Психологические причины школьной неуспеваемости. Средства преодоления неуспеваемости

Псих-ие причины, лежащие в основе неуспев-ти, объединены в две группы, к первой из которых отнесли недостатки позн-ой д-ти в широком смысле слова, a ко второй — недостатки в развитии мотив-ой сферы детей.

Анал-уя причины первой группы, речь идет о тех случаях, когда шк-к плохо понимает, не способен усваивать кач-но шк-ые предметы, не умеет на должном уровне вып-ять уч-ые действия. Среди псих-их причин первой группы выделим сл-ие три: несформированность приемов уч-ой д-ти (р-ок, поступивший в школу и столкнувшийся с необх-ью вып-ять новую для себя уч-ую д-ть, часто не в состоянии сам-но найти адекватные способы работы); недостатки развития психических процессов, гл-м обр-м мыслит-ой сферы р-а; неадекватное исп-ие реб-м своих инд-о-типол-их особ-ей, проявляемых в позн-ой д-ти.

Если спец-о не обратить вн-я на неправ-ые навыки и приемы уч-ой раб-ы, они могут закрепиться и привести к стойкому отставанию шк-ка в учебе. Постеп-му закр-ию их в уч-ой д-ти спос-т такие ее особ-ти, как, во-первых, относ-ая легкость уч-го труда в начале об-я, позволяющая на первых порах исп-ть малоэффективные сп-бы без заметного отставания в учебе, и, во-вторых, отсутствие реального контроля со стороны учителя за способами учебной работы ученика.

 

1. Предмет социальной психологии. Задачи социальной психологии и проблемы общества.

Задачи социальной психологии и Социальная психология - это отрасль науки, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Предмет социальной психологии:

1. Личность в обществе: ее положение в коллективе, межличностные отношения, особенности общения, изучение личности, ее черты.

2. Социальные группы в обществе: психологические характеристики групп, проблемы внутригрупповой динамики, внутригрупповые отношения, межгрупповые отношения и т.д

3. Социальная психика (массовидные явления психики): психология классов, социальных слоев, массовых настроений; общественное мнение и психологический климат, массовые действия и групповые эмоциональные состояния.

Отрасли соц. психологии

- этническая психол.

- психол. Классов

- психология религии

- политическая психол.

- психол. Общения

- психол. семейных отношений

- конфликтология

- социальная психол. Личности

- психол. Управления

- психол. социального воздействия.

Задачи:

1. Выработка практических рекомендаций полученных в ходе прикладных исследований;

2. Достраивание своего собственного здания, как целостной системы научного знания;

3. Задача корректных отношений к зарубежной социальной психологии, ее теоретическим концепциям, методам и результатам;

4. Тщательная проработка проблемы прикладного исследования.

Проблемы общества.

Важной чертой социально - психологического знания является его включенность в социальную и политическую проблематику общества. Это касается таких проблем, как психол. характеристики бол. соц - х групп, массовых движений, а так же исследования мал. соц - х групп, социализации,, социальных установок личности. Они связаны с теми конкретными задачами, которые решаются обществом определенного типа. В социально - психол. знании непосредственно влияние конкретных социальных условий, традиций культуры. В определенном смысле слова можно сказать, что социальная психология сама является частью культуры. Отсюда возникают по крайней мере две задачи для исследователей.

Во-первых, задача корректного отношения к зарубежной социальной психологии, прежде всего к содержанию ее теоретических концепций, а также методов и результатов исследований. Как об этом свидетельствуют многочисленные западные работы, большинство практически ориентированных исследований в социальной психологии было вызвано к жизни совершенно конкретными потребностями практики. Следовательно, сама ориентация этих исследований должна быть внимательно изучена под углом зрения задач, в свое время поставленных практикой. Современные научные исследования не могут осуществляться без определенной системы их финансирования, а система эта сама по себе диктует и цель, и определенную «окраску» основного направления работы. Поэтому вопрос об отношении к традиции социальной психологии любой другой страны не имеет однозначного решения: нигилистическое отрицание чужого опыта здесь столь же неуместно, сколь и простое копирование идей и исследований. Не случайно в современной социальной психологии введено понятие «социального контекста», т.е. привязанности исследования к определенной социальной практике.

Во-вторых, задача тщательной отработки проблемы прикладного исследования в социальной психологии. Исследования, проводимые непосредственно в различных звеньях общественного организма, требуют не только высокого профессионального мастерства, но и гражданской ответственности исследователя. Направленность практических рекомендаций и есть та сфера, где социальная психология непосредственно «вторгается» в общественную жизнь. Следовательно, для социального психолога весьма остро стоит не только вопрос о профессиональной этике, но и о формулировании своей социальной позиции. Французский социальный психолог С. Московией справедливо заметил, что задачи для социальной психологии задает именно общество, оно диктует ей проблемы (Московией, 1984). Но это означает, что социальный психолог должен понимать эти проблемы общества, уметь чутко улавливать их, осознавать, в какой мере и в каком направлении он может способствовать решению этих проблем. «Академизм» и «профессионализм» в социальной психологии должны органически включать в себя и известную социальную чуткость, понимание сущности социальной «ангажированности» этой научной дисциплины. В современном обществе раскрываются многочисленные сферы приложения социально-психологических знаний.

Специфика соц. психологии, сложившейся в нашей стране в конкретных исторических условиях, а именно в период существования социалистического строя, естественно породила и новую проблематику. Конечно, многие из открытых в трад. соц. психол. явлений имеют место в любом типе общества: межличностные отнош., коммуникативные процессы, лидерство, сплоченность. Однако, констатируя этот факт нужно иметь в виду 2 обстоятельства: 1) формально все процессы те же, но каково содержание различных форм их взаимодействия, какого рода установки возникают по отношению к опред - ым общественным явлениям- все это определяется содержанием конкретных общественных отношений; 2) новая социальная реальность рождает порой и необходимость новых акцентов при исследовании традиционных для данного общества проблем. Так, период радикальных экономич-х и политич-х преобразований, происходящих сегодня в России, требует особого вним-я, н-р, к проблемам этнической психологии, психологии предпринимательства(в связи со становлением новых форм собственности)и др. Идея о том, что общество диктует проблемы соц. психологии, должна быть дополнена идеей о том, что долг соц. психолога - уметь выявить эти проблемы.

Кроме задач общетеоретического плана общество ставит перед соц. психологией и конкретные прикладные задачи. Ряд важнейших направлений прикладных исследований определяется сегодня задачами, связанными с теми изменениями в массовом сознании, которые обусловлены именно радикализмом социальных преобразований.

 

Социальная психология - изучение закономерности поведения и деятель людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологичссю.' характеристик этих групп.

Объекты изучения - малые и большие группы (семья - нация). Как наука. социальная психология определилась в 1908 году в Америке, а в России в 60-х гг. Дискуссия о предмете социальной психологии и ее границ.

1. 20-е годы. Челпанов делил психологию на: 1) социальную психологию - должна разрабатываться в рамках марксизма; 2) собственно психологию - эмпирическая наука независимо от мировоззрения. Артемов делит психологию на психолога;:о индивида и психологию коллектива. Корнилов: задача социальной психолог им измерение субъектов, силы, коллективных реакций на раздражителя. Бехтерев отрасль рефлексологии - «коллективная рефлексология, которая изучает поведение коллектива, личности в нем. Выготский: предмет социальной психологии психика отдельного лица. Сравнивает «социальную психологию» и «коллективную психологию».

2. Конец 50-х - начало 60-х. Выделяется 3 основных подхода к предмету соста.ьно^ психологии:

· «Массовидные явления психики» (социологи).

· Личность в группе (т.е. что с ней происходит при взаимодействии -психологи;

· Массовые психические процессы и положения личности в группе. Границы социальной психологии.

1) социальная психология - это часть социологии;

2) социальная психология - это часть психологии;

3) социальная психология - наука, которая располагается на стык: психологии и социологии;

4) социальная психология захватывает «ничью землю» - область, находящуюся между.

Проблемами социальной психологии являются личность в группе, психические характеристики массовых социальных процессов и больших групп, проблема обшгним, Динамика развития межличностных отношений в группе; Сама природа совместной деятельности людей в группе;

Форма складывающегося общения и взаимодействия;

Как конкретно действует личность в различных реальных группах. Все это является задачами социальной психологии. «Задачи для социальной психологии задает общество, оно диктует социальной психологии проблемы) Московиси.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: