Значение ответственности

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Ответственность имеет огромное значение во всех сферах жизнедеятельности человека и общества в целом. Она считается социально ценным личностным качеством, которое обязательно надо развивать, формировать, воспитывать и т. д. Ответственность является необходимым качеством как для личностного роста, так для элементарного выживания.

Осознание полной ответственности за свою жизнь появляется к 18 годам (у некоторых – к 20-25). Но уже в подростковом возрасте ребенок, становясь более самостоятельным, может и должен нести ответственность за свои решения и слова. Но далеко не все взрослые осознают значимость своей личной ответственности, которая на прямую связана со способностью совершать выбор и делать вывод из последствия этого выбора.

Значение ответственности

Ответственность очень странное понятие: все говорят об ответственности, знают, как она нужна, но никто не осознает до конца полноты ее смысла. Ответственность часто ассоциируется у людей с наказуемостью, и очень редко с поощрениями и принятием вознаграждения, со свободой и уверенностью в себе. Именно поэтому ответственность для людей – это что-то страшное, от чего хочется убежать. И в этом самая главная ошибка и заблуждение.

« В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках»».

Слова мудреца «Все в твоих руках» могут служить названием темы об ответственности.

Все мы сейчас находимся в определенном месте, Вы читая этот текст или я его составляя. И до этого наша жизнь была наполнена различными событиями. От кого зависели эти события – от случая, от руководства, от родителей, от супруга(ги), Бога или от Вас? Какова роль случая? Как ее можно записать в процентном соотношении? Большинство людей отводят на долю случая от 0% до 100%! То есть существуют некоторые события, которые от нас полностью не зависят. Но так ли это на самом деле? Не является ли это простым самообманом?

Эта часть соответствует когнитивной модели Схема А-В-С

Схема 1.

Кризис   →    Интерпретация (мысли) → Реакция ( чувства) →  

(события 100%)                    (личность 100%)                                (личность 100%) ↓

↑                                                                                              ↓

←   ← ←          Действие                         ← ← ←    

                                     (личность 100%)                                                                                  

 

Можно предположить, что максимально не зависящее от нас событие это некоторый кризис, например, финансовый, ураган или стихийное бедствие, тогда его влияние приближается к 100%, а наше влияние к нулю.

  После любого события возникает наша ИНТЕРПРЕТАЦИЯ – это то, что мы думаем об этой ситуации, как мы к ней относимся (положительно, отрицательно или нейтрально). Насколько же эта интерпретация зависит от нас? Ответ: на 100%. Например, к финансовому кризису может быть очень разное отношение: для одного это будет непреодолимым горем, вплоть до самоубийства; для другого всего лишь некоторым препятствием; третий не заметит изменений; а четвертый увидит возможность на этом заработать. Можно заранее предсказать, что у первого возникнет и будет нарастать, укрепляться чувство беспокойства, страха, а остальные будут испытывать от небольшого огорчения до радости. Отсюда понятно, что и РЕАКЦИЯ (чувства) на 100% зависят от нас. Ясно, что дальше действовать все будут тоже по разному: первый может совершить суицид, второй и третий решат ничего не делать и просто плыть по течению, а четвертый будет работать более успешно чем раньше. Таким образом, ДЕЙСТВИЯ также на 100% зависят от нас. В итоге, мы приходим к какому-то последствию от своего действия или бездействия, которое приводит нас к следующему СОБЫТИЮ.

Вывод: Так как мысли и чувства относительно различных событий возникают уже в раннем возрасте, а возможность осуществлять осознанный самостоятельный выбор приблизительно с подросткового возраста, то это время можно считать точкой отсчёта цепочки всех жизненных событий. Безусловно внешний мир создает некоторые рамки, но только как действовать в этих рамка каждый выбирает сам, на 100%. Ответственность, за то где Вы находитесь сейчас на 100% лежит на Вас. Это ответ на ранее поставленный вопрос о роли случая, руководства, родителей, супруга(ги) или Бога в Вашей жизни. Некоторые сразу захотят возразить: «Позвольте, разве мы может отвечать за ураган или пожар!!!». Конечно же нет! Но благодаря всем свои действиям, всей жизненной цепочке, Вы оказались именно в этом месте!!!

Сложность заключается в том, что позиция, в которой мы снимаем с себя ответственность, удобна. Человек чувствует себя всегда правым, жертвой (виноваты либо другие люди, либо обстоятельства), и не ему нужно меняться и предпринимать какие-л. действия.  Такое отношение удобно эмоционально, но оно не позволяет влиять на свою жизнь и будущее, так как от человека мало, что зависит, можно довольствоваться только тем что предлагают. Создаются нереальные притязания к окружающему миру, стремление его менять, а не адаптироваться. И напротив, позиция, когда мы себе говорим, что на мне ответственность за мою интерпретацию, реакцию, действия, и в итоге за события в моей жизни, не всегда комфортна. Ведь оказывается Вы сами в ответе за то, что с Вами было, есть и будет. И все, что вы имеете или не имеете на данный момент, в том числе Ваши взаимоотношения, результат Ваших действий, а не всех тех людей и обстоятельств, которые Вам когда-л. мешали. Осознание этого может вызвать страх и ужас. Но только благодаря принятию на себя ответственности за свои действия, в даже казалось бы независящих от нас событиях, дает возможность наладить реально возможный, продуктивный контакт с миром.

В заключении этого раздела хочу добавить, если вы не берете ответственность за свою жизнь, ее берет кто-нибудь другой. И тогда этот другой делает с вашей жизнью то, что он считает нужным. Не принимать решение и не делать выбор — это тоже решение и выбор. Если вы не берете ответственность за свою жизнь, тогда все вокруг управляет вашей жизнью, но не вы. Если вы не готовы или не знаете, как брать ответственность в какой-то конкретный момент — не спешите отдавать ее кому-либо. Пусть она полежит на полу, пока вы подготовитесь, чтобы ее взять.

Прежде чем продолжить, попробуйте сделать следующее упражнение. Возможно оно поможет Вам взять ответственность на себя и выйти из затруднительной ситуации, в которой казалось от Вас уже ничего не зависит. Упражнение выполняйте поэтапно, не забегая вперед. Не спешите и постарайтесь быть максимально честными с собой. Вам понадобится ручка (карандаш) и небольшой лист бумаги для пометок.

Первый этап.

Вспомните проблему, которую вам нужно решить в настоящее или ближайшее время. Составьте два списка причин, которые затрудняют решение этой ситуации: внешние причины (те которые не зависят от вас) и внутренние причины (чувства, страхи и пр.). Например, одна из участниц тренинга, которая выполняла это упражнение (ее проблема «Хочу перейти на другую работу»), написала следующее: внешние причины – меня могут не отпустить со старой работы, на новой есть люди, которых могут взять вместо меня; внутренние – у меня не достаточно компетентности.

Второй этап:

После того как вы составите оба списка, переформулируйте ваши внешние причины таким образом, чтобы они начались со слова «я», а внутренние причины — со слов «мне необходимо».

Например, вышеназванная участница сделала это так: внешние – я боюсь конфликта с начальником, я боюсь конкуренции на новой работе; внутренние – мне необходимо подготовится: почитать специальные книги и т.д. Самой частой причиной, которую приводят люди в таком упражнении, является «нехватка времени» или «нехватка средств». Обычно мы переформулируем эту причину так: «Я до сих пор не считаю важным выделить на это достаточно времени или достаточное количество средств».

Теперь эти списки можно назвать иначе. Как их следует назвать, как вы думаете? Является ли первый список теперь «внешними причинами»? А чем является теперь второй список? Подсказка шепотом: внешние причины превратились во внутренние, а внутренние — в алгоритм решения.

Можно попробовать выбрать еще одну или несколько ваших жизненных ситуаций, требующих решения, и проделать с ними это же упражнение.

Виды ответственности

Выше речь шла о том, насколько мы ответственны за все, что происходит в нашей жизни. Далее рассмотрим понятие ответственности и ее виды.

Хочу дать наиболее полное определение. Итак, ответственность – это способность личности контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми в обществе или коллективе социальными, нравственными и правовыми нормами и правилами, чувством долга; обязанность и готовность субъекта отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия; отношение зависимости человека от чего-то, что воспринимается им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий.

Для описания видов ответственности, я использую простой вопрос: «Ты это сделал?», изменяя при этом в нем смысловое ударение.

Ты это СДЕЛАЛ (акцент на слове «сделал»)? Данный вопрос предполагает, что человека спрашивают совершил ли он некоторое действие. При этом, чаще подразумевая, что он должен был это сделать. Речь идет о долге! Пример: «Заплатил налоги?»; «Вы выполнили задание?». Ответ на данный вопрос дает понимание об одном из видов ответственности. Если дан положительный ответ («Да, мы выполнили задание!»), то можно говорить об ответственном поведении. Если же ответ отрицательный, то об безответственном. Итак, в данном случае речь идет о выполнение некоторого обязательства (долга), которое вы предположительно взяли на себя, и это соответствует социальной ответственности. Выполнение долга будет характеризовать социально ответственного человека, а не выполнение – как безответственного с социальной точки зрения. Таким образом, первый вид – это социальная ответственность.

Следующий вариант вопроса: «Ты ЭТО сделал?». Смысл данного вопроса заключается в интересе, к тому, что именно сделал человек, а не к самому действию. Например: «Ты решил эту задачу (а не другую)?». Речь идет о способности выбирать. Тогда любой ответ: «Да, я сделал это (а не другое), или, нет, я сделал другое» - свидетельствует о принятии ответственности за свой выбор – это можно назвать личной ответственностью.

Следующий пример покажет разницу между этими двумя видами ответственности: «Солдат срочной службы ответственно несущий свой долг обязан выполнять все поручения своего командира. В случае, если осуществив свой выбор, он откажется от приказа стрелять (например, в людей), то он понесет ответственность за невыполнение своих обязанностей». В данном случае, сделав выбор, солдат реализовал личную ответственность, но оказался безответственным по отношению к своему долгу, при этом не реализовав социальную ответственность.  

Последний возможный вариант вопроса: «ТЫ это сделал?». Целью этого вопроса является необходимость выяснить, кто совершил действие, то есть авторство. В данном случае ответ: «Да, это я» - подтверждает авторство (ответственность за авторство). А ответ: «Нет, это не я сделал» - отрицает ответственность за действие. Быть ответственности в данном контексте значит признавать себя источником собственных поступков, мыслей, чувств. Это также относится к личной ответственности, но раскрывает ее другой аспект.

Примеры:

- Сообщение по радио: «Ответственность за террористический акт взяла на себя такая-то организация или человек». Авторство признанно, ответственность взята, но совершившего террористический акт можно ли назвать ответственным? Личная ответственность реализована, а социальная нет.

- Осужденный (понесший ответственность), который не считает себя виновным. Социальная ответственность реализована (отвечает за последствия), личная нет (не признает себя виновным).

Таким образом,  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: