Психологическое консультирование, его цели, функции, основные принципы

Психконс-ние – это новый вид практи-ой деят-сти психолога, выделилась в сам-ую отрасль в 20 в. из психотерапии в связи с запросами на оказ-ие псих-ой помощи людям без клин-ой патологии. ПК – это процесс оказания псих-ой помщи, посредством спец-но-орг-го общения м/у конс-том и клиентом, при кот-ом у клиента активизируется доп-ые психолог-ие силы и способы.

Псих-ая помощь клиенту конс-нтом оказывается на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент. В ходе этой беседы клиент рассказывает психологу о себе, о своей проблеме. Психолог, в свою очередь, внимательно выслушивает клиента, стараясь вникнуть в суть его проблемы, разобраться в ней, прояснить ее как для себя, так и для самого клиента. Во время консультации оценивается личность клиента, и с учетом его индивидуальных особенностей клиенту даются научно обоснованные, аргументированные рекомендации по поводу того, как лучше всего практически решить его проблему. Советы и рекомендации, предлагаемые клиенту психологом-консультантом, в большинстве случаев рассчитаны на то, чтобы, самостоятельно воспользовавшись ими, клиент смог полностью справиться со своей проблемой без помощи со стороны психолога-консультанта. Психологическое консультирование – это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами. Во время консультации психолог обычно применяет специальные приемы и методы работы с клиентом и воздействия на него, рассчитанные на то, чтобы за сравнительно короткий срок (время проведения консультации) найти и точно сформулировать способ практического решения проблемы клиента, причем сделать это таким образом, чтобы данное решение было понятно и доступно для реализации клиенту. Психологическое консультирование отличается от других видов оказания практической психологической помощи людям следующими основными особенностями. В отличие, например, от индивидуальной и групповой психотерапии оно предполагает относительно кратковременный период и эпизодический характер личных контактов психолога-консультанта с клиентом. Разные виды индивидуальной и групповой психотерапии рассчитаны обычно на более длительный срок непрерывного взаимодействия психолога с клиентом – от нескольких недель до нескольких месяцев и даже лет, при значительно большем общем количестве часов, затрачиваемых на работу с клиентом. В психотерапии (в отличие от практики психологического консультирования) активную роль в избавлении клиента от психологических проблем играет психолог. Именно он предпринимает активные действия, направленные на решение проблемы клиента, а сам клиент играет в основном пассивную роль, то есть просто воспринимает воздействия психотерапевта и реагирует на них. В психологическом консультировании дело обстоит иначе: здесь психолог-консультант в основном только дает советы клиенту, а их практическая реализация становится делом самого клиента, активную роль он сохраняет за собой. В других видах практической психологической работы с клиентами в отличие от консультирования проводимая психотерапевтическая практика предполагает непосредственное личное общение, взаимодействие клиента и психолога, причем даже в то время, когда клиент решает свою проблему. Основная психокоррекционная работа, связанная с практикой психологического консультирования, чаще всего проводится самим клиентом в отсутствие психолога, без прямого или постоянного взаимодействия с ним. В психологическом консультировании психодиагностика в начале работы с клиентом должна быть сведена к минимуму и в основном должна опираться на результаты непосредственного наблюдения консультанта за поведением клиента, когда консультант общается с ним в психологической консультации.

Функции ПК – диагностическая, информативная, рекомендации, поддержание и сопровождение, психосоматическое лечение.

Профессиональное консультирование могут проводить психологи, педагоги, врачи, прошедшие специальную подготовку.

В качестве пациентов могут выступать здоровыеили больные люди.

Профессиональное консультирование зародилось и распространилось в 40-е - 50-е г.г., благодаря социальному запросу. Становление псизол-го консульт-я происходило практически одновременно во все жономически развитых странах. В пс. коне. выделяется 3 подхода:

1. Проблемно-ориентированное косультирование. Оно направлено на анализ сущности и внешних причин проблемы, поиск путей разрешения. Зачастую он подразумевает подключение к консультированию членов семьи.

2. Личностно-ориентированное консультирование центрировано на анализе инд-ых причин проблемы, выявлении днструктивных личностных стереотипов и редотвращении подобных проблем в будущем. Консультант принципиально воздерживается от советов и организационной помощи.

3. решение-ориентированное консультирование центрировано на выявлении ресурсов для решения проблемы. Наиболее ярким примером явл-ся краткосрочная позитивная психот-я..

Основные принципы:

· принцип учета всех сторон;

· Применение анализа подтекста

· Принцип отказа от всех рекомендаций

· Системности

· Уважение личности клиента

· Принцип потребностной мотивированности консультанта (заинтересованность в клиенте)

Психологическое консультирование - это профессиональная помощь пациентц в поиске решения проблемной ситуации.

Цели и задачи:

.Во всех этих и других подобных случаях психологическое консультирование решает следующие основные задачи: 1. Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент. 2. Информирование клиента о сути возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности. (Проблемное информирование клиента.) 3. Изучение психологом-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: