаимодействий, обеспечивающих применение этих методов. Совершенствование управления, подбор и обучение кадров не являются самостоятельной целью маркетингового консультирования, а скорее средством для достижения цели. Подразумевается, что успешно действующее на рынке предприятие будет иметь и здоровый психологический климат. Концепцию маркетингового консультирования мы сформулируем следующим образом: достижение рыночных целей предприятием - результат адекватного взаимодействия предприятия с рынком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: