Ребусы и шифровки, головоломки

Среди заданий олимпиады каждый год встречаются ребусы, загадки, шифровки – то есть такие задания, при выполнении которых участник должен не просто продемонстрировать фактические знания, но проявить смекалку и сообразительность. Как правило, задания составляются по одной и той же схеме, усвоив которую, учитель может разнообразить учебный процесс и помочь ученикам подготовиться к олимпиаде. Рассмотрим некоторые варианты ребусов и шифровок.

Примеры заданий:

Круговой ребус

В императорской России большое внимание уделялось подготовке будущих офицеров. В кадетских корпусах, юнкерских и военных училищах в основе воспитательной системы лежали христианские идеалы. Начальник Виленского военного училища, Борис Викторович Адамович, дал своим питомцам два девиза, следовать которым они старались и после окончания учебного заведения, во взрослой своей жизни. Один из девизов звучал так: «Виленец и один в поле воин».

       Слова другого девиза прочтите, двигаясь по часовой стрелке от выделенной буквы и пропуская каждый раз одинаковое количество треугольников. (Ответ: К высокому и светлому знай верный путь)

Подготовка такого задания заключается в подборе фразы, совпадающей по буквам с количеством треугольников. Сама схема ребуса легко составляется из двух фигур в программе Microsoft Word. Фраза вписывается в треугольники по часовой стрелке буква за буквой через одинаковое количество шагов. Первая буква обязательно выделяется. Чтобы разгадать ребус, учащемуся достаточно определить величину «шага».

 

Плетёнка

Двигаясь сначала слева направо, а потом сверху вниз, прочитайте наставление знаменитого полководца Александра Васильевича Суворова и запишите его:

 


                                                                             Подсказки:

                                                                             1. Буквы рядом с ребусом указывают на                                                                           «спрятавшиеся» союзы и предлоги.

                                                                             2. Разноцветные строчки помогут       разбить                                                                        текст на слова.

 

                                                                             КЛЮЧ:

                                                                             Текст наставления: Будь чистосердечен

                                                                             с друзьями, умерен в твоих нуждах

                                                                             и бескорыстен в своих поступках.

 

 

Подготовка данного задания также связана с подбором фразы, количество букв в которой совпадает с количеством ячеек. За каждым переплетением прячется буква. Учащимся необходимо восстановить текст. Если у ребят нет навыка работы с такими головоломками, в первый раз это будет сделать достаточно сложно. Поэтому в первое время каждое слово в плетёнке помечается определенным цветом.

Цифровая запись

Двигаясь от выделенного фрагмента и пользуясь подсказками, прочитайте зашифрованную фразу.

2 6   7   15 9 3 6  

 

13 4 8,

 

1   7   10 11 1 7 12 6

Подсказка:

1. Подставка, на которую во время богослужения кладутся книги или иконы.

1 2 1 3 4 5
           

(Ответ: АНАЛОЙ)

2. О какой книге идет речь?

Пусть эта книга священная

Спутница вам неизменная

Будет везде и всегда.

Пусть эта книга спасения

Вам подает утешение

В годы борьбы и труда…

(Великий Князь Константин Романов (К.Р.), 1888г.)

6 7 1 2 8 6 3 9 6
                 

(Ответ: ЕВАНГЕЛИЕ)

3. В каком лике святых прославлены Сергий Радонежский и Серафим Саровский?

10 11 6 10 4 12 4 13 2 14 6
                     

(Ответ: ПРЕПОДОБНЫЕ)

4. Особые дни церковного года – время покаяния и усиленной молитвы.

10 4 15 16
       

(Ответ: ПОСТ)

Если учащиеся правильно определят слова-подсказки, и догадаются заменить цифры на соответствующие им буквы, у них сложится фраза: «Не в силе Бог, а в правде».

Отметим, что задание обычно не ограничивается предложением расшифровать фразу. Обычно участникам даются несколько вопросов об авторе цитаты, эпохе, в которую он жил и событиях этой эпохе, о личном восприятии смысла высказывания.

Учителю при подготовки такой головоломки придется действовать в обратном порядке:

· выбрать цитату (афоризм, поговорку и т.п.);

· подобрать слова-подсказки, в которых встречаются те же буквы, что и в высказывании;

· придумать к этим словам вопросы-определения;

· присвоить каждой букве соответствующее числовое значение;

· записать выбранную фразу при помощи цифр.

Задания на сообразительность

Загадочная смерть Первого породила рассказы о сибирском старце Федоре Кузьмиче; на месте гибели Второго построен храм Воскресения Христова; сын и внуки Третьего причислены к лику святых. Назовите имя.

(Ответ: Александр)

Задания на выполнение арифметических действий:

Выполните арифметические действия и вычислите загаданную дату. Какое отношение эта дата имеет к династии Романовых?

Канонизация прп. Серафима Саровского + Издание «Духовного регламента» (начало Синодального периода) – Избрание на царство Михаила Федоровича Романова – Основание Киево-Печерской Лавры (век) =? ________________________

КЛЮЧ:

1903+1721-1613-11=2000 – канонизация императора Николая II и его семьи.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: