Когнитивное развитие пожилых и старых людей

Из геронтологической литературы известно, что с возрастом снижается эффективность когнитивных функций, прежде всего восприятия и памяти. Однако ухудшение когнитивных функций, в частности памяти, может быть связано с рядом психопатологий, не имеющих возрастной зависимости.

Начиная с 90-х гг. концепции когнитивного развития в зарубежной литературе характеризуются попыткой синтеза понятий силы и слабости (или приобретения и потерь) при старении в единую концептуальную и эмпирическую картину.

Одно из проявлений этой тенденции – широкое распространение двухкомпонентной модели интеллектуального развития в немецких исследованиях по геронтопсихологии (например, П. Балтеса). Разграничивая механику и прагматику интеллекта человека, эта модель фокусируется на биологических (механистических) и социокультурных (прагматических) составляющих интеллекта.

Результаты Берлинского исследование старения (BASE) указали на многомерную структуру когнитивного функционирования очень старых людей, связанную с группой функций, представляющих механику интеллекта (рассуждение, скорость восприятия и память), и группой функций, отвечающих за прагматику (беглость мышления и знание).

Результаты исследования BASE свидетельствуют также о существенном ухудшении и механической, и прагматической составляющих, но с более выраженной тенденцией для механических функций. Этот факт подтверждает справедливость предположения о том, что процессы старения протекают на биологическом уровне и все больше воздействуют на интеллектуальные функции по мере приближения к «четвертому» возрасту. Была обнаружена тесная связь между сенсорным и когнитивным функционированием в очень старом возрасте. Было также показано, что такие тесные связи не наблюдаются у молодых и людей средних лет. Кроме того, связь сенсорных показателей с механическими компонентами интеллекта оказалась намного сильнее, чем социоструктурными переменными, которые играли более видную роль в прагматических функциях.

В центре многих исследований прагматических функций интеллекта стоит изучение мудрости ( возможно, одной из наиболее сложных концепций в области интеллектуального функционирования). Полученные данные показали, что концепция может быть операционализирована по пяти связанными с мудростью критериям: знание жизни, контекст цикла жизни, релятивизм ценностей, признание и управление неопределенностью, причем ни один из этих критериев не связан с возрастом, т.е. старый возраст – не достаточное условие для мудрости.

Исследователи других аспектов прагматики когнитивного функционирования считали, что в случае приобретения глубоких знаний и мастерства в некоторой области возрастных «естественных» снижений когнитивных функций не происходит. Например, не было обнаружено возрастного снижения когнитивных способностей у профессиональных пианистов, в то время как это имело место в сравнительной группе музыкантов-любителей.

Память – еще одна доминирующая тема когнитивного исследования старения. В исследовании Флейшманна (Fleischmann) изучались 522 человека в возрасте 57–96 лет, которые подверглись широкому тестированию для оценки разнообразных функций памяти. Анализ подтвердил многоуровневую модель памяти: первичная память (краткосрочное хранение), вторичная память (долгосрочное хранение), внимание/скорость. Возрастные различия были максимальными для вторичной памяти, в то время как в самом старом «нормальном» возрасте (т.е. без когнитивных ухудшений), вторичный компонент и компонент внимания/скорости объединялись.

Пожизненное развитие когнитивной компетентности (у весьма редких «мудрых» индивидов, высококвалифицированных профессионалов) не подвергается возрастному снижению, полностью сохраняясь в старом возрасте.

Общие тенденции интеллектуального развития пожилых людей

Интеллектуальная сохранность на поздних этапах онтогенеза обеспечивается, главным образом, за счет работы механизмов понятийного мышления, которые компенсируют снижение эффективности механизмов, обеспечивающих пространственные преобразования и операционные формы переработки информации.

Был подтвержден факт гетерохронности интеллектуального развития в онтогенезе, свидетельствующей, с одной стороны, о существовании органического единства инволюционных (регрессивных) и эволюционных (прогрессивных) изменений в характере интеллектуальной активности в процессе старения и, с другой стороны, о формировании мощных компенсаторных механизмов, обеспечивающих при перестройке интеллекта необходимые приспособительные эффекты.

Своеобразие интеллектуальной деятельности в пожилом возрасте обусловлено не только качественным изменением интеллекта (избирательным снижением или повышением определенных проявлений интеллектуальной активности), но и изменением особенностей его структурной организации (нарастанием дезинтегрированности отдельных познавательных функций). В пожилом возрасте сохраняются фаза контроля интеллектуальной деятельности и способность, как к категориальному анализу, так и к категориальному синтезу. Кроме того, в этом возрасте нарастают проявления полезависимости и ригидности, отмечается явная замедленность развертывания ориентировочной фазы интеллектуальной деятельности (возрастает время подготовки ответа при принятии решения в условиях неопределенности).

Психофизиологические когнитивные функции с возрастом ухудшаются, однако характер этих изменений у мужчин и женщин различается, так, у мужчин в условиях возрастной инволюции он более выражен (Г.В. Коробейников, 2001). Результатом активации психофизиологических механизмов является формирование системы организации (функциональной системы), направленной на эффективный анализ и синтез поступающей внешней информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: