Виды электрических схем 3 страница

  = — наибольшее отклонение в %.  

Результаты измерений не должны отличаться более чем ±2% от сопротивления, по­лученного на соответствующих ответвлениях других фаз. (ВН — А—В; В—С; С—А) (НН — а —о; в—о; с—о)

Нормы на измерения изложены ПТЭ и ПТБ, приложение -Э 1:2.7. Сделать вывод. Вывод  _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.5. Проверка работы переключающего устройства. Собрать схему (рис.  4.4). Подать напряжение сети. При повороте рукоятки анцапфы лампочки должны загораться од­новременно. Должна быть четкая фиксация контактов. Проверить работу на всех поло­жениях анцапфы.  

При измерениях обмотки «НН» по технике безопасности должны быть замкнуты на­коротко (рис. 4,4).

ПРИМЕЧАНИЕ. Для трансформаторов III и более габаритов снимается круговая диаграмма переключа­теля.  

Сделать вывод.       

Вывод ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.6. Испытание бака статическим давлением столба масла высотой 0,6м над уров­нем заполненного маслом расширителя (рис. 4.5). Время испытания 3 часа (в производ­ственных условиях). Время испытания в лаборатории 5 минут. Сделать вывод

ВЫВОД ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.7. Испытание трансформаторного масла. Испытывается но показателям  п. п, 1—6 (кроме п. 3), табл, 8, приложение Э.1.1. Ознакомиться с нормами на испытания по табл. 8 ПТЭ и ПТБ; табл. 1, пункт I для трансформаторов мощностью до 1000 кВ-А, напряжением до 35 кВ допускается опреде­лять только пробивное напряжение (или испытывать по пунктам «а» и «б», как и при вводе в эксплуатацию).

 

                               Рис.4.3.

 

             Рис.4.4

 

 

Для трансформатора напряжением 10 кВ —Uдоп   20 кВ.

Вывод._________________________________________________________________________________________________________________________  

2.8. Проверка состояния индикаторного силикагеля.

Силикагель должен иметь равномерную голубую окраску зерен, изменение цвета на розовый свидетельствует о его увлажнении, потере активности, требуется замена.

Вывод ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

 

              

 

 

                               Рис.4,5,

 

 

 

                        Рис.4.6.

 

2.9. Испытание трансформатора включением толчком на номинальное напряжение 3- 5  раз

Это испытание проводят по схеме (рис. 6) только в присутствии и под наблюдением  руководителя.

Порядок испытаний:

а) Собрать схему (рис. 4.6).

б) Выполнить ограждение силового трансформатора и повесить плакаты на ограж­дениях.  

в) С помощью регулятора установить напряжение 380 В.

г) Подать напряжение 380 В на обмотки трансформатора «а», «в», «с» со стороны низшего напряжения, на обмотках трансформатора высшего напряжения «А»,«В» «С» странсформируется напряжение 10 кВ. После чего снять напряжение, отключив сеть. По­вторить испытание еще два раза.

Если в результате испытания не появятся искры разрядов, то испытание считается успешным.

Отключить установку. Проверить отсутствие напряжения. Наложить заземление на выводы силового трасформатора. Снять ограждение.

ПРИМЕЧАНИЕ, при наличии 3-фаэиого напряжения 10 кВ, напряжение подают на обмотки высшего напряжения, а обмотки  низшего напряжения оставляют разомкнутыми.

 

ВЫВОДЫ И АНАЛИЗЫ

При анализе результатов; полученных при испытаниях силового трансформатора, необходимо сделать оценку в целом о техническом состоянии трансформатора, о качест­ве ремонта, о пригодности его к эксплуатации. Возможны рекомендации по устранению отдельных незначительных недостатков (например, замена масла, силикагеля  и т. д.). Результаты всех измерений и испытаний свести в таблицу 4.3, сравнить с указанными в таблице допустимыми значениями в соответствии с ПТЭ и ПТБ и сделать вывод.

При заполнении таблицы 4.3 необходимо отразить наиболее отличающиеся величины. Например,  = 4,3%; =1,2%» =2,3%. Принять 4,3— максимальное отклонение. R6o= 420 МОм —- принять минимальное.

Таблица4.3

 Вид оценки результата     Повышенное напряжение     Проверка работы переключающего устройства Испытание бака статическим давлением. Состояние индикаторного силикагеля. Испытание масла на пробой Испытание «толчком» на номинальное напряжение.
Измеренное                    
            Загорание ламп одновременно Отсутствие подтёков Голубой цвет.     20кВ Не должно быть искровых разрядов.

Вывод__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                             ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА

 

1. Можно ли проводить испытания повышенным напряжением промышленной часто­ты, если результаты измерений по Кабс и R6o меньше нормы?

2. Какие неисправности трансформатора можно выявить при измерении сопротивле­ния обмоток постоянному току?  

3. Для какой цели используют силикагель в трансформаторе? От чего зависит время активности силикагеля?

4. Какие испытания входят в объем лабораторного анализа масла?

5. В каком объеме испытывается масло для трансформаторов I и II габаритов в со­ответствии с требованиями ПТЭ и ПТБ?  

6. Как определить , %, при измерении сопротивления обмоток постоянному току?

7..Какие испытания дополнительно проводятся для силовых трансформаторов мощ­ностью 1600 кВ-А и выше?

8. Каковы требования техники безопасности при измерениях и испытаниях силовых трансформаторов?    

 

 

 

Технологическая карта№35

Подготовка генераторов передвижных и резервных электростанций к работе. Испытания при вводе в эксплуатацию    

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ. Испытания генератора перед вводом в экс­плуатацию согласно ПУЭ-86. Объем операций по подготовке генератора к пуску. Поря­док остановки генератора: Работа генератора в горячем резерве с АВР. Сушка генерато­ра токами короткого замыкания.

 

; ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Приобрести навыки  по испытанию генератора перед вводом в эксплуатацию, при подготовке к пуску, последовательности пуска, выполнении регули­ровок, сушке генератора, работе в режиме A BP с сетью.

ПРИОБРЕТАЕМЫЕ - УМЕНИЯ И НАВЫКИ. Знать устройство генератора перед­вижной (резервной) электростанции Уметь: выполнять испытание генератора перед вво­дом в эксплуатацию; осуществлять подготовку генератора к пуску; выполнять пуск и ос­тановку генератора; выполнять регулировку' напряжения и частоты в сети генератора; осуществлять включение резерва- АВР при отсутствии питания со стороны сети (гене­ратор работает в горячем резерве); выполнять контроль изоляций сети генератора при­бором ПКИ; выполнять сушку токами к. з.; определять неисправности генератора.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ  лаборатория эксплуатации и ремонта электро­установок^ (Возможна резервная электростанция   объекта).

ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА. Синхронный генератор напряжением 220/127, первичный двигатель — электродвигатель постоянного тока с шунтовым реостатом, щит управления, набор инструмента, мегомметр М4100 или Ф 4102/2, мост постоянного тока, прибор для измерения заземляющей проводки М372, прибор контроля изоляции ПКИ-2.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

1. Выполнять требования техники безопасности на рабочем месте согласно ПТЭ и ПТБ до 1000 В и инструкции по технике безопасности, которая находится в лаборатории.

2. Приступить к выполнению работы только после инструктажа преподавателя и до­пуска к работе.    

3. Генератор работает совместно с сетью, поэтому даже при остановке генератора на выводных клеммах «возможно напряжение.  

4. При выполнении операции по испытаниям г генератора генератор должен быть ос­тановлен, сеть отключена, а на автомат отключения сети повешен плакат «Не включагь, работают люди».  

5. После отключения проверьте напряжение контрольной лампочкой или токоискателем типа «ТИ-2», предварительно убедившись в их исправности на стендах, где есть на­пряжение.  

Проверка отсутствия напряжения осуществляется на всех трёх фазах между собой и относительно корпуса.

6. Пуск генератора, а также работа его в режиме АВР должны выполняться после проверки знаний учащихся о порядке пуска и регулировках на работающем генераторе, а также только в присутствии  руководителя.  

7. Испытание корпусной изоляции высоким напряжением выполнять только в присут­ствии  руководителя.  

8. После окончания работы прибрать рабочее место и сдать его преподавателю.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. ПУЭ-86, глава 1.8.13, П.П. 2:4.5.8. 10...14,    

2. Таран В. П. Справочник по эксплуатации электроустановок, —М.: Колос, 1983, с. 5Э...62, 79.  

3. Пястолов А. А. Эксплуатация и ремонт электроустановок, 1984, с. 87...94.

4. Инструкция заводская по синхронному генератору.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ ДОПУСКЕ К РАБОТЕ

1. Из каких основных частей состоит синхронный генератор и каково их назначе­ние?

2. Каково назначение возбудителя у синхронного генератора?

3. Каким испытаниям подвергаются генераторы напряжением до 1000 В перед вво­дом в эксплуатацию согласно ПУЭ-2006?

4. Каким прибором и как измеряют сопротивление изоляции?

5. Каковы нормы на сопротивление изоляции обмоток?

6. Каким прибором, и для каких целей измеряют сопротивление обмоток постоянно­му току?

7. Как испытать корпусную изоляцию высоким напряжением промышленной час­тоты?

8. Каковы нормы на испытание корпусной изоляции обмоток статора, ротора и возбудителя?      

10. Как выполнить испытание межвитковон  изоляции?

10. Как проверить надежность заземления генератора? Какой прибор используется при этом?

11. Как и для чего измеряют нажатие щеток на кольца и коллектор возбудителя. Каковы допустимые нормы?

12. Рассказать последовательность пуска генератора и его остановки;

13. Чем осуществляется регулировка частоты и напряжения генератора?

14. Как подготовить генератор для работы в режиме АВР с сетью?              15. Как выполнить сушку генератора током к. з.?

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Изучить устройство генератора, пользуясь плакатами «синхронный генератор», также инструкцией «Техническое описание и инструкция по эксплуатации синхронного генераторов», с. 19...20..

2. Выполнить испытание генератора перед вводом в эксплуатацию согласно ПУЭ гл. 1.8.13.

2.1. Измерить сопротивление изоляции мегомметром на 1000 В (рис. 5,1). Предварительно проверить исправность мегомметра. Измерение выполнить: а) между, обмотками статора и корпусом

R изм= ___ (МОм), R60>0,5 МОм;

б) между обмотками (якоря + ОВВ + ОВГ) - К   R изм= (МОм),

 R60>0,5 МОм,

 

 

 

 

Рис.5.1

Рис.5.2

 

 

 

ПРИМЕЧАНИЕ. Если сопротивление изоляции окажется меньшенормы Rизм  0,5 МОм, то необ­ходимо обмотки рассоединить и измерить сопротивление каждой обмотки в отдельности (ОВВ, ОВГ и якор­ный). ОВВ— обмотка возбуждения возбудителя. ОВГ —обмотка возбуждения генератора (индуктор).

Вывод________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.2. Измерить сопротивление обмоток статора постоянному току, Для этого исполь­зовать мост постоянного тока (рис. 5.2).»

Цель измерения. Определить наличие межвитковых замыканий, состояние паек, контактных соединений и др. " '  

Измерение выполнить:  

а) Фаза А—0, фаза В—0, фаза С—0 — между каждой фазой и нулевым выводом; б) ОВВ (Ш1—Ш2); в) ОВГ (И1 -И2).

Результаты измеренных сопротивлений занести в таблицу 5.1.

 

Таблица 5.1

 

 № п/п Обмотки, на которых выполнены измерения Результаты измерений R Ом изм % доп%' Примечание
        R (A-O) R (В—0) R (С-0)  Ом     Ом      Ом                
 1 Обмотки статора       2.% При сравнении двух на­иболее отличающихся ре­зультатов измерений
2 Обмотки ОВГ (И1—И2) R.измер. =            2.% Сравнивают с паспорт­ными данными
3 Обмотки OBBI (Ш1—Ш2) R измер. =     2.% Сравнивают с.паспорт­ными данными

R — разность между наибольшим и наименьшие значением измеренного сопротивления при 3-х измерениях.  

        изм.= ,

 где доп допустимое отклонение согласно ПУЭ- 2006.

Примечание.  Если имеются паспортные данные статорных обмоток, то  сравнивают с ними.

 Вывод ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.3. Испытание изоляции повышенным напряжением промышленной частоты в те­чение 1 минуты (рис. 5.3), Результаты испытаний записать в таблицу.

Таблица 5.2               

 № п/п Обмотки генератора, подвергающиеся испы­танию Заземленные части гене­ратора Величина испыт. напря­жения согласно ПУЭ- 2006 U.исп, кВ Принятое значение ис­пытательного напряжения конкретного генера­тора, кВ Результат испытаний (нет разряд дов пробоя 
1 Статора корпус (1,6 Uиом + 0.8), но не менее 1,2  Uисп.=  
 2 Обмотки ОВГ корпус 7,5 U в возбуждения, нo не менее 1,1  Uисп.=  
3 Обмотки ОВВ корпус  8Uиом но не менее 1.1 Uисп.=  

 

Примечание. В случае пробоя изоляции необходимо  рассоединить обмотки и провести испытание пооче­редно каждой в отдельности.

Вывод__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Внимание: Пункты 2.4 и 2.5 выполнять после запуска генератора в п. 5.4

2.4. Испытание междувитковой изоляции. Этот вид испытания проводится, после под­готовки генератора к пуску. Uи= 1,3 U н, В,в течение 5 минут.

2.5. Измерение вибрации. Этот пункт выполняется после запуска генератора  ви­зуально (без прибора).

3. Подготовка генератора к пуску.

3.1. Очистить генератор от пыли и грязи.

3.2. Провернуть ротор вручную или ломиком и убедиться в его свободном вращении.

3.3. Проверить состояние рабочей поверхности контактных колец и коллектора воз­будителя и, если необходимо, зачистить стеклянной бумагой «00».

3.4. Проверить установку щеток на контактных кольцах и коллекторе возбудителя. Щетки должны свободно передвигаться в обойме щеткодержателя, не свисать под кра­ями колец и коллектора.  

3.5. С помощью динамометра замерить нажатие щеток на кольца и коллектор, как показано на плакате «Синхронный генератор». Нажатие должно быть в пределах 150 -  200 г/см2

  

По результатам замеров нажатие определяют по формуле

                      Р =  , г/см2,

 

где F — сила давления дружины на щетку, замеренная динамометром;

S— площадь щетки, прилегающая к поверхности кольца(коллектора). Результаты замеров занести в таблицу 5.3 и выполнить расчет. Сделать выводы.

Таблица 5.3

 № п/п  Щетки, на которых выполнить измерение. F, г  S    см2  P  г/см2 P доп,     г/см2 Примечание
 1      2   Щетки коллектopа возбудителя (четыре замера) Щетки колец к ОВГ (два заме­ра)        150... 200     Р доп. зависит от мар­ки щетки, поэтому срав­нивать с паспортными данными

Вывод__________________________________________________________________________________________________________________________

3.6. Проверить крепление генератора к раме (фундаменту) и связь с первичным двигателем (муфтой).

3.7. Проверить состояние заземления электростанции. Она должна быть заземлена двумя неизолированными проводниками: а) один присоединен к зажиму на щите управ­ления; б) другой — к болту заземления на раме.:

Прибором М372 измерить сопротивление контакта:

R1 — между корпусом и выводной заземляющей шиной; R2 — между щитом управ­ления и выводной заземляющей шиной (рис. 5.4).

 

 

     Рис.5.3

 

 

                                       Рис.5.4

 

 

 

 Рис.5.5

 

R 1 =____  Ом, R2=____  Ом.

Сопротивление контакта должно быть не более 0,1 Ом. При необходимости 'Обеспечить контакт.

Вывод__________________________________________________________________________________________________________________________

4. Пуск генератора.

4.1. Проверить, выключена ли нагрузка.

4.2. Проверить исправность токоведущих частей.  

4.3. Поставить рукоятку реостата возбуждения на полное сопротивление.

4.4. Запустить первичный двигатель — дизель (в данном случае двигатель постоян­ного тока) и довести его обороты до номинальных.

4.5. Уменьшая сопротивление шунтового реостата в обмотке возбуждения возбудите­ля, довести напряжение до номинального (рис. 5.5).

4.6. Выполнить пункт 2.4 (испытание повышенным напряжением).

  U исп=1,3UH

С помощью реостата (рис  5,5) довести напряжение до 286 В и дать проработать в те­чение 5 мин, после чего установить номинальное напряжение.

Вывод  ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 4.7. Оборотами первичного   двигателя установить частоту напряжения 50 Гц.  

4.8. Включить автомат, а затем магнитный пускатель с помощью кнопки «пуск», по­дав напряжение на выходные клеммы. При этом должно загореться на табло «Генератор» (АВР должен быть выведен).  

4.9. Нажатием кнопки прибора «ПКИ» выполнить контроль изоляции.

4.10. Включить нагрузку (электродвигатель, лампочку),

4.11. Проверить класс коммутации щеток. Степень искрения щеток не должна пре­вышать 1  

5. Остановка генератора.

5.1. Отключить нагрузку генератора.

5.2. Реостатом снизить напряжение генератора до нуля.

5.3. Остановить первичный двигатель.

Примечание. В лабораторных условиях задать ток нагрузки, продемонстрировав только этот метод сушки.  

Выводы и анализы. Результаты измерений расчетов по основным видам испытаний и проверок генератора перед вводом в эксплуатацию и пуском его в работу свести в таб­лицу 5.4.

 

Таблица 5.4

№ п.п. Части генератора, на которых выполнялись испытания

Результаты измерений испытания проверок

Класс коммутации щеток

 

 

 

 

Rизм МОм

 

 

Rдоп  МОм

 

 

R

 

 

рас

 

 

%

 

 

доп

 

 

%

 

 

Uисп корп. кВ  

    

 

 

U исп  межв. В    

 

 

Р изм г/см2

 

Р доп   г/см2

 

R конт измер Ом                 

 

 

Rконт   доп Ом

 

 

дейст. доп.
1 Статор   0, 5   ±2%     __    __   __ __
2 Обмотки ОВГ   0,5   ±2%'   __ __ ……._____________ __ ___ __ __
3 Обмотки ОВВ   0,5   ±2%   ___ __ __ __ __ __ __
4 Корпус генератора и заземляющ, шина __ __ __ __ __ ­­­­­­ ---- ___ __   0,1 __ __
5 Коллектор и щетки ___ __ __ __ __ __    150 200  __  __    1/2  
_6 Кольца и щетки __ __ ---- __  ___ __  __   150 200 __ __    1/2  
7 Щит управления  __ __  -- __ __ __ __ __   0,1  __  __

 

 Примечание. При наличии нескольких расчетных данных вносить в таблицу наиболее отличающиеся от норм.

2. Заполнить клетки, где нет прочерков. Сравнить полученные результаты с допусти­мыми значениями согласно ПУЭ или паспортными данными испытываемого генератора. Сделать выводы. Дать рекомендации по устранению выявленных при испытаниях отсту­плений от норм. В заключении указать о возможности эксплуатации генератора.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 


                       Рис5.6

 

 

 

 

Рис5.7.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА

1. Как зависит увлажненность изоляции от времени сушки?

2. Какие способы измерения увлажненности изоляции обмоток электромашин напря­жением до 1000 Вольт Вы знаете?

|3. Почему токовый способ сушки изоляции обмоток для генератора наиболее рацио­нален?

4. Назовите классы коммутации. Как определить класс коммутации?

5. Какова цель измерения нажатия щеток на коллектор возбудителя и кольца гене­ратора?

6. Каков перечень мероприятий по подготовке генератора к пуску при вводе в экс­плуатацию или после длительной остановки?

7. Что такое горячий и холодный резерв генератора с сетью и для чего он необхо­дим?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: