Зеркало. Психогимнастика. Артикуляционная гимнастика

Педагог. Говоря о стекле, нельзя не вспомнить такой предмет, как зеркало. Что такое зеркало? Это предмет, который имеет свойство отражать свет, предметы. Как изготавливают зеркало? На одну сторону листового стекла наносят слой какого-то металла, например серебра или алюминия. Эта поверхность приобретает свойство отражения. Зеркало готово! Давайте поиграем.

Детям раздают настольные зеркала.

Педагог. Посмотрите в зеркало и изобразите мимикой, как вы удивляетесь, когда узнали, что зеркало – тоже стекло. Покажите, как вы разозлитесь, если увидите, что с зеркалом обращаются очень неаккуратно. А теперь – как вы расстроитесь, если зеркало разобьется? Что вы почувствуете, если в зеркале, как в комнате смеха, все окажутся потешными и забавными. Изобразите смешные рожицы, как в комнате смеха.

Детям предлагают сильно втянуть щеки, затем их сильно надуть. Сильно вытянуть губы вперед. Очень широко открыть рот и одновременно высунуть язык. Попытаться кончиком языка дотянуться до кончика носа и другие смешные упражнения.

Современные виды стекла. Образование сложных прилагательных из двух основ.

Педагог. В наше время каких только видов стекла не придумали ученые – для технических, бытовых и других нужд! Давайте познакомимся с его названиями: стекло, которое сберегает энергию (а есть и такое!) - … (энергосберегающее), толстое стенка - … (толстостенное), не пробивается пулями - … (пуленепробиваемое), изолирует тепло - … (теплоизолирующее), отражает свет - … (светоотражающее), защищает от солнца - … (солнцезащитное), против ударов - … (противоударное), стойкое к огню - …огнестойкое, огнеупорное).

Стеклообои.

Педагог. Современные ученые научились вытягивать из стекла тончайшие волокна, нити, т.е. стекловолокно, и даже «ткать» из него на специальных станках «ткань» - стеклообои. Стеклотканевые обои являются новым материалом для отделки помещений наряду с бумажными. Они бывают разного цвета и фактуры, но обладают очень важными свойствами, которые вы сами сейчас назовете: безопасны к пожару – … (пожаробезопасные), не поддаются огню - … (огнеупорные), непроницаемы для воды - … (водонепрницаемые), устойчивы к влаге - … (влагоустойчивые), проводят воздух - … (воздухопроницаемые), стойкие к износу - … (износостойкие), стойкие к разрывам - … (разрывостойкие).

Образование существительных с увеличительными суффиксами.

Педагог. Стекло используют и в быту, и в технике. Всем знакома линза, или лупа. А ведь это тоже стекло, только сделанное определенным образом: это стекло выпуклое или, наоборот гнутое. Если через него смотреть, все предметы окажутся увеличенными или уменьшенными. Это свойство используется в линзах для очков, микроскопов, биноклей и телескопов. Для чего нужны эти приборы?

Образование существительных с увеличительными суффиксами.

Педагог. Представьте, что в микроскоп мы рассматриваем насекомых. Каких вы знаете? (ответы детей) Какими кажутся их части тела? Огромными! Назовите их.

Дети. Ноги – ножищи, усы – усищи, глаза – глазищи, хвост – хвостище и др.

Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Педагог. А теперь представьте, что мы смотрим через ту часть лупы, которая уменьшает.

Какими будут казаться предметы? Можно говорить о любых предметах.

Дети. Ложка – ложечка, палец – пальчик, волос – волосок, бумага – бумажка и т.д.

Педагог. Зачем нам нужен телескоп? Что мы сможем увидеть? (Дети образуют существительные в винительном падеже).

Дети. Я вижу в телескоп Луну, а я – Марс, а я – Большую Медведицу и т.д.

Пластический этюд «Стеклянные фигурки».

Педагог. Из стекла, учитывая его плавкость при высоких температурах, изготавливают и стеклянные фигурки животных, людей предметов. Иногда они настолько хороши и богато украшены, что представляют художественную ценность, и их выставляют в музеях.

Изобразите такие фигурки, а я угадаю, кто вы. Проводится игр по типу «Морская фигура, замри!»

Развитие графо-моторных навыков.

Педагог. Кроме того, на стекле можно «рисовать», т.е. специальным инструментом – резцом снимают тонкий слой нужной формы: это место становится непрозрачным, матовым, а на фоне общей прозрачности на стекле появляется рисунок как бы белого цвета. Таким рисунком можно украсить любую стеклянную посуду. Мы не можем выполнить такой рисунок на стекле, но давайте потренируемся на бумаге.

Детям раздают листки бумаги и карандаши. Предлагают нарисовать любые несложные фигуры («стеклянные предметы») и заштриховать ровными параллельными линиями.

Продуктивная деятельность.

Педагог. Стеклянным является и такой известный предмет, как аквариум. Правда, настоящий нам не понадобится, а поделку мы смастерим из стеклянной крышки для банок.

Детям раздают крышки. С внутренней стороны налепляются пластилин в виде рыбок, камней, водорослей и т.д. С внешней стороны наша миниатюра похожа на маленький аквариум с обитателями.

Подбор родственных слов.

Педагог. Подберите «семейку» родственных слов к слову «стекло».

Дети. Стеклянный, застеклить, стеклышко, стеклодув, стеклообои, стеклопакет и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: