Виды электрических схем 4 страница

8. Каково назначение прибора ПКИ-2?

9. Каковы основные характерные неисправности генератора? Как их обнаружить и устранить?

10. Расскажите работу схемы в режиме АВР.

11. Какие требования ТБ необходимо соблюдать при испытаниях генератора?  

 

 

Технологическая карта№36

 

 Определение неисправностей и испытание кабельных линий напряжением до 1000 В

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ. Измерение сопротивления изоляции жил ка­беля. Выявление характера повреждения жил кабеля. Измерение сопротивления петли фаза—нуль. Анализ установленной защиты на надежность срабатывания при коротких замыканиях.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Приобрести навыки определения неисправностей кабельных ли­ний. Уметь выполнять испытания кабельных линий после капитального ремонта в соот­ветствии с программой, изложенной в ПТЭ и ПТБ.

ПРИОБРЕТАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ. Уметь: определять характер повреждения кабельной линии с помощью омметра и мегомметра; определять сопротивление изоляции и давать оценку о пригодности кабельной линии к эксплуатации; измерять сопро­тивление петли фаза—нуль с последующим определением тока короткого замыкания чувствительности защиты.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ — лаборатория.

ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА. Мегомметр МС-0,5 или M410G75, или Ф4100/2 омметр «Тестр»; прибор — М 417; участок кабельной линии; кабельная линия.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

1. Для выполнения измерений кабель необходимо отключить от сети, проверить от­сутствие напряжения и наложить заземление.

2. После измерения сопротивления изоляции нельзя касаться жил кабеля, так как кабель в качестве конденсатора может быть заряжен высоким напряжением от мегомметра. Поэтому, после каждого измерения кабель должен быть разряжен с помощью штанги с заземленным проводником.

3. Измерение цепи фаза—нуль прибором М 417 выполнять только в присутствии и под наблюдением  руководителя. Прибор подключать при отключенном напряжении сети после проверки отсутствия напряжения.

Примечание. В производственных условиях, при невозможности отключения напряжения, допускается подключение прибора под напряжением в диэлектрических перчатках согласно инструкции заивода-пзготовителя прибора.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. ПУЭ-2006,  .

2 ПТЭ и ПТБ-2006,  

3. Луковников А. В. Охрана труда — М.: Колос, 1984, с. 132... 143.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ ДОПУСКЕ К РАБОТЕ

1. На какие виды делятся повреждения жил кабельных линий?

2. Как определить обрыв жил кабельной линии?

3. Как определить замыкание между жилами?

4: Как определить замыкание одной фазы на землю?

5. Каким прибором измеряют сопротивление изоляции жил кабеля? Какая норма на сопротивление изоляции?

6. Каков порядок измерения изоляции кабельной линии?

7. Какова цель измерения петли фаза— нуль?

8. Каков порядок измерения петли фаза—нуль прибором М 417?

9. Как определить уставку электромагнитного расцепителя автомата?

10. Какие требования техники безопасности необходимо выполнять при измерениях сопротивления изоляции?

11. Какие требования техники безопасности необходимо выполнять при измерениях сопротивления петли «фаза—нуль»?

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Определить характер повреждения кабельной линии с помощью мегомметра или омметра. Для измерений можно использовать кабель, приложенный в земле или по кон­струкции здания с двумя выводами в лабораторию. Кабель должен иметь заранее задан­ные повреждения (лучше, когда эти повреждения можно менять с помощью переключа­теля), рис. 6.1.

1.1. Порядок определения повреждений.

1.1.1. С помощью рубильников (автоматов) отсоединить кабель от сети и от нагрузки с двух сторон, на рукоятках отключенных аппаратов повесить запрещающие плакаты «Не включать, работают люди», затем проверить отсутствие напряжения на жилах отклю­ченного кабеля с двух сторон.

1.1.2. Руководствуясь схемами (рис. 6.1), по заданию преподавателя определить ха­рактер повреждения кабеля:

а) проверить отсутствие замыкания всех жил кабеля на землю;

 

 

                 Рис.6.1. 

