Понятие, формы и мотивы политического участия

 

Проблемы участия в политике рассматривались уже в работах мыслителей Древнего мира. Так Аристотель включил вопрос об участии в общих делах в определение понятия «гражданин». Гражданином он считал того, кто «участвует в суде и в народном собрании». Спустя столетия эта тема продолжала разрабатываться и, к примеру, М. Вебер среди участвующих в политике выделяет три группы акторов. Первые – это «профессиональные политики», вторые – это политики «по случаю», каковыми является каждый из нас, когда идёт на избирательный участок по случаю выборов. Третьи – это политики «по совместительству», для которых участие в политике не является основным делом, но которые занимаются политикой в случае необходимости.

В современной политической науке вплоть до середины ХХ века понятие «участие» использовалось в узком смысле, в основном для обозначения индивидуального участия в выборах представительных органов государственной власти. С 50-60-х годов ХХ века его стали трактовать более широко. С данным термином стали связывать многообразное политическое участие граждан в выборах, общественно-политических организациях, политических партиях, а также контактах населения с политиками и заканчивая участием в политических митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании. 

Таким образом, в настоящее время под политическим участием принято рассматривать действия, предпринимаемые лицами или группами с целью влияния на процесс выработки, принятия и осуществления государственных решений, формирования органов власти как на общегосударственном, так и на местном уровне.

Следует подчеркнуть, что в понятие «политическое участие» не включаются знания о политике. Человек может интересоваться политическими новостями, иметь определённый кругозор о событиях в области политики, но никакой активности, никаких действий, относящихся к сфере политики не предпринимать, не участвовать в выборах, демонстрациях, деятельности партий и т.п. Конечно, знания влияют каким-то образом на политическое участие тех граждан, которые проявляют определённую активность. Но ещё раз подчеркнём, что понятие «политическое участие» отражает практический, а не когнитивный аспект жизнедеятельности человека или социальной групп. 

Далее отметим дискуссионный аспект понятия «политическое участие». Он заключается в том, что одни авторы включают в политическое участие действия «любого человека, будь то политический деятель, государственное должностное лицо или обычный гражданин, активно участвующий тем или иным способом в осуществлении политики в рамках политической системы любого типа»[90]. Другие же авторы, как отечественный исследователь В.Г. Ледяев, акцентируют внимание на то, что «к политическому участию не относится профессиональная деятельность людей, входящих в состав представительных, исполнительных, судебных, силовых структур власти; политическое участие профессиональных политиков и чиновников имеет место только в тех случаях, когда они действуют как рядовые граждане, например, участвуют в процедуре голосования»[91]. Представляется, что последняя точка зрения является более аргументированной. Действительно, профессиональные политики и чиновники обязаны по должности проявлять определённую активность в решении общезначимых проблем. Тем более они получают за это вознаграждение в виде заработной платы.

Есть ещё один дискуссионный вопрос, относящийся к понятию «политическое участие». Следует ли включать в политическое участие не только добровольную активность обычных граждан в политической сфере, но и их активность, проявляемую под влиянием страха или в виду обещанного поощрения. Некоторые авторы считают, что «если человек агитирует за партию или участвует в проводимых ею мероприятиях только потому, что за это платят, то данная деятельность не является политическим участием». Представляется, что данная точка зрения не достаточно аргументирована. Под влиянием мотивированных акций в политике иногда происходят коренные перемены и эти процессы необходимо отражать понятием «политическое участие». С учётом этого, более аргументированной является подход С.Хантингтона, который включает в политическое участие всякую активность в политике независимо от мотивации. Но при этом он выделяет два вида политического участия: автономное (сознательно обусловленные формы политического поведения индивидов) и мобилизованное (вынужденное участие под давлением государства, воздействием страха, подкупа, и иных неполитических стимулов).

Среди форм политического участия принято выделять:

- голосование на выборах и референдумах;

- участие в избирательных кампаниях в качестве наблюдателей, волонтёров и др;

- массовые манифестации (митинги, демонстрации, забастовки, пикетирования);

- письма и петиции в органы государственной власти;

- контакты с политиками;

- выражение своей позиции в СМИ и средствах массовой коммуникации;

- контроль за деятельностью государственных и муниципальных органов власти.

В современных государствах наиболее распространенной формой политического участия являются участие в выборах представительных органов власти.

Многообразие форм политического участия можно классифицировать по различным основаниям. Немецкий политолог М. Каазе предпринял попытку классификации политического участия, исходящую из противопоставления форм участия:

1. Вовлеченное участие (те, кто принимают участие в выборах и т.д) и не участие граждан в политике. Форма аполитичности, проявляющаяся в уклонение избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти, отражается понятием   абсентеизм (лат. absens отсутствующий).

2. Легальное участие (разрешенное законом) или нелегальное (запрещенное законом, например, движения ненасилия типа гражданского неповиновения Махатмы Ганди или агрессивные движения с использованием политического насилия).

3. Конвенциональное (общепринятое) и неконвенциональное. В основе такого разделения лежит принцип легитимности. К первой группе причислятся все формы участия, которые реализуются в разрешенных границах политического процесса. Ко второй относятся запрещенные формы политического участия (например, терроризм или запрещенные властями акции протеста).

Кроме того в политической науке существуют и другие подходы к классификации политического участия. Так, выделяют:

- постоянное (оно свойственно лидерам общественно-политических организаций) и эпизодическое (как правило, ограничивается участием в выборах) участие;

- традиционное (обусловлено поддержанием стабильности сформированной политической системы) и инновационное (ориентированное на модернизацию политических институтов);

            - индивидуальное и коллективное;

            - мобилизованное и автономное.

Уровень политического участия индивидов и групп зависит от двух условий: мотивов и факторов участия. Под мотивами имеются в виду сознательно поставленные цели, которые побуждают людей к активности. Под факторами в контексте данной темы будем иметь в виду лишь внешние причины, влияющие на активность людей.   

Среди основных мотивов политического участия граждан можно выделить желание оказать влияние на принятие политических решений с целью реализации индивидуальных или групповых интересов. Как правило, такого рода мотивация характеризуется как материально-статусная мотивация. Через участие в политике индивиды или группы стремятся изменить своё материальное положение или повысить статус.

Активность в политике может проявляться и как стремление к реализации своей компетентности. Например, участие в качестве наблюдателя на выборах или волонтёра в избирательной кампании того или иного кандидата.

Участие в политике может быть обусловлено компенсаторной мотивацией. Индивиды компенсируют через активность в политике свои неудачи или недореализованность своих жизненных целей через другие формы активности.

Участие в политике может быть обусловлено общегражданской позицией индивидов или групп, их стремлением защищать конституционные права и свободы и др.

Уровень политического участия различных индивидов и групп зависит, в том числе и от внешних по отношению к мотивам причин, то, что мы обозначили как факторы. К факторам политического участия относятся:   

1. Политический режим в стране (демократический, авторитарный, тоталитарный). При демократии для граждан существует значительно больше возможностей для проявления своей активности в политической сфере: выборы, референдумы, многопартийность, политическая оппозиция, права на проведение митингов, демонстраций и пикетов и др. В странах с устоявшимся демократическим режимом граждане свободно выбирают формы политического участия в рамках закона, не опасаясь за преследования со стороны властей. В недемократических (тоталитарных и авторитарных) режимах легальными формами политического участия могут быть только санкционированные властью демонстрации, шествия и прочие мероприятия, направленные на поддержку утвердившегося политического режима. Мобилизационное вовлечение граждан осуществлялось политическими структурами – партиями, общественно-политическими организациями, СМИ – тесно интегрированными с государством. Неподконтрольные государству органы и институты, которые могли бы действовать в политической сфере, не допускаются.

2. Экономическое положение. Длительные экономические кризисы, как правило, порождают волну недовольств, митингов и демонстраций общенациональных забастовок, то есть ухудшение экономической ситуации активизирует политическое участие. Экономическая стабильность и рост благополучия, как правило, стабилизируют политическое участие и сводят его к таким его формам как выборы и референдумы.

- Политическая культура (мобилизационная или автономная культура, патерналистская, подданническая или активистская культура) – исторически сложившиеся модели поведения людей в политике детерминируют также и особенности политического участия.

- Демографические признаки – мировая практика свидетельствует о том, что молодежь проявляет меньшую политическую активность, чем представители средних и старших возрастных групп, а женщины меньше принимают участия в политике, чем мужчины. В некоторых странах до сих пор не искоренился стереотип: политика дело не женское. Вместе с тем, политическая действительность, начиная со второй половины ХХ века, позволяет констатировать тот факт, что с процессом демократизации обществ отчетливо наблюдается рост политической активности женщин. Массовое вовлечение женщин в избирательный процесс связано с широким феминистическим движением в США и странах Западной Европы, а также с суфражизмом (от фр. suffrage —избирательное право) — движением за предоставление женщинам избирательных прав, а затем, против дискриминации женщин в целом в политической и экономической жизни. Отправной точкой является принятие 10 декабря 1869 г. Законодательным собранием штата Вайоминг (США) новой конституции, которая предоставляла женщинам право голоса, а также право занимать руководящие посты на всех уровнях власти.

- Уровень образования. Эмпирические исследования показывают, что молодые люди, с более высоким уровнем образования, а также люди из средних слоев населения, преимущественно с ориентацией на новые ценности, проявляют больше готовности к прямым и неконвенциональным, формам политического участия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: