Классификация форм воспитательной работы

Вопрос классификации форм воспитательной работы является не новым. Определенные основы решения этого вопроса заложены Е. В. Титовой в работе «Если знать, как действовать», интересен материал С. Д.Полякова, представленный в книге «Психопедагогика воспитания», а также наблюдения Л. В. Байбородовой и М. И. Рожкова, изложенные в учебном пособии «Воспитательный процесс в современной школе». Значительный вклад в разрешение проблемы классификации форм воспитательной работы вносят публикации, осуществленные под руководством С. П. Афанасьева: «Новогодняя сказка», «Новогодняя тусовка», «Последний звонок», «Чем занять детей в пришкольном лагере или Сто отрядных дел».

Е. В. Титова представляет типологию форм воспитательной работы следующим образом: мероприятия, дела, игры. Основанием для различения первых и вторых она считает характер субъекта организации деятельности (взрослые или дети). Так, мероприятия автор определяет как события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них, а дела - общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Опираясь на подход к классификации форм совместной деятельности Л. И. Уманского, С. Д. Поляков выдвигает в качестве основания для типологии форм характер взаимосвязи субъектов действия. Он предлагает различать следующие типы форм воспитательной работы: «защита», «эстафета», «бои», «хеппинг».

«Защита» - каждая группа (каждый школьник) выступает, действует сама по себе, а объединяет участников только общая тема.

«Эстафета» - совместно-последовательная деятельность, группы (учащиеся) выступают, действуют в последовательности, определяемой сюжетом, сценарием, правилом.

«Бой» - соревнование между группами, школьниками, в частности взаимообмен заданиями (классический пример — КВН),

«Хеппинг» - одновременное взаимозависимое действие школьников, групп без зрителей. Примеры: карнавал, инсценировка, всеобщая ролевая игра.

С. П. Афанасьев выделяет творческие конкурсы:

- посвященные какому-либо литературному персонажу или историческому герою (Шерлок Холмс, Доктор Айболит и т. п.),

- представляющие собой соревнование двух коллективов («Два корабля», «Две парикмахерские», «Две поликлиники» и т. д.).

Технология воспитательной работы это — идеальная модель решения некой совокупности близких педагогических задач, представляющая алгоритм действий и операций, основанный на определенном психолого-педагогическом механизме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: