Симфония № 40, g-moll

Среди современных ей симфоний она выделяется чувством тоски и беспокойства, господствующим во всем цикле. Не случайно композиторы-романтики считали её наиболее близкой своему мироощущению. Иногда симфонию g-moll Моцарта называют «вертеровской», проводя параллель с романом Гёте «Страдания молодого Вертера».

Уже начало симфонии захватывает тревогой и смятением, когда без всякой вступительной подготовки возникает главная тема I части, звучащая как душевная исповедь. Личные переживания господствуют и в дальнейшем развитии сочинения, тем самым утверждаяновый тип симфонизма – лирико-драматический. Основное содержание 40-й симфонии – это трагическое осознание несовершенства мира. Её конечный вывод глубоко печален: жизненные конфликты неразрешимы.

С акцентом на моментах личных, интимных связаны характерные детали оркестровки – отсутствие труб и литавр.

Внутренняя цельность 40-й симфонии проявляется также в очевидном сходстве начальных тем I части, менуэта и финала.

I часть cонатная форма, g-moll Особенности экспозиции: · предельно экспрессивный, беспокойный характер лирической главной темы(g-moll, струнные). Она воспринимается как задыхающаяся от волнения речь (очень быстрый темп, многократное повторение секундовых «вздохов, учащенный ритмический пульс, трепетные паузы). Лишь в кадансе взволнованная лирика уступает место «волевым» элементам (аккорды tutti); · главным носителем контраста является связующая тема. Вырастая из второго предложения ГП, она основана на энергичных фанфарных мотивах в чётком ритме; · побочная тема, как и главная, имеет лирический характер, хотя её колорит светлее, чему способствует мажорный лад (B-dur). Вместе с тем, в её нисходящих хроматизмах есть некое «предчувствие» печали (прием «прорыва» драматизма в виде секундовых интонаций главной темы). Особенности разработки: · резкое усиление эмоционального напряжения (обилие отрывистых, резких возгласов, мрачных, скорбных интонаций); · внезапный тональный сдвиг из B-dur в fis-moll в самом начале → общий колорит сразу темнеет; общее господство минора; · однотемность. Развивается только главная тема, которая проходит в далеких тональностях, дробится на мотивы, утрачивая свой первоначальный облик. Мотивное развитие активизируется имитационными перекличками разных оркестровых групп. Особенности репризы: · широкое развитие волевых элементов связующей партии (она становится более самостоятельной и разрастается вдвое); · изменение лада в побочной теме. Изначально мажорная, она переключается в минор (излюбленный приём в музыке Моцарта). Возникают ассоциации с извечной романтической коллизией несбыточности светлых надежд.
II часть лиричес-коеAndante, сонатная форма, Es-dur За внешним душевным равновесием в Andante тоже ощущается внутреннее беспокойство. Фактура главной темы поначалу имитационна. Это сразу придает музыке некоторую суровость, подчеркнутую настойчивыми повторами звуков и относительно низким регистром. Тихая, нежная побочная тема (B-dur) отличается камерностью звучания. С главной темой ее объединяют легкие, «порхающие» мотивы 32 х. Однако, как и в I части симфонии, просветление, вносимое побочной темой, оказывается временным. В самом начале разработки прорывается волнение и тревога. Главная тема утрачивает свою спокойную повествовательность, ее фразы становятся напряженными, восклицательными (квартовый затакт сменяется малосекундовым). Непрерывно меняются тональности. Очень широко развивается мотив 32 х, приобретающий драматическую активность. И хотя репризное проведение тем отмечено чувством умиротворения, в целом это Andante не позволяет слушателю расслабиться и отдохнуть.
Менуэт сложная 3-х частная форма, g-moll Подчёркнуто «нетанцевальный». Властный и суровый тон музыки, уверенное восходящее движение по устойчивым звукам лада, неустойчивость метра (междутактовые синкопы постоянно «ломают» равномерную ритмическую группировку), нервная и взрывчатая динамика (сильные акценты на слабых долях) – всё это подчеркивает небытовой характер менуэта. Только в трио (G-dur) появляются прозрачные пасторальные звучания с мягкой перекличкой струнных и деревянных духовых инструментов.
Финал сонатная форма, g-moll Последняя часть симфонии совершенно лишена обычной для классических финалов жизнерадостности. С первой до последней ноты здесь господствует тревожное настроение, хотя главная тема отличается ярко выраженной танцевальностью. Контрастное строение (из нескольких элементов), резкие перепады звучности, стремительность движения придают ей внутренний драматизм. Соотношение главной темы с мягкой лирической побочной (B-dur) аналогично I-й части симфонии. Разработка по драматической напряженности не только не уступает первой части, но даже превосходит ее. От танцевальности главной темы здесь не остаётся и следа. Её мелодия словно теряет внутренний стержень, распадается на мотивы и уносится в далекие тональности – вплоть до fis-moll. Вся реприза проходит под знаком минора: побочная тема, так же как в I части, лишается мажорной окраски и звучит печально.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: