Порядочный автор никогда не станет писать объёмную автобиографию, у него попросту времени на это не найдётся. И его автобиографией будет собрание всех его сочинений. Не стоит доверять тем творцам, чья автобиография превышает объёмом другие их книги, собранные воедино.
***
Вопрос Преподнесения.
В художественной литературе больше зависит от того, как преподносятся идеи, нежели от того, что это, собственно, за идеи. В конце концов, именно художники рисуют умонастроения в народе. И в самых как будто бы миролюбивых сказках заложены порою куда более разрушительные идеи их больными создателями с нездоровыми амбициями… — более разрушительные относительно тех безобидных призывов к насилию, которые исходят от писателей взрослых, так сказать, но — не серьёзных.
На детскую литературу всегда необходима особенно жёсткая цензура.
***
Вражда, страдание, счастье…
С сильными людьми куда полезнее враждовать, нежели дружить. Ибо именно из вражды мы научаемся истинности. И страдалец всегда мудрее счастливого человека, ибо страдание, в отличие от счастья, не есть ограниченность.
***
О современных священнослужителях.
Современные священнослужители, так полюбившие опираться на научные тенденции, тем самым больше популяризуют науку, нежели сами приобщаются к ней, поскольку живут они всё-таки в метафизике, и многие вопросы, которые они пытаются решать священной метафизикой, не поддаются рациональной, более-менее объективной оценке с точки зрения социума. Это, например, важность сексуального аспекта в обществе, который играет, пожалуй, ключевую роль в институте семьи. Священники называют себя психологами, но психолог в той же мере метафизик, в какой он и физиолог, тогда как священники физиологии чураются, усматривая в этом всё ту же нить грехопадения.
***
О психологических оценках.
Смешны и нелепы по большей части те психологические диагнозы, которые выносят великим и гениальным людям люди обычные, якобы здоровые, а на самом деле просто посредственные. Лишь гениальный, то есть душевнобольной, психиатр может вынести верную психологическую оценку работе гениального человека и самом у гениальному, душевнобольному, человеку. Это хорошо знали Фрейд и его ученик Карл Юнг.
***
Надзор за актёрами.
Актёры, будучи последней ступенью одного большого творческого акта, нуждаются в особом надзоре. Они не вправе легкомысленно относиться к своему делу, ибо если от философа и через революционера, а затем художника, а затем режиссёра и сценариста до них доходит-таки идейный материал, то они должны оправдать себя в глазах зрителя постольку, поскольку должны оправдать свою профессию в глазах этого идейного материала, этой, не принадлежащей им в действительности, Роли!
***
Оценочное явление.
Когда ты познаешь, что ты ничего не знаешь, ты прозреешь. Так, во всяком случае, полагали и Сократ, и Будда.
Глупость же всегда в уверенности собственного понимания предметов.
Понимание как будто отвергает оценочное явление…
***
Что есть мудрость.
От того, что ты знакомишься каждый день с новыми предметами и составляешь себе о них мнение, ты мудрее не становишься. Мудрее ты становишься, если день за днём составляешь разные мнения об одном предмете.
***