Среди заданий олимпиады каждый год встречаются ребусы, загадки, шифровки – то есть такие задания, при выполнении которых участник должен не просто продемонстрировать фактические знания, но проявить смекалку и сообразительность. Как правило, задания составляются по одной и той же схеме, усвоив которую, учитель может разнообразить учебный процесс и помочь ученикам подготовиться к олимпиаде. Рассмотрим некоторые варианты ребусов и шифровок.
Примеры заданий:
Круговой ребус
В императорской России большое внимание уделялось подготовке будущих офицеров. В кадетских корпусах, юнкерских и военных училищах в основе воспитательной системы лежали христианские идеалы. Начальник Виленского военного училища, Борис Викторович Адамович, дал своим питомцам два девиза, следовать которым они старались и после окончания учебного заведения, во взрослой своей жизни. Один из девизов звучал так: «Виленец и один в поле воин».
Слова другого девиза прочтите, двигаясь по часовой стрелке от выделенной буквы и пропуская каждый раз одинаковое количество треугольников. (Ответ: К высокому и светлому знай верный путь)
|
|
Подготовка такого задания заключается в подборе фразы, совпадающей по буквам с количеством треугольников. Сама схема ребуса легко составляется из двух фигур в программе Microsoft Word. Фраза вписывается в треугольники по часовой стрелке буква за буквой через одинаковое количество шагов. Первая буква обязательно выделяется. Чтобы разгадать ребус, учащемуся достаточно определить величину «шага».
Плетёнка
Двигаясь сначала слева направо, а потом сверху вниз, прочитайте наставление знаменитого полководца Александра Васильевича Суворова и запишите его:
Подсказки:
1. Буквы рядом с ребусом указывают на «спрятавшиеся» союзы и предлоги.
2. Разноцветные строчки помогут разбить текст на слова.
КЛЮЧ:
Текст наставления: Будь чистосердечен
с друзьями, умерен в твоих нуждах
|
|
и бескорыстен в своих поступках.
Подготовка данного задания также связана с подбором фразы, количество букв в которой совпадает с количеством ячеек. За каждым переплетением прячется буква. Учащимся необходимо восстановить текст. Если у ребят нет навыка работы с такими головоломками, в первый раз это будет сделать достаточно сложно. Поэтому в первое время каждое слово в плетёнке помечается определенным цветом.
Цифровая запись
Двигаясь от выделенного фрагмента и пользуясь подсказками, прочитайте зашифрованную фразу.
2 | 6 | 7 | 15 | 9 | 3 | 6 | ||||
| 13 | 4 | 8, |
| ||||||
1 | 7 | 10 | 11 | 1 | 7 | 12 | 6 |
Подсказка:
1. Подставка, на которую во время богослужения кладутся книги или иконы.
1 | 2 | 1 | 3 | 4 | 5 |
(Ответ: АНАЛОЙ)
2. О какой книге идет речь?
Пусть эта книга священная
Спутница вам неизменная
Будет везде и всегда.
Пусть эта книга спасения
Вам подает утешение
В годы борьбы и труда…
(Великий Князь Константин Романов (К.Р.), 1888г.)
6 | 7 | 1 | 2 | 8 | 6 | 3 | 9 | 6 |
(Ответ: ЕВАНГЕЛИЕ)
3. В каком лике святых прославлены Сергий Радонежский и Серафим Саровский?
10 | 11 | 6 | 10 | 4 | 12 | 4 | 13 | 2 | 14 | 6 |
(Ответ: ПРЕПОДОБНЫЕ)
4. Особые дни церковного года – время покаяния и усиленной молитвы.
10 | 4 | 15 | 16 |
(Ответ: ПОСТ)
Если учащиеся правильно определят слова-подсказки, и догадаются заменить цифры на соответствующие им буквы, у них сложится фраза: «Не в силе Бог, а в правде».
Отметим, что задание обычно не ограничивается предложением расшифровать фразу. Обычно участникам даются несколько вопросов об авторе цитаты, эпохе, в которую он жил и событиях этой эпохе, о личном восприятии смысла высказывания.
Учителю при подготовки такой головоломки придется действовать в обратном порядке:
· выбрать цитату (афоризм, поговорку и т.п.);
· подобрать слова-подсказки, в которых встречаются те же буквы, что и в высказывании;
· придумать к этим словам вопросы-определения;
· присвоить каждой букве соответствующее числовое значение;
· записать выбранную фразу при помощи цифр.
Задания на сообразительность
Загадочная смерть Первого породила рассказы о сибирском старце Федоре Кузьмиче; на месте гибели Второго построен храм Воскресения Христова; сын и внуки Третьего причислены к лику святых. Назовите имя.
(Ответ: Александр)
Задания на выполнение арифметических действий:
Выполните арифметические действия и вычислите загаданную дату. Какое отношение эта дата имеет к династии Романовых?
Канонизация прп. Серафима Саровского + Издание «Духовного регламента» (начало Синодального периода) – Избрание на царство Михаила Федоровича Романова – Основание Киево-Печерской Лавры (век) =? ________________________
КЛЮЧ:
1903+1721-1613-11=2000 – канонизация императора Николая II и его семьи.