Занятие № 1. Тема: Семена и проростки. Корень и корневая система. Морфолого-анатомическое строение корня. Типы корней и корневых систем.
Задания: 1. Изучить и зарисовать внешний вид проростка сосны. 2. Изучить и зарисовать семена и проростки однодольных и двудольных растений с запасанием питательных веществ в эндосперме и перисперме. Указать названия растений. 3. Изучить и зарисовать функциональные зоны корня: зону деления, растяжения, поглощения (всасывания), проведения. 4. Изучить и зарисовать первичное анатомическое строение корня ириса (Iris sp.). 5. Изучить и зарисовать вторичное анатомическое строение тыквы (Cucurbita pepo). Обозначить ткани. 6. Изучить и зарисовать стержневую и мочковатую корневые системы.
Вопросы для контрольной работы: 1. Основные понятия морфологии высших растений. Вегетативные и генеративные органы. 2. Корень, типы корней и корневых систем. Зоны корня. Метаморфозы корня. 3. Анатомическое строение корня. Его первичное и вторичное строение. 4. Развитие и строение семян. Типы семян с эндоспермом, без эндосперма, с периспермом.
|
|
Занятие № 2. Тема: Побег. Стебель. Типы анатомического строения стеблей: стволов хвойных и двудольных древесных растений.
Задания: 1. Изучить и зарисовать многообразие побегов по направлению роста. 2. Изучить и зарисовать укороченные и удлиненные побеги древесных растений. 3. Изучить и зарисовать типы ветвления побегов. 4. Изучить и зарисовать примеры верхушечных, пазушных и придаточных почек. 5. Изучить и зарисовать внутреннее строение вегетативной и генеративной почек. 6. Изучить и зарисовать анатомическое строение стеблей древесных растений на примере сосны обыкновенной (Pinus sylvestris) и липы мелколистной (Tilia cordata). Обозначить ткани и годичные кольца.
Вопросы для контрольной работы: 1. Понятие о побеге. Элементы побега. Закономерности и типы листорасположения. 2. Стебель, строение и функции. Формы стеблей. 3. Анатомическое строение центрального цилиндра стебля и типы стел. Эволюция стел. 4. Строение стебля древесного растения на примере липы сердцелистной. 5. Строение стебля древесного растения на примере сосны обыкновенной.
Занятие № 3. Тема: Типы анатомического строения стеблей травянистых однодольных и двудольных растений.
Задания: 1. Изучить и зарисовать анатомическое строение стеблей однодольных растений на примере ржи посевной (Secale cereale) и кукурузы (Zea majs). Обозначить ткани. 2. Изучить и зарисовать анатомическое строение стеблей двудольных травянистых растений на примере льна (Linum sp.), подсолнечника однолетнего (Helianthus annuus) и кирказона (Aristolochia sipho). Обозначить ткани.
Вопросы для контрольной работы: 1.Анатомическое строение стебля. Особенности строения стеблей травянистых растений. 2. Строение стебля ржи посевной. 3. Строение стебля кукурузы. 4. Строение стебля льна. 5. Строение стебля подсолнечника однолетнего. 6. Строение стебля кирказона.
|
|
Занятие № 4. Тема: Лист и его строение. Морфологическое разнообразие листьев. Листорасположение. Анатомия листа разных экологических групп.
Задания: 1. Изучить и зарисовать анатомическое строение листа однодольного растения на примере ириса (Iris sp.). Обозначить ткани. 2. Изучить и зарисовать анатомическое строение листа двудольного растения на примере камелии японской (Camellia japonica). Обозначить ткани. 3. Изучить и зарисовать анатомическое строение листа голосеменного растения на примере сосны обыкновенной (Pinus sylvestris). Обозначить ткани. 4. Изучить и зарисовать примеры простых и сложных листьев.
Вопросы для контрольной работы: 1. Лист и его части. Листья простые и сложные. 2. Строение листа ириса. 3. Строение листа камелии японской. 4. Строение листа сосны обыкновенной.
Занятие № 5. Тема: Метаморфозы листа, корня, надземных и подземных побегов и их значение.
Задания: 1. Изучить и зарисовать метаморфозы листа: колючки кактуса опунции (Opuntia sp.), усики гороха посевного (Pisum sativum), ловчие аппараты растений-хищников росянки круглолистной (Drosera rotundifolia) и пузырчатки обыкновенной (Utricularia vulgaris). 2. Изучить и зарисовать метаморфозы (видоизменения) побега: клубень картофеля (Solanum tuberosum), луковицу лука репчатого (Allium cepa), клубнелуковицу лилии (Lilium sp.), корневища купены лекарственной (Polygonatum odoratum), шипы барбариса обыкновенного (Berberis vulgaris), усики тыквы (Cucurbita pepo). 3 Изучить и зарисовать макро- и микроскопическое строение «корнеплодов» моркови посевной (Daucus sativa), редиса (Rhaphanus raphanisrum) и свеклы обыкновенной (Beta vulgaris). Обозначить ткани. 4. Изучить и зарисовать метаморфозы корня: эндо- и эктотрофную микоризу на корне древесных и травянистых растений; бактериальные клубеньки на корнях бобовых; корни-подпорки; корни-пневматофоры; веламен.
Вопросы для контрольной работы: 1. Метаморфозы листьев и побегов, их разнообразие и значение. 2. Анатомическое строение корневищ. 3. Метаморфозы корней, их разнообразие и значение.
Занятие № 6. Итоговый тест по разделу «Анатомия и морфология растений».
Занятие № 7. Тема: надотдел мохообразные.
Систематическое положение изучаемых представителей:
Надотдел: Bryomorphae – мохообразные
Отдел: Hepaticae, Marchantiophyta – печеночники
Класс: Marchantiopsida – маршанциевые
Порядок: Marchantiales – маршанциевые
Семейство: Marchantiaceae – маршанциевые
Вид: Marchantia polymorpha – маршанция многообразная
Отдел: Musci, Bryophyta – мхи
Класс: Sphagnopsida – сфагновые мхи
Порядок: Sphagnales – сфагновые
Семейство: Sphagnaceae– сфагновые
Вид: Sphagnum sp. – сфагнум
Класс: Polytrichopsida – политриховые
Порядок: Polytrichales – политриховые
Семейство: Polytrichaceae– политриховые
Вид: Polytrichum commune – кукушкин лен обыкновенный
Задания: 1. Изучить и зарисовать внешний вид мужского и женского гаметофитов маршанции, с подставками, поперечные срезы подставок, коробочку. 2. Составить схему жизненного цикла маршанции, отметив для каждой стадии плоидность ядер. 3. Изучить и зарисовать внешний вид верхней части женского гаметофита сфагнума с коробочками, продольный разрез коробочки, строение листа, отметив гиалиновые клетки. 4. Изучить и зарисовать внешний вид мужского и женского гаметофитов кукушкина льна, верхнюю часть гаметофитов с антеридиями и архегониями, продольный разрез коробочки. 5. Составить схему жизненного цикла кукушкина льна, отметив плоидность ядер на каждой стадии. 6. Ознакомиться с гербарием и выписать латинские и русские названия представителей мхов, встречающихся во флоре Республики Мордовия.
|
|
Вопросы для контрольной работы: 1. Мохообразные, особенности их строения и размножения. 2. Многообразие и классификация мохообразных, важнейшие представители, распространение и значение. 3. Жизненный цикл мохообразных на примере кукушкина льна.