 

б) проверить отсутствие замыкания всех жил кабеля между собой (при наличии короткого замыкания определяют переходное сопротивление);

в) чтобы обнаружить обрыв жил, необходимо установить закоротку на три фазы нулевой провод с противоположной стороны кабеля и выполнить прозвонку. При обнаруженин обрыва убедиться, что нет вместе обрыва замыкания на землю (прозвонить относительно земли). Результаты замеров и выводы по измерениям занести в табл. 6.1.

Таблица 6.

Обозначение жил кабеля Виды повреждений
Фаза А  
Фаза Б  
Фаза  С  
Нулевой «О»  
   

2. Выполнить испытание кабельной линии  напряжением до 1000 В по программе г соответствии с ПТЭ и ПТБ после капитального ремонта (п. 6.1; 6.3.2; 6.11).

2.1. Отключить участок кабеля от сети и от нагрузки, повесить запрещающие плакаты на рукоятки отключенных аппаратов.

2.2. Проверить отсутствие напряжения с обеих сторон на всех жилах кабеля и нале жить закоротку со стороны питания, проверив отсутствие напряжения (схема рис. 6.2).

2.3. С помощью омметра определить целостность жил (рис. 6.2) аналогично пункту 1.1.6.

Вывод  __________________________________________________________________

2.4Мегомметром до 2500 В измерить сопротивление изоляции жил кабеля в тече­ние 1 минуты, строго выполнив пункт «2» техники безопасности.

Измерение выполнить между каждой фазой и двумя другими, соединенными с ну­левым проводом и землей, как показано на рис. 6.3.

Примечание. 1. Если нулевой провод имеет заземление на концевых воронках, то проверку изоляции выполнять только по отношению к нулевому проводу и двум дру­гим фазам, соединенным с ним.

2. Если сопротивление изоляции будет меньше нормы, то рассоединить жилы и про­верить изоляцию раздельно между жилами и между жилами и нулевым проводом.

Результаты измерений занести в таблицу 6.2.

Таблица 6.2  

№ п.п. Жилы кабеля, на которых выполняют измерение и заземленные Результат измерения, МОм Допустимое сопротивление изоляции согласно ПТЭ и (ПТБ, МОм
1 Фаза А — (В+С+О-3)   0,5
2 Фаза В — (А+С+О+3)   0,5
3 Фаза С - (А + В+0+3)   0,5

 


         Рис.6.2

Вывод__________________________________________________________________________________________________________________________

2.5. Изучить устройство и 'принцип работы схемы прибора М417. У прибора М 417 для измерения сопротивления петли «фаза—нуль» на лицевой стороне находятся: 1 — лампа «Z= »; 2 — кнопка «Измерение»; 3 — кнопка «Проверка калиб­ровки»; 4 — рукоятка «Калибровка»; 5 — лампа «Z > 2 (Ом)»; 6 и 8 — зажимы для присоединения проводов к фазе и корпусу; 7 — стрелочный прибор; 9 — пружинные присоединительные зажимы.

 

Рис. 6.4

 

 

                              Рис6.4.

 

Схема прибора и описание работы приведены в книге Луковникова А. Ю. «Охрана труда», с. 139... 140.

2.5. Подготовить прибор к работе: а) установить прибор на горизонтальную поверх­ность; б) ручку «Калибровка» установить в крайнее левое положение; в) присоединить соединительные проводники к зажимам прибора; г) для определения чувствительности автомата QF2 измерение выполнять от самого удаленного потребителя в лаборатории. Схема показана на рис. 6.5.

Примечание 1. Для проверки защиты ввода (FU) измерение необходимо выполнять с губок автомата QF2.

2. Для проверки защиты на ТП 10/0,4 (QF1) измерение необходимо выполнять от щи­та ввода верхних губок FU.

2.6. ПОРЯДОК ИЗМЕРЕНИЯ:

а) отключить автомат — QF2;

б) на выводах автомата со стороны нагрузки проверить отсутствие напряжения;

в) подсоединить прибор, как показано на рис. 6.5;

г) включить автомат QF2, на приборе должна загореться лампа;

д) нажать кнопку «Проверка калибровки» и ручкой «Калибровка» установить стрел­ку прибора на отметку «0»;

е) нажать кнопку «Измерение» и отсчитать показание по шкале (время нажатия кнопки не должно превышать 7 с, иначе можете вывести прибор из строя);

ж) отключить автомат QF2, подсоединить зажим прибора на вторую фазу, после че­го включить автомат и провести измерение аналогично выше указанному. Так же вы­полнить измерение на третьей фазе;

з) результаты измерений занести в таблицу 6.3., сделать расчет и выводы о работо­способности защиты.

Таблица 6.3

 

 

 

 

 

 

Автомат, •проверя­емый на работоспо­собность,к.з.

 

Результаты измерений

Результаты расче­та!

Кч допустимое согласно ПУЭ- 2006 1.7.79

Вывод о чувствит. защиты

Z (А-0) Ом

Z (В—0) Ом

1 (С—0)

Ом)

(1) I к.з, А Кч. расчет.
            Для автомата с элек­тромагнитным расцепите- лем: Кч> 1,25 сI н >100 А Кч  1,4 с 1н<100 А Для автомата с зависи­мым расцепителем Кч >3  

Формулы для расчета:

             Iк.з.(1)=

где Z п — измеренное сопротивление петли, наибольшее значение по результатам 3-х из­мерений, Ом;

 Uф — фазное напряжение, В

        Кч= Iкз(1)/Iу.э.р.

 

где I (1)кз — ток однофазного короткого замыкания, А;

 Iу.э.—  ток уставки электромагнитного расцепителя, берется по данным установлен­ного автомата, А.

 

ВЫВОДЫ И АНАЛИЗЫ. При определении повреждения кабельной линии сделать конкретные предложения по восстановлению повреждения. По измерению изоляции ка­бельной линии сделать выводы о пригодности к эксплуатации кабельной линии. По ре­зультатам измерений сопротивления петли «фаза—нуль» и расчета сделать выводы о чувствительности защиты. В случае нечувствительности защиты укажите, какие допол­нительные меры необходимо предпринять в конкретном случае.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА

1. Что такое «заплывающий пробой» кабельной линии? Какими приборами опреде­ляют место такого повреждения?

2. Какие существуют методы определения места повреждения кабельных линий?

3. Какие факторы влияют на сопротивление изоляции кабельной линии?

4. Какие методы и приборы используют для измерения петли «фаза—нуль»?

5. Почему для измерения используют специальный прибор М 417, а не обыкновен­ный омметр?

6. Чем отличается измерение петли методом амперметра-вольтметра от измерения прибором М417?,

7. Что такое чувствительность защиты, и каковы значения коэффициентов чувстви­тельности согласно ПУЭ?

8. На каком принципе происходит измерение петли прибором М417?

9. Как работает схема прибора при измерении?

10. Какие способы улучшения чувствительности защит Вы знаете?

11. Как часто выполняют измерение петли «ф + 0» в эксплуатации?

12. Какие дефекты в линии, пусковой, защитной. аппаратуре можно обнаружить при измерении петли «ф + 0»?

 

 

 

 

Технологическая карта№37

 

  Диагностика асинхронного электродвигателя

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ. Определение межвитковых замыканий раз­личными методами. Определение увлажненности изоляции или развивающегося дефекта путем измерения токов утечки. Определение наличия или отсутствия обрывов стержней ротора (заливки алюминия). Выявление дефектов в подшипниках.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Изучить методы определения технического состояния асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором без разборки.

ПРИОБРЕТАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ. Уметь определять: наличие короткозамкнутых витков в обмотке статора; обрыв стержней в обмотке ротора; состояние изо­ляции обмоток по токам утечки; состояние подшипников без разборки электродвигате­ля.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ — лаборатория.

Оснащение рабочего места: электродвигатель без дефектов — 1 шт.; электродвигатель с дефектами — 1 шт.; стетоскоп — 1 шт.; вольтметр — 2 шт.; стенд или набор элемен­тов, входящих в оборудование стенда, для измерения токов утечки; амперметры — 3 шт. (или токоизмерительные клещи); прибор ЕЛ-4 или ВЧФ-5-3 — 1 шт.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

1. После сборки схемы по каждому опыту доложить  руководителю и выполнить ис­пытание в его присутствии.

2. При испытании корпусной изоляции по токам утечки (на увлажненность), нель­зя касаться корпуса электродвигателя во время подачи напряжения. После снятия на­пряжения общим автоматом повесить плакат «Не включать, работают люди». Обмотки испытуемого электродвигателя заземлить с помощью изолирующей штанги (при испы­тании выпрямленным напряжением возможен остаточный заряд).

3. После выполнения работы сдать рабочее место  руководителю.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Таран В. П. Техническое обслуживание электрооборудования в сельском хозяйст­ве, 1975 г., с. 47...52.  

2. Таран В. П. Справочник по эксплуатации электроустановок, с. 196...210.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ ДОПУСКЕ К РАБОТЕ

1. Как определить межвитковые замыкания в обмотках методом индуктированных напряжений?

2. В чем сущность токового метода определения витковых замыканий?

3. Какой принцип заложен в определении витковых замыканий приборами типаСМ-2 или ЕЛ-1?

4. Какие неисправности можно обнаружить путем измерения токов утечки?

5. Почему для измерения токов утечки к обмоткам прикладывают выпрямленное напряжение?

6. Как определить наличие обрывов стержней в обмотках ротора асинхронного эле­ктродвигателя?

7. Какие неисправности подшипников можно обнаружить с помощью стетоскопа?

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Определить междувитковые замыкания в обмотках:

1.1. Методом индуктированных напряжений (рис. 7.1а).

Обмотки фаз разъединить и к одной из обмоток (С1—С4) подвести напряжение, равное 36 В, а в двух других фазах вольтметром измерить индуктированные напряжения. Затем поочередно подать напряжение на обмотки (С 2—С 5) и (С3—С6), а вольтметром измерить напряжение на свободных выводах обмоток.

В обмотке с междувитковым замыканием в замкнутом контуре возникает противо-ЭДС и индуктированное напряжение уменьшается. Измерение выполнить для двух электро­двигателей (исправного и с дефектом). Результаты измерений занести в таблицу 7 1.

 

Таблица 7 1

 

 

 №.

п.п.

Наименования

Напряжение, подводимое к обмоткам, В

Напряжение, измеренное на выводах обмоток, В

Вывод 0 витковых замыкан, в обмот.

C25 С36 С1- С4 С36 С1- С4  C25
1  Эл. двигат. № 1 36              
2  Эл. двигат. № 2 36              
                   

1.2. Методом измерения токов (рис.7.16).

При соединении обмоток статора в звезду с тремя выводными концами невозможно определить витковые замыкания методом индуктированных напряжений. В этом слу­чае используют «метод токов». В каждую фазу включить амперметр и произвести за­мер тока на работающем электродвигателе. Наибольший ток покажет амперметр, вклю­ченный в фазу с поврежденными витками. При соединении обмоток в треугольник наи­больший ток покажут два амперметра обмотки с короткозамкнутыми витками (рис.7.1в).

Примечание. 1. При наличии токоизмерительных клещей замер токов произвести кле­щами, что значительно уменьшит время на выполнение этой операции. 2. Замерить вольт­метром напряжение на клеммах электродвигателя и убедиться в его симметрии. Ре­зультаты измерений занести в таблицу 7.2 и сделать вывод.

