В обследование входят: 1) описание анатомических особенностей строения всего артикуляционного аппарата и самого врожденного дефекта; 2) обследование общего речевого развития; 3) изучение изменений в эмоционально-волевой сфере ребенка, связанных с дефектами внешности и речи.
Обследование начинается с осмотра артикуляционного аппарата. Логопед классифицирует вид расщелины, выясняет, в каком возрасте были сделаны пластические операции губы и нёба, а затем подробно описывает состояние всех органов артикуляции. При расщелине верхней губы отмечают ее подвижность, выраженность рубцовых изменений, состояние уздечки. Осматривая нёбо до операции, фиксируют внимание на размере дефекта и подвижности сегментов мягкого нёба. После операции описывают форму свода, рубцы, степень их выраженности, длину и подвижность небной занавески. Одновременно логопед имеет возможность визуально оценить плотность нёбно-глоточного смыкания и активность боковых стенок глотки при фонации.
Уровень речевого развития выясняют, проверив звукопроизношение, словарный состав речи, ее грамматический строй, а также фонематический слух.
Изменения эмоционально-волевой сферы: скованность; стремление отвечать на вопросы жестами, мимикой показывают, что ребенок знает о речевом расстройстве и стесняется его.
3. Методика коррекционно-педагогического (логопедического) воздействия при ринолалии.
Коррекционное обучение детей с ринолалией ведется по следующим направлениям: нормализация деятельности артикуляционного аппарата (различными приемами в зависимости от состояния врожденного дефекта); формирование артикуляции звуков; устранение назального оттенка голоса; дифференциация звуков; нормализация просодической стороны речи; автоматизация приобретенных навыков в свободном речевом общении.
В отечественной логопедии разработкой методических приемов по устранению ринолалии занимались Е. Ф. Pay, 3.Г. Нелюбова, А. Г. Ипполитова, И.П. Ермакова.
А. Г. Ипполитова (1963) одна из первых рекомендовала занятия в дооперационном периоде. Характерным для ее методики является сочетание дыхательных и артикуляционных упражнений, последовательность отработки звуков, обусловленная артикуляционной взаимосвязанностью.
И.И.Ермакова (1980) разработала поэтапную методику коррекции звукопроизношения и голоса. Ею установлены возрастные особенности функциональных расстройств голосообразования у детей с врожденными расщелинами и применительно к ним модифицированы ортофонические упражнения. Специальное внимание уделено послеоперационному периоду и рекомендованы приемы развития подвижности мягкого нёба, предотвращающие его укорочение после хирургической пластики.
Вопросы для контроля
1. Дайте определение ринолалии, раскройте структуру речевого дефекта.
2. Перечислите причины возникновения ринолалии.
3. Опишите формы ринолалии: закрытая, открытая, смешанная.
4. Раскройте специфику логопедического обследования при ринолалии.
5. Назовите специалистов отечественной логопедии, которые занима- лись проблемой ринолалии.
6. Опишите основные методических приемов по устранению ринолалии.
Тема 7. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей.
Организация и содержание логопедической работы.
Лекция № 1 (2 ч.)
1. Общая характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников.
2. Обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
3. Основные направления логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи.
4. Организация обучения и воспитания детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи.
Общая характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия, различения и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи, фонематический слух, фонематическое восприятие.
Низкий уровень развития фонематического слуха и фонематического восприятия выражается в следующем:
- неразличении отдельных звуков в рядах звуков, слогов, слов;
- неразличении на слух фонем по акустическим особенностям (в первую очередь глухих - звонких, свистящих – шипящих, твердых – мягких, шипящих – свистящих – аффрикат и т.п.);
- незапоминании слоговых рядов из двух – четырех элементов (па – ба, са – ша – са, ма – мо – му, па – та – ка – ва);
- неузнавании, неразличении слов в простых фразах («Накоси травы коса, будет сытая коза»);
- неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза слова;
- несформированности умения слышать ошибки в чужой, собственной речи и исправлять их.
У детей с ФФН помимо низкого уровня развития фонематического слуха, фонематического восприятия отмечаются нарушения фонетической стороны речи (звукопроизношения). Они могут быть обусловлены как несформированностью фонематических процессов, так и особенностями в строении и функционировании речевого аппарата. Это проявляется в следующих видах нарушений звукопроизношения: смешении (сушка – «суска», «шушка»); заменах (звонкие согласные звуки заменяются глухими: банка – «панка», дом – «том»; [р] – звуками [л, л′, р′, й, в, г]: рак – «лак», «ляк», «ряк», «як», «вак», «гак»; [л] – звуками [ы, й, л′, н, в, у]: лапа – «ыапа», «япа», «ляпа», «напа», «вапа»; [к] – звуками [т], [х]: кот – «тот», «хот»; [г] – звуком [д]: гамак – «дамак»); пропусках (морковь – «моковь», лак – «ак»); искажениях ([c], [ш] – неотчетливыми звуками [ф], [в]: санки – «фанки», шапка – «фапка»; [c],[з],[ц] – неотчетливыми звуками [т], [д], [т′]: сова – «тава», зайка – «дайка», цыпленок – «типленок»; [с], [з] – звуками [ш], [ж] (смягченным вариантом): сад – «щат», коза – «кожя»).
Количество нарушенных звуков у ребенка с ФФН может быть достаточно большим – до 20. Чаще всего наблюдаются дефекты произношения следующих групп звуков: свистящих ([с], [с′],[з],[з′]), шипящих ([ш], [ж,] [щ]), аффрикат ([ц],[ч]); соноров ([л],[р],[р′]); звонкие звуки нередко заменяются парными глухими.