Под лидерством понимается руководство, наблюдение, надзор и управление группой или организацией. Другими словами,ли дерство в малой группе - это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов.
Некоторые исследователи предлагают отличать феномен лидерства как явления, основанного на социально-психологических качествах личности лидера,.. от руководства, основанного на командно-административных методах воздействия (Парыгин, 1999). Однако такое разграничение не всегда оправдано. В этой связи часто делается разграничение между неформальным лидерством (лидер не обладает официальными командно-административными функциями) и формальным (лидер как официальный руководитель наделен этими функциями со стороны организации или социального института). Лидеры в жизни существуют везде.
Лидерство основано на;
- личных качествах лидера,
- социально-психологических отношениях складывающихся в группе.
|
|
Основными признаками лидерства являются:
более высокая активность и инициативность индивида при решении групповых задач,
большая информированность о решаемой задаче, членах группы и ситуации в целом,
более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы,
большее соответствие поведения соц. установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе,
большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.
Функции лидера:
организация жизнедеятельности в различных сферах,
выработка и поддержание групповых норм,
внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами,
принятие ответственности за результаты групповой деятельности,
установление и поддержание благоприятных социально психологическихз отношений в группе.
Выделяют виды лидерства:
1) лидерство в деловой сфере (инструментальное);
2) лидерство в эмоциональной сфере (экспрессивное).
Эти виды могут быть персонифицированы в одном лице, но чаще они распределяются между разными членами группы.
Типы лидерства
1) лидеры, ориентированные на решение групповых задач,
2) лидеры, ориентированные на общение и взаимоотношение в группе
3) универсальные лидеры.
Роли лидеров:
1) лидер-специалист,
2) лидер-организатор,
3) лидер-мотиватор,
4) лидер-генератор эмоционального настроя и т.д.
Качества лидера и его роль
Р.Л.Кричевский(1996) отмечал, что к числу наиболее упоминаемых качеств лидеров относятся:
интеллект, стремление к знаниям, доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, надежность, ответственность, независимость, общительность.
|
|
В разных ситуациях эффективные лидеры обнаруживают разные качества.
Представители поведенческого подхода к исследованию лидерства считают, что лидером становиться тот человек, который обладает нужной формой поведения.
К.Левин описал и исследовал автократический, демократический и либеральный стили лидерства.
Стиль управления (руководства) – это привычная манера поведения классного руководителя по отношению к подчинённым (воспитанника, студентам), чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей; относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера [15, с.3].
Изучение стиля руководства и само возникновение этого понятия связано с именем немецкого психолога Курта Левина. В 30-е годы он вместе с группой своих сотрудников провёл в США серию экспериментов, в ходе которых выявил три стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный
Авторитарный (директивный, волевой, автократический) стиль характеризуется централизацией власти в руках руководителя. Для автократа характерны догматизм и стереотипность мышления. Руководитель часто озабочен и хмур, предельно раздражён, резок с людьми. Он единолично принимает решения, жёстко определяет деятельность подчинённых, сковывая их инициативу. Около 90 % поведенческих действий состоит из команд и приказов. Дела в группе он планирует заранее. Подчинённым известны лишь ближайшие цели, и они имеют минимум необходимой информации. Контроль над деятельностью подчинённых основан на силе власти руководителя. Его голос всегда является решающим, всякая критика в его адрес пресекается.
Демократический (коллегиальный, партнёрский) стиль означает минимальное участие руководителя в принятии решений, он децентрализует свою управленческую власть. Этот стиль называют стилем группового участия, т.к. принимая решение, руководитель консультируется с подчинёнными и тем самым даёт им возможность принимать участие в выработке решений. Подчинённые получают достаточно информации, чтобы иметь представление о перспективах работы. При этом стиле управления руководитель делегирует свои функции и полномочия подчинённым. Инициатива с их стороны всячески стимулируется. Мотивация осуществляется за счёт экономического вознаграждения, основанного на целях, установленных в ходе участия; персонал на всех уровнях чувствует ответственность за цели организации; существует много коммуникативных связей [41, с.290].
Либеральный (попустительский, нейтральный) характеризуется, с одной стороны, «сверхдемократичностью», с другой – «минимумом контроля», вследствие чего принятые решения не выполняются. Руководитель чаще всего действует как посредник, обеспечивающий своих сотрудников информацией и материалами, необходимыми для работы. Он недостаточно активен, боится конфликтов, стремится к безответственности. Такой руководитель во всём согласен с подчинёнными
Какой из этих стилей управления наиболее эффективен?Доказано, что демократический стиль управления не всегда более эффективен, чем авторитарный. Сам К.Левин установил, что объективные показатели продуктивности у обоих стилей одинаковы.
В соответствии с исследовательскими предпочтениями к изучению тех или иных переменных, в современной социальной психологии существует ряд теорий лидерства, в которых делается акцент на объяснительном потенциале влияния соответствующих переменных на специфику этого феномена.