 

Таблица 7.2

№ эл.двиг 

 Измеренные величины

Вывод о наличии витковых замыканий;
    U(C1-C2),     В U (С13)  В U (С2-Сз), В I А. А   I в- А   I с. А    
№ 1              
№ 2              
               

1.3. Определить витковые замыкания с помощью специального прибора типа СМ-1, СМ-2 или ЕЛ-1 (при наличии в лаборатории), в соответствии с инструкцией к нему (рис. 7.1 г).  

Принцип действия аппаратов следующий. К аппарату подсоединяют две обмотки, в которые поочередно посылают импульсы напряжения высокой частоты. Если параметры обмоток совершенно одинаковы (нет витковых замыканий), то одинаковыми будут и им­пульсы тока в этих обмотках. При таком положении кривые на экране электронно-луче­вой трубки, относящиеся к двум сравниваемым цепям, сольются.

Сделать выводы Примечание. В настоящее время освоен выпуск прибора для диагностирования межвитковой изоляции ВЧФ-5-З, при наличии его в лаборатории можно использовать в практической работе.

 

2. Состояние изоляции обмоток (увлажненность обмоток или развивающийся де­фект) наиболее точно определить высоким выпрямленным напряжением с измерением токов утечки по схеме (рис. 7.2).

Для исследования состояния изоляции используют те же два двигателя, из которых один с нормальной изоляцией, а другой увлажненный или с развивающимся дефектом.

2.1. Собрать схему (рис. 7.2), где указаны: QS — рубильник, TUV — ЛАТР, TV — трансформатор повышающий, с первичной обмоткой 220 В и вторичной обмоткой 400... 1500 В, VД —VД4 — выпрямитель, R — токоограничнвающее сопротивление,   С — сглаживающий пульсации фильтр, PV2 — киловольтметр, РА — микроамперметр с пределами измерения до 1000 мкА (необходимо иметь сменный прибор миллиамперметр, с пределами измерения до 1000мкА), КН — реле защиты (использовать блинкер, то есть указательное реле, своим же контактом разрывающее цепь, с номиналом по0,05А), SB-кнопка, включаемая на момент замера токов утечки, М — испытуемый электродвигатель,

2.2. Выполнить измерение на двух двигателях:

а) абсолютное значение токов утечки;

б) степень ассиметрии токов утечки по фазам;

в) значение приращения токов утечки при увеличении напряжения;

г) отсутствие или наличие бросков и колебаний тока утечки при повышении на­пряжения.

Результаты измерения занести в таблицу 7.3.

 

                        Рис.7.1.

 

Таблица 7. 3.

 

ия№ п.п.

 

Наименованиие

 

Подводимое напряжение к обмоткам, В

 

Измеренные токи утечки по фазам

Аосиметрия токов утечки различных фаз

Допустимое максимальное значение то­ков утечки, mA

 

Дополнитель­ные сведения по рез. испытания  

 

 

 

Iу14) mA

 

 

 

Iу (С2-C5)   mA

 

 

Iy (C3-Ce), mA

 

 

I1 mA I2 mA Iз,. mA
 1 Двиг. № 1 500             1  
2 Двиг. № 2 500             1  
                     

Вывод об увлажненности обмоток и развивающемся дефекте_________________________________________________________________________________________________________________________

При наличии стенда с выпрямленным напряжением можно провести дополнитель­ные исследования состояния изоляции электродвигателя. Подробно смотрите Таран В. П. «Справочник по эксплуатации электроустановок», с. 196... 198.

Примечание.

1. Разница в значениях токов утечки разных фаз не должна превышать 1,5...2.

2. Исходя из требований ПТЭ и ПТБ для электродвигателей, находящихся в эксплуатации, допустимое сопротивление изоляции, измеренное мегомметром на 500 Вольт, должно быть не менее 0,5 МОм. В со­ответствии с этим допустимый ток утечки при напряжении   500 В должен быть не более 1 mA  

 

                Iутечки=U/Rиз.доп.=500/500000=0,001 А.

  

где U — приложенное напряжение к обмоткам. В;

R из.доп -- допустимое сопротивление изоляции == 0,5МОм  (500000 Ом).

3. Проверить техническое состояние короткозамкнутых обмоток роторов двух двига­телей, в одном из которых имеет место обрыв стержня.

ЗЛ. Собрать схему (рис. 7.3). На обмотку электродвигателя подать напряжение 36 В (можно без латра). Провернуть медленно ротор на один оборот, записать значение тока и количество отклонений стрелки амперметра. Повторить измерение на втором электродви­гателе. Результаты измерений - записать в таблицу 7.4.

 

 

T а б л иц а 7.4

№ п.п. Наименование, Величина тока, А    Кол-во полных колебаний (отклонение стрелки  амперметра)
 1 Эл. двигатель 1    
2 Эл. двигатель 2    
       

Сделать вывод о наличии обрыва стержней.

 Вывод_________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определить техническое состояние подшипников двух электродвигателей (в одном из которых подшипник с дефектом) с помощью стетоскопа.

Весьма эффективным способом определения технического состояния подшипников является прослушивание их шумов стетоскопом. Стетоскопы бывают мембранные, элек­трические и обычные. В мембранном стетоскопе стержень упирается в мембрану, колебание которой усиливает звук. В электрическом стетоскопе имеется вибродатчик, изготов­ленный на основе пьезоэлектрического телефона и преобразующий механические колеба­ния в электрические. Обычный стетоскоп состоит из стержня с наушником.

В первое время после пуска электродвигателя шум подшипников еще не стационар­ный, поэтому прослушивают его не ранее, чем через 15 мин. после включения электро­двигателя в сеть.

Свистящий звук при работе электродвигателя свидетельствует о недостаточном коли­честве или о загрязнении смазки подшипников. Иногда вследствие неудовлетворительной смазки шум подшипников может переходить в глухой прерывистый звук.

Поврежденный сепаратор издает звуки, похожие на грохот.

Дефекты на дорожках, шариках и роликах подшипников также вызывают повышен­ный шум. Особенно влияет на шум и вибрацию подшипников волнистость на дорожках ка­чения. Даже небольшие волны высотой 0,5 мк могут быть причиной шума. Сделать вы­вод о техническом состоянии подшипников.

Вывод__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

                                 Рис.7.2

 

 

                            Рис.7.3

 

 

ВЫВОДЫ И АНАЛИЗЫ. По результатам диагностирования двух электродвигате­лей сделать заключение об их техническом состоянии. Дать рекомендации по устране­нию выявленных неисправностей и указать, в каких условиях можно устранить выявлен­ные неисправности (на месте, текущий ремонт, капитальный ремонт)

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА

1. Назовите основные неисправности, возникающие у асинхронных электродвигате­лей в процессе эксплуатации.

2. Какие неисправности асинхронных электродвигателей можно определить без разборки?

3. Укажите методы определения неисправностей без разборки электродвигателя.

4. Укажите, из чего складывается уменьшение трудозатрат (чел.-ч) при диагностике электродвигателя.

5. Как часто выполняют диагностирование электродвигателей в условиях эксплуа­тации?

6. Как отличить увлажненность изоляции от развивающегося дефекта при диагности­ровании по токам утечки?

7. Какое влияние оказывают на работу электродвигателя обрывы стержней ротора?

 

 

 

 Технологическая карта№38

Проверка асинхронных электродвигателей перед вводом в эксплуатацию

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ. Выполнение объема операций по проверке электродвигателя перед вводом в эксплуатацию. Выполнение испытания электродвига­теля перед вводом в эксплуатацию согласно программе ПУЭ:2006, гл. 1—8 для электро­двигателей напряжением до 1 кВ. Заключение о пригодности электродвигателя к эксплу­атации.

 

ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Изучить и практически обработать на действующем оборудовании объем операций по проверке электродвигателя перед вводом в эксплуатацию и испыта­ний асинхронного электродвигателя при вводе в эксплуатацию после монтажа или дли­тельного перерыва.  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: