Политика и экономические реформы периода перестройки

Перестройка – это процесс широкомасштабной и комплексной трансформации советской системы государственного социализма, охвативший все сферы отношений: внутриполитическую, внешнеполитическую, социально-экономическую и культурную.

В марте 1985 г. на пост Генерального Секретаря ЦК КПСС был избран молодой член Политбюро ЦК – М.С. Горбачев. В апреле 1985 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, открывший историю преобразований в СССР и провозгласивший курс на ускорение социально-экономического развития страны, акцентировав главное внимание на повышение темпов экономического развития страны и преодоление отставания машиностроения, с тем, чтобы активизировать социальные факторы. Обсуждались пути усовершенствования структуры управления экономикой, стимулирования новых форм труда.

Реформа Горбачева началась под тремя лозунгами: «гласность», «ускорение», «перестройка». «Гласность» можно было определить следующим образом: сделать достоянием людей то, что до сих пор скрывалось; признать наконец наличие не только «проблем», но и общего кризиса системы: экономического кризиса, кризиса партии, ставшей полной копией министерской бюрократии, частью экономического аппарата, давно уже переставшей быть действенной силой, способной предложить и осуществить настоящую политическую реформу. Лозунг «ускорение» - призыв к ускорению темпов развития экономики. «Перестройка» определялась как настоящая «реконструкция» всего здания советского общества в целом, но на деле приведшая к разрушению и распаду системы.

Придя к власти, Горбачев окружил себя группой экономистов, социологов, политологов. Очень скоро было достигнуто единое мнение относительно необходимости расширения самостоятельности предприятий, которые, как предполагалось, должны были управляться, исходя из принципов самоокупаемости и самофинансирования. Значительно возрастали права трудовых коллективов предприятий и организаций. Наконец, предусматривалось поощрять развертывание частной инициативы в тех сферах, где это представлялось «социально оправданным», то есть в первую

очередь в сельском хозяйстве, в возрождаемой сфере индивидуально-трудовой деятельности, в сфере услуг, объемы которых совершенно не соответствовали спросу. Постепенное возрождение внутреннего частного сектора повлекло бы за собой отказ от монополии внешней торговли (поскольку предприятия могли бы налаживать прямые контакты с иностранными партнерами) и дало бы возможность, пусть ограниченную, открыть советский рынок иностранным инвестициям и содействовать созданию совместных предприятий. Частный сектор, иностранные капиталовложения и, если брать шире, более глубокая интеграция в мировой рынок должны были стать – в идеале – стимулом к развитию и повышению конкурентоспособности советских предприятий, что способствовало бы осуществлению долгожданной реформы экономической системы. В условиях оживления рыночных отношений от предприятий требовалось бы улучшить свое финансовое положение, не забывая при этом об общих интересах как в экономическом плане, так и в социальном.

С начала перестройки развитие реформы определяли две основные тенденции: расширение самостоятельности государственных предприятий и расширение сферы деятельности частного сектора. «Закон о государственном предприятии» от 30 июня 1987 г. (вошедший в силу для всех предприятий с 1 января 1989 г.) был призван обеспечить переход на новые принципы: хозрасчет и самофинансирование. Предприятие получило планировать свою деятельность и устанавливать прямые «горизонтальные» связи с другими предприятиями. Некоторым категориям предприятий было даже разрешено вступать в прямой контакт с иностранными фирмами.

Установление экономических нормативов, образование фондов оплаты труда, фондов экономического стимулирования не только оставались произвольными, но часто наносили ущерб наиболее рентабельным предприятиям. Расширение государственного контроля за качеством продукции на деле привело прежде всего к фактическому сокращению заработков миллионов рабочих, поскольку повсеместно обнаружившееся несоответствие изделий «стандартам качества» лишило их начислявшихся прежде премий. Реорганизация министерств и некоторых других органов управления промышленностью привела к сокращению в течение шести лет около 1 млн. служащих.

Наиболее сложной проблемой, обусловливавшей переход к подлинной самостоятельности предприятий и рыночной экономике, оказалась проблема ценообразования.

Второе направление экономической реформы состояло в расширении сферы деятельности для частной инициативы. Принятым 19 ноября 1986 г. и дополненным 26 мая 1988 г. законом частная деятельность было легализована

более чем в 30 видах производства товаров и услуг. Желавшие открыть свое дело должны были зарегистрироваться, а их доходы подлежали обложению налогом, достигавшим 65%. Несмотря на заявление руководства страны о поддержке, в годы перестройки развитие частной инициативы сталкивалось с самыми разнообразными трудностями: официальными, когда местные власти употребляли весь свой талант, чтобы ограничивать деятельность кооперативов; производственными, обусловленными всеобщим дефицитом материальных ресурсов, вынуждавшим прибегать к нелегальным источникам. Большинство людей не скрывало своей враждебности в отношении развития кооперации.

Экономические реформы как и гласность, представляли смертельную угрозу для всех его привилегий и выгод от занимаемого положения. Наконец, нельзя забывать, что реформы пытались изменить экономику, в которой в течение десятилетий отсутствовали рыночные механизмы. И процветала коррупция. В условиях крайней нестабильной политической ситуации речь шла о получении максимальной прибыли в кратчайшие сроки в ущерб развитию товаров и услуг.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: