Обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В отечественной логопедии основным методологическим принципом анализа речевых нарушений выступает принцип системного анализа, разработанный Р.Е. Левиной. Основой системного анализа являются современные представления о речевой деятельности как о сложной, многоуровневой функциональной системе, составные части которой взаимно обуславливают друг друга. Первичная несформированность у ребенка одного из языковых компонентов, принимающих участие в становлении речи, влечет за собой вторичные, третичные и другие изменения речевой системы.

Ориентировочный этап логопедического обследования начинается со знакомства со специальной документацией и беседой с родителями. Задача данного этапа – изучить медицинскую, психолого-педагогическую документацию и дополнить анамнестические данные сведениями о ходе речевого развития ребенка.

В ходе следующего этапа обследования необходимо изучить строение и подвижность органов артикуляционного аппарата: губ, языка, зубов, челюстей, неба. Отклонения от нормы фиксируются в речевой карте. В ходе выполнения заданий отмечаются свобода и быстрота движений органов артикуляции, их плавность, а также насколько легко осуществляется переход от одного движения к другому. 

Следующий этап – обследование фонематических процессов. При обследовании фонематического слуха необходимо выяснить, как ребенок различает на слух отдельные звуки. В первую очередь это относится к звукам, сходным по артикуляции или близким по звучанию. Проверяется различение всех коррелирующих фонем из групп:

- свистящих и шипящих;

- звонких и глухих (та-да, па-ба, га-ка и т.д.);

- сонорных (ра-ла, ри-ли и т.д.);

- мягких и твердых (са-ся, ла-ля и т.д.).

При изучении фонематического восприятия выявляется способность различать слова, близкие по звучанию: жук-сук-лук, том-дом-ком, мишка-миска, коза-коса, день-тень-пень.

Важное звено в общей системе изучения речевой деятельности представляет обследование звукопроизношения. При обследовании произношения звуков выявляется умение ребенка правильно произносить тот или иной звук изолированно, в слогах, в словах, во фразе (по заданию логопеда), а также умение использовать его в самостоятельной речи. Следует отмечать возможные виды нарушения звукопроизношения: замену, смешение, искажение или отсутствие отдельных звуков.

На основе информации, полученной в ходе логопедического обследования, выносится логопедическое заключение (с учетом клинико-педагогической и психолого-педагогической классификаций), что позволяет правильно организовать индивидуальный подход к детям с речевыми проблемами в ходе коррекционной работы.

Основные направления логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи.

1.Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия с опорой на речеслуховой, речедвигательный, зрительный и другие анализаторы,

2. Формирование фонетической системы языка: уточнение артикуляции и закрепление произношения сохранных звуков, а также исправление произношения нарушенных звуков с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.

3. Обучение грамоте. Звук и буква изучаются параллельно, графическое начертание букв – только в печатном варианте.

4. Расширение и уточнение лексического запаса как за счет уточнения значений имеющихся слов и накопления новых слов.

5. Совершенствование грамматического строя речи.

6. Закрепление навыков построения связного высказывания: обучение планированию, построению, композиционному оформлению.

Организация обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.       

Важную роль в обучении и воспитании детей с ФФН играет четкая организация их жизни в дошкольном учреждении. В течение года дети фактически изучают две программы: общеобразовательную и коррекционную. Соблюдение определенного режима, правильное распределение нагрузки на протяжении всего дня позволяют без лишнего напряжения и переутомления выполнять поставленные задачи по развитию речевой деятельности дошкольников.

Логопедические занятия – основная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения речи. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной, систематической работы по формированию фонематических процессов, коррекции звуковой стороны речи и обучению элементам грамоты на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях. Вместе с тем на логопедических занятиях проводится работа по обогащению знаний об окружающем мире, развитию психологической базы речи, воспитанию нравственных качеств.

Фронтальные занятия проводятся на протяжении всего времени обучения в определенной системе, по единому плану с учетом индивидуальных особенностей детей. На подгрупповые занятия дети объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения, по уровню развития лексико-грамматического строя. На индивидуальных занятиях ведется работа по развитию полноценных движений органов артикуляционного аппарата; постановке отсутствующих в речи ребенка звуков, их автоматизация, дифференциация в речи.

Вопросы для контроля

1. Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие?

2. Каковы причины фонетико-фонематического недоразвития?

3. В чем различие между фонематическим слухом и фонематическим восприятием?

4. Какие виды нарушений звукопроизношения вы знаете?

5. Назовите основные этапы логопедического обследования при ФФН.

6. Перечислите основные направления коррекционной работы с детьми, имеющими ФФН.

7. Назовите основные виды логопедических занятий. Каковы их цели и задачи?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: