Предисловие
Методологической основой современного преподавания является интеграция (от лат. integratio – восстановление восполнение...), которая дает возможность показать учащимся “мир в целом”, преодолев разграниченность научного знания по дисциплинам. Интегрированными называют уроки, на которых взаимосвязанно изучаются темы истории и обществознания, биологии, географии, литературы и т.д. С точки зрения целесообразности, интеграция способствует усилению межпредметных связей, снижению перегрузок учащихся, расширению учащимися сферы получаемой информации, подкреплению мотивации в обучении, исключая дублирование и освобождая учебное время для изучения другого явления.
Мечта каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения.
И.Г. Песталоцци утверждал, что процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объединить в нашем сознании схожие и родственные, внося тем самым огромную ясность в наше сознание и после полного их уточнения повысить до ясных понятий.
|
|
Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов.
Проводя интегрированный урок истории и литературы,посвященный началу
Великой Отечественной войны и отражению этого периода в литературе мы пытались решить следующие задачи:
1) Изучить, обобщить, систематизировать знания обучающихся о начальном периоде Великой Отечественной войны. Вспомнить художественные произведения, в которых изображены первые месяцы войны.
2)Углубить знания и умения сопоставлять исторические факты, анализировать события, делать выводы. Закрепить навыки анализа лирического и прозаического произведений (работа с художественными образами, роль детали в произведении)
3) Развить активные формы сотворчества: “учитель-студент” с целью повышения интеллектуального потенциала в конкретных ситуациях. Продолжить формирование навыка выразительного чтения стихотворений, устного монологического высказывания; продолжить развитие творческих способностей обучающихся.
4) Способствовать воспитанию у обучающихся чувства патриотизма, уважения и преклонение перед подвигом российского народа в Великой Отечественной войне через исторические источники и произведения художественной литературы
5) Продемонстрировать тесную связь предметов (истории и литературы) с целью получения комплексного образования.
|
|
Форма организации работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: интерактивная доска, видеофильм, карта, атласы, раздаточный материал (карточки с текстами эпизодов из произведений Б.Васильева, А.Бека,А.Твардовского, К.Симонова), выставка книг о войне, выставка картин и плакатов на тему: «Великая Отечественная война,» учебники, план урока (у каждого студента)
Основная часть
Доска - Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»
Эпиграфы
… Но живы навсегда
В сокровищнице памяти народной
Войной испепеленные года….
А.А. Ахматова
Любовь к Отечеству
- это долг передавать потомкам правду о войне,
фактах, героях, датах.
В. В. Путин
Интерактивная доска 1945-2015 гг.
На рабочих стола х План урока,карта,хрестоматия
Преподаватель литературы.
Великая Отечественная Война... Каждый житель нашей огромной страны слышал об этом событии, унесшим миллионы жизней советских солдат, не раз. Сегодня много говорится о причинах войны, о ее последствиях и о том, как мы могли бы жить, не будь в нашей истории этих 1418 дней и ночей. Отечественная война коснулась практически каждой семьи Советского Союза. Кто-то провожал на фронт своих сыновей и мужей, кто-то сам трудился в тылу, обеспечивая армию необходимым продовольствием и оружием Мы должны сделать все, чтобы память об этом событии передавалась из поколения в поколение
В этом году мы отмечаем 75-летие Великой Победы над фашистской Германией. Мы не должны забывать, какой ценой досталась эта победа.
Преподаватель истории.
Выделяют трипериода ВОВ
Доска
1) начальный период – 22 июня 1941 г. – 18 ноября 1942 г.
2) коренной перелом – 19 ноября 1942 г. – конец 1943 г.
3) освобождение СССР и разгром фашистской Германии – январь1944 г. – 9 мая 1945 г.
Преподаватель литературы.
Сегодня мы поговорим о начальном периоде Великой Отечественной войны, самом неоднозначном и трагическом. Тема нашего урока: «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе.»
Преподаватель истории.
Гитлер готовился к войне с СССР с момента прихода к власти. План нападения был разработан в конце 1940года и получил кодовое название “ Барбаросса”. Это был план молниеносного ведения войны (блицкриг). Он предполагал в течение 10 недель уничтожить основные силы Красной Армии.
Задачей группы армий «Север» был захват Ленинграда. Группа армий «Юг» должна была оккупировать Украину. Самая мощная группа - «Центр» была направлена на Москву. По расчетам немецкого командования, в течение шести месяцев фашистские войска должны были выйти на линию Архангельск–Астрахань.
Работа с картой. Отрывок из фильма о первых часах войны
22 июня 1941 германские войска вторглись на территорию СССР. Начиналась самая тяжелая и самая жестокая из всех пережитых нашей Родиной войн.
Преподаватель литературы.
22 июня, ровно в 4 часа,
Киев бомбили, нам объявили,
Что началась война…
22 июня Алексей Сурков написал стихотворение «Присягаем победой!», которое начинается словами: «В нашу дверь постучался прикладом непрошеный гость…» и уже во втором четверостишье он говорил о победе
«Слушай, Родина, в грозные годы войны
Присягают победой твои боевые сыны!..»
А 24 июня 1941 в газете «Известия» было опубликовано стихотворение Лебедева - Кумача «Священная война». Композитор Александров написал музыку и через день её исполнял ансамбль Красной Армии.
Ни одно литературное произведение не обрело такой мгновенной и общенародной любви. Она стала гимном воющей страны. Ежегодно, 6 ч. утра, слова Левитана предваряли первые такты этой песни.
|
|
Звучит песня «Священная война» - запись
(песня В.О) – 1. 3 м. 10 сек.
На экране плакаты: Родина…
Воин Красной Армии