Специфика логопедического обследования при ринолалии

В обследование входят: 1) описание анатомических особен­ностей строения всего артикуляционного аппарата и самого врож­денного дефекта; 2) обследование общего речевого развития; 3) изучение изменений в эмоционально-волевой сфере ребенка, связанных с дефектами внешности и речи.

Обследование начинается с осмотра артикуляционного аппа­рата. Логопед классифицирует вид расщелины, выясняет, в каком возрасте были сделаны пластические операции губы и нёба, а затем подробно описывает состояние всех органов артикуляции. При расщелине верхней губы отмечают ее подвижность, вы­раженность рубцовых изменений, состояние уздечки. Осматривая нёбо до операции, фиксируют внимание на раз­мере дефекта и подвижности сегментов мягкого нёба. После опе­рации описывают форму свода, рубцы, степень их выраженности, длину и подвижность небной занавески. Одновременно логопед имеет возможность визуально оценить плотность нёбно-глоточного смыкания и активность боковых сте­нок глотки при фонации.

Уровень речевого развития выясняют, проверив звукопроизношение, словарный состав речи, ее грамматический строй, а так­же фонематический слух.

Изменения эмоционально-волевой сферы: скованность; стремление отвечать на вопросы жестами, ми­микой показывают, что ребенок знает о речевом расстройстве и стесняется его.

3. Методика коррекционно-педагогического (логопедического) воз­действия при ринолалии.

Коррекционное обучение детей с ринолалией ведется по следующим направлениям: нормализация деятельности артикуляционного аппарата (различны­ми приемами в зависимости от состояния врожденного дефекта); формирование артикуляции звуков; устранение назального оттенка голоса; дифференциация звуков; нормализация просодической стороны речи; автоматизация приобретенных навыков в свободном речевом об­щении.

В отечественной логопедии разработкой методических приемов по устранению ринолалии занимались Е. Ф. Pay, 3.Г. Нелюбова, А. Г. Ипполитова, И.П. Ермакова.

А. Г. Ипполитова (1963) одна из первых рекомендовала заня­тия в дооперационном периоде. Характерным для ее методики является сочетание дыхательных и артикуляционных упражнений, последовательность отработки звуков, обусловленная артикуляционной взаимосвязанностью.

И.И.Ермакова (1980) разработала поэтапную методику кор­рекции звукопроизношения и голоса. Ею установлены возрастные особенности функциональных расстройств голосообразования у де­тей с врожденными расщелинами и применительно к ним моди­фицированы ортофонические упражнения. Специальное внимание уделено послеоперационному периоду и рекомендованы приемы раз­вития подвижности мягкого нёба, предотвращающие его укороче­ние после хирургической пластики.

Вопросы для контроля

1. Дайте определение ринолалии, раскройте структуру речевого дефекта.

2. Перечислите причины возникновения ринолалии.

3. Опишите формы ринолалии: закрытая, открытая, смешанная.

4. Раскройте специфику логопедического обследования при ринолалии.

5. Назовите специалистов отечественной логопедии, которые занима- лись проблемой ринолалии.

6. Опишите основные методических приемов по устранению ринолалии.

 

Тема 7. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей.

Организация и содержание логопедической работы.

Лекция № 1 (2 ч.)

1. Общая характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников.

2. Обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

3. Основные направления логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи.

4. Организация обучения и воспитания детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи.        

Общая характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия, различения и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи, фонематический слух, фонематическое восприятие.

Низкий уровень развития фонематического слуха и фонематического восприятия выражается в следующем:

- неразличении отдельных звуков в рядах звуков, слогов, слов;

- неразличении на слух фонем по акустическим особенностям (в первую очередь глухих - звонких, свистящих – шипящих, твердых – мягких, шипящих – свистящих – аффрикат и т.п.);

- незапоминании слоговых рядов из двух – четырех элементов (па – ба, са – ша – са, ма – мо – му, па – та – ка – ва); 

- неузнавании, неразличении слов в простых фразах («Накоси травы коса, будет сытая коза»);

- неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза слова;

- несформированности умения слышать ошибки в чужой, собственной речи и исправлять их.

У детей с ФФН помимо низкого уровня развития фонематического слуха, фонематического восприятия отмечаются нарушения фонетической стороны речи (звукопроизношения). Они могут быть обусловлены как несформированностью фонематических процессов, так и особенностями в строении и функционировании речевого аппарата. Это проявляется в следующих видах нарушений звукопроизношения: смешении (сушка – «суска», «шушка»); заменах (звонкие согласные звуки заменяются глухими: банка – «панка», дом – «том»; [р] – звуками [л, л′, р′, й, в, г]: рак – «лак», «ляк», «ряк», «як», «вак», «гак»; [л] – звуками [ы, й, л′, н, в, у]: лапа – «ыапа», «япа», «ляпа», «напа», «вапа»; [к] – звуками [т], [х]: кот – «тот», «хот»; [г] – звуком [д]: гамак – «дамак»); пропусках (морковь – «моковь», лак – «ак»); искажениях ([c], [ш] – неотчетливыми звуками [ф], [в]: санки – «фанки», шапка – «фапка»; [c],[з],[ц] – неотчетливыми звуками [т], [д], [т′]: сова – «тава», зайка – «дайка», цыпленок – «типленок»; [с], [з] – звуками [ш], [ж] (смягченным вариантом): сад – «щат», коза – «кожя»).

Количество нарушенных звуков у ребенка с ФФН может быть достаточно большим – до 20. Чаще всего наблюдаются дефекты произношения следующих групп звуков: свистящих ([с], [с′],[з],[з′]), шипящих ([ш], [ж,] [щ]), аффрикат ([ц],[ч]); соноров ([л],[р],[р′]); звонкие звуки нередко заменяются парными глухими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: