1. Выделимость морфемы доказывается включением словоформы в два ряда соотношений: а) однокоренных слов, не содержащих выделяемой морфемы, б) одноструктурных слов, содержащих выделяемую морфему в том же значении; для корневой морфемы приводится ряд однокорневых слов.
2. На основании двойного соотношения словоформы устанавливается конкретное значение морфемы, для аффиксальных морфем указывается тип значения (грамматическое, лексико-грамматическое, формально-структурное, формально-классифицирующее значение) и функция (формообразующая или словообразующая для первых трех типов; у формально-классифицирующих морфем значение и функция совпадают); при описании корневой морфемы учитывается ее соотношение с окружающими морфемами, лексико-грамматическими прежде всего (свободный / связанный корень).
3. Конкретная реализация морфемы в речи (с учетом исторических чередований) показывается путем приведения алломорфов.
4. Различия между написанием и произношением слова требует в ряде случаев обращения к транскрибированию всего слова или отдельного его фрагмента. Анализ заканчивается характеристикой формообразующей основы.
|
|
Примечание. Если в анализируемых словах наблюдаются исторические процессы опрощения, переразложения и др., желательно прокомментировать эти явления.
любопытные (на барьер лезли любопытные)
-ые — окончание сущ. им. пад. мн. ч., граммат. знач., формообраз. функция; ср.: а) любопытн-ая, б) храбр-ые
-н — суффикс прилаг. со знач. ‘склонный к чему-нибудь, проявляющий какое-нибудь качество, свойство’, лексико-граммат. знач., словообраз. функция; ср.: а) любопыт-ств-о, б) малодуш-н-ый
-о — интерфикс, формально-структурное знач., словообраз. функция; ср.: а) люб-ить, пыт-ать, б) вольн-о-любивый
люб- и пыт- — корневые морфемы, алломорфы корня: люб-овь, люб-ить, любл-ю, свободный корень, пыт-ать, пыт-ают, пыт-ка — связанный корень;
любопытн- — формообраз. основа, основа сложная (включает две корневые морфемы), членимая, производная.
понятные (слышны мало понятные слова)
-ые — окончание прилаг. мн. ч. им. пад., граммат. знач., формообраз. функция; ср.: а) понятн-ое, б) колот-ые
-н- — суффикс прилаг., указывает на отношение к действию, лексико-граммат. знач., словообраз. функция; ср.: а) поня-ть, поня-л, б) замет-н-ый
-т- — наращение корневой морфемы (восходит к суфф. страд. прич. прош. вр. -т- (ср.: сли-т-ный, скры-т-ный)
поня- — корень, алломорфы корневой морфемы: поня-ть, поним-ать, пойм-у, свободный корень;
с исторической точки зрения в слове выделяется приставка по- и корень - я- / - им- (имати-яти ‘брать’), -н- является вставным по аналогии со словами снимать, внимать (древние предлоги-приставки сън- вън -); в результате слияния приставки и корня произошло опрощение;
|
|
понятн- — формообраз. основа прилагательного, членимая, производная.
омерзительному (по омерзительному выражению кота)
-ому — окончание прилагательного ед. ч. дат. пад., м. или ср. рода, граммат. знач., формообраз. функция; ср.: а) омерзительн-ый, б) худ-ому;
-ительн- — суффикс прилагательных, указывающий на отношение к какому-нибудь действию, лексико-граммат. знач., словообраз. функция; ср.: а) мерз-кий, б) осмотр-ительный, спас-ительный; в анализируемом слове значение и функция суффикса затемнены, так как вышли из употребления глаголы мерзити, мьрзити 'вызывать отвращение’, омерзити ‘сделать мерзким, отвратительным’, в результате чего произошло переразложение и суффикс глаг. основы -и- присоединился к последующему суффиксу -тельн- (ср. с этим суффиксом привлека-тельн-ый, утеши-тельн-ый);
о- — приставка со значением результата действия, лексико-граммат. знач., словообраз. функция; ср.: а) мерзкий, б) о-звучить; значение и функция приставки затемнены, так как вышли из употребления однокорневые глаголы;
-мерз- — корневая морфема, алломорфы корневой морфемы: мерз-авец (мирз), мерз-кий (мерс), корень связанный, исходное значение корня было связано с понятием холода: от прилаг. мьрзъ ‘холодный’ был образован глагол мерзнуть, сохранивший первоначальное значение корня, ср. также однокорневое мороз;
омерзительн- — формообразующая основа прилагательного, членимая, но непроизводная с современной точки зрения, так как утрачен мотивирующий глагол.
заглушаемые — заглу[шаjэм]ый (крики, заглушаемые звоном)
-ые — окончание причастия мн. ч. им. и вин. пад.; граммат. значение, формообраз. функция, ср.: а) заглушаем-ую, б) слышим-ые;
- эм - — суффикс страдат. прич. наст. вр., граммат. знач., формообраз. функция; ср.: а) заглу[шаj-у], б) де[лаj-эм-ый];
-j- — суффикс основы глагола наст. вр., граммат. знач., формообраз. функция, ср.: а) заглуша-ть, б) дума-j-y;
-а- — суффикс глаголов несов. вида, граммат. знач., формообраз. функция; ср.: а) заглуш-ить, б) реш-а-ть;
за- — приставка, обозначает достижение результата действия; лексико-граммат. знач., словобраз. функция; ср.: а) глушить, б) завинтить;
-глуш- — корень, алломорфы корня глух-ой — глуш-и-ть, свободный корень;
заглу[шаjэм-] — формообразующая основа форм страд. прич. наст. вр.;
заглу[шаj-] — формообразующая основа наст. времени;
заглуша- — основа инфинитива глагола заглушать, основа членимая, производная.
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Словообразовательный анализ слова проводится на синхронном уровне с учетом формально-смысловых отношений в современном русском языке. Анализируемое слово рассматривается в исходной форме.
Цель словообразовательного анализа — выявить, каким способом выражается словообразовательное значение производного слова (при диахроническом анализе устанавливается, каким путем образовалось производное слово).