В-8. Развитие ответственности личности в процессе социализации. Понятие «локус контроля»

Локус контроля [от лат. locus - место, местоположение и франц. contrôle - проверка] - личностная характеристика, отражающая предрасположенность и склонность индивида атрибутировать ответственность за успехи и неудачи своей активности либо внешним обстоятельствам, условиям и силам, либо самому себе, своим усилиям, своим недочетам, рассматривать их в качестве собственных достижений или результатов собственных просчетов, а также попросту отсутствия соответствующих способностей или недоработок. При этом данная индивидуально-психологическая характеристика является достаточно устойчивым, слабо поддающимся изменениям личностным качеством, несмотря на то, что окончательно формируется в процессе социализации. Во многом эта стабильность локус контроля обусловлена тем, что он практически напрямую связан с таким показателем социальной ориентации личности, как экстернальность (экстернальный, или внешний локус контроля) и интернальность (интернальный, или внутренний локус контроля). Принято считать, что само понятие "локус контроля" введено в социальную психологию и психологию личности американским психологом Д. Роттером. Выделяют внешний и внутренний локус- контроля. Индивиды, демонстрирующие свою приверженность к внутреннему локус-контролю, как правило, обладают адекватной самооценкой, у них чаще всего (если это не сугубо ситуативные обстоятельства) не проявляется неоправданные тревога, чувство вины и страха, они склонны к достаточно последовательному решению поставленных задач, умеют постоять за себя, оправданно доброжелательны к окружающим, коммуникабельны и испытывают готовность к взаимодействию на партнерских началах. Что касается тех личностей, которых характеризует внешний локус контроля, то они нередко избыточно тревожны и подвержены неоправданной фрустрации, неуверенны как в своих способностях в целом, так и в отдельных своих возможностях и потому чаще всего не готовы решать стоящие перед ними задачи в логике "сегодня и здесь", а склонны скорее подходить к их решению по схеме "завтра и где-нибудь". Помимо этого они, как правило, не способны на личностное самоопределение в группе, адекватную атрибуцию ответственности в условиях совместной деятельности, демонстрируют отсутствие действенной групповой идентификации. Следует специально отметить, что локус контроля личности нередко предопределяет ее статус в неформальной структуре власти сообщества.

Теория Лоренса Колберга

Метод Колберга состоял в предъявлении испытуемым ряда моральных дилемм.

Основываясь на результаты своих исследований, Колберг пришел к выводу о том, что моральное развитие проходит через неизменную последовательность трех уровней развития морали, в каждый из которых входят две четко различимые стадии. Порядок этих уровней и стадий развития морали неизменен, так как они зависят от развития определенных когнитивных способностей, развивающихся в определенной последовательности. Каждая последующая стадия обусловлена предыдущей и заменяет ее. Достигнув более высокой стадии моральной аргументации, индивид уже никогда не регрессирует к ранним.
Первый уровень, согласно теории Колберга, - это уровень доконвенционной морали. На этом уровне правильность и неправильность поступков определяется тем, что за ними следует - наказание или поощрение.
Второй уровень -конвенционная мораль. Теперь индивид старается соблюдать правила и социальные нормы для того, чтобы заслужить одобрение других или сохранить социальный порядок. Мнению других уделяется повышенное внимание.

Третий уровень - постконвенционная мораль. Представитель этого уровня моральной аргументации определяет верное и неверное на основе фундаментальных принципов справедливости, которые могут не совпадать с законами.

Уровень 1. Предконвенциональный.

Стадия 1. "Я должен сделать то, что обещал, иначе на?кажут".

Стадия 2. "Раз ты меня обидел, то и я тебя обижу".

Уровень 2. Конвенциональный.

Стадия 3. "Я хочу делать то, что приятно другим".

Стадия4. "Я обязан соблюдать закон".

Уровень 3.. Постконвенциональный.

Стадия5. "Я должен исполнять эти законы, так как их установило общество".

Стадия6. "Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой".

Две первые стадии относятся к детям, которые еще не усвоили понятий о хорошем и плохом. Они стремятся избежать наказания (первая стадия) или заслужить поощрение (вторая стадия). На третьей стадии люди отчетливо осознают мнения других и стремятся действовать так, чтобы завоевать их одобрение. Хотя на данной стадии начинают формироваться собственные понятия о хорошем и плохом, люди в основном стремятся приспосабливаться к окружающим, чтобы заслужить социальное одобрение. На четвертой стадии люди осознают интересы общества и правила поведения в нем. Именно на этой стадии формируется нравственное сознание: человек, которому кассир дал слишком много сдачи, возвращает ее, потому что?это правильно?. Как считает Колберг, на последних двух стадиях люди способны совершать высоконравственные поступки независимо от общепринятых ценностей.

 

 

В-21.Понятие малой группы. Общая характеристика малой группы. Классификация малых групп. Основные структуры малой группы.

Малая группа — это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием.

Малые группы выступают объектами иссл-ия не только соц-ой пс-ии, но и соц-гии и общей пс-ии.

Соц-ая псих-я изучает псих-ие явления, которые возникают в процессе общения и взаимодействия между людьми в малых группах и хар-т не отдельных индивидов, а взаимосвязи и взаимоотношения между этими индивидами, между индивидами и группой и саму малую группу как целое.

Колич-ые признаки малой группы - ее нижние и верхние границы опр-ся кач-ми признаками малой группы, основными из которых являются:

·    контактность — возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями

·    целостность — соц-ая и псих-ая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое.

Оптим-ый размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5—12 человек.

Принято выделять группы:

·   первичные, то есть наименьшие по размеру и далее не делимые общности

·    вторичные группы, формально представляющие собой единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп.

Малые группы яв-ся осн-м объектом лаб-ых экспериментов в соц-ой пс-ии. Поэтому необх-о различать группы:

· искус-ые (или лабораторные), специально создаваемые для решения научных задач

·естест-ые группы, сущ-ие незав-о от воли исследователя.

Важным представляется выделение групп формальных и неформальных, предложенное Э.Мэйо.

·    Формальные группы — группы, членство и взаимоотношения в которых, носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями. Это прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных, малых групп является совместная деятельность.

·    Неформальные группы — объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Это дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями.

По времени существования выделяются группы:

· временные, в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени (например, участники групповой дискуссии или соседи по купе в поезде)

· стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы).

В зависимости от степени произвольности решения индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и уходе из нее группы делятся на открытые и закрытые.

Псих-ая общность группы проявляется также в наличии социально-психологических характеристик, присущих группе в целом (а не характеризующих отдельных индивидов), таких как совместимость, сработанность, сплоченность, социально-психологический климат и др

Основными параметрами малой группы, необходимыми для ее качественной характеристики в социально-психологическом исследовании, являются композиция и структура группы.

Композиция группы — это совокупность индивидуальных особенностей членов группы, значимых для ее характеристики как целого. Выбор параметров, характеризующих композицию группы, во многом определяется конкретными задачами исследования.

Структура малой группы - это совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами.

При исследовании формальных групп и организаций принято выделять формальную и неформальную структуры групп.

Для изучения неформальной структуры малой группы используют метод социометрии

Основными характеристиками социометрической структуры малой группы являются:

1.Социометрический статус членов группы, т.е. положение, которое они занимают в системе межличностных выборов и отвержений.

2. Характеристики взаимных предпочтений и отклонений.

3. Наличие микрогрупп, члены которых связанны отношениями взаимных предпочтений, и характер отношений между ними.

4. Относительное число взаимных предпочтений (так называемая социометрическая сплоченность группы).

Коммуникативная структура малой группы - это совокупность связей между ее членами, характеризуемых процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе.

Основными характеристиками коммуникативной структуры группы являются:

1. Положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации).

2.Частота и устойчивость коммуникативных связей в группе.

3.Тип коммуникативных связей между членами группы (централизованные или децентрализованные "коммуникативные сети").

Ролевая структура малой группы - это совокупность связей и отношений между индивидами, характеризуемых распределением между ними групповых ролей, т.е. типичных способов поведения.

Структура социальной власти и влияния в малой группе - это

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: