ПРИОБРЕТАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ. Уметь: подготовить электродвигатель к эксплуатации в соответствии с нижеизложенной программой; проводить испытания электродвигателя в соответствии с требованиями ПУЭ-2006, гл. 1—8; (измерять сопротивление изоляции обмоток и сопротивление обмоток постоянному току); запускать электродвигатель, проверять его работу на холостом ходу и под нагрузкой.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ — лаборатория.
ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА. Асинхронный электродвигатель с к. з. ротором, Машина постоянного тока (генератор) — в качестве нагрузки, нагрузочный реостат — 1 шт., Мегомметр М 4100—1 шт. (Ф 4102/1), мост постоянного тока — 1 шт., токоизмерительные клещи Ц 91 или Ц-4501 — 1 шт., измеритель М 372 — 1 шт., центровочная скоба— 1 шт.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
1. Проверить крепление электродвигателя и генератора к раме.
2. Проверить состояние муфты.
3. При пуске предупредить голосом «Включаю сеть»..
4. При отключении электродвигателя от сети повесить на отключенный автоматический выключатель запрещающий плакат «Не включать — работают люди» и проверить отсутствие напряжения на выводных клеммах. После этого можно разбирать схему, касаться отключенных токоведущих частей электроустановки.
5. После окончания работы убрать рабочее место и сдать руководителю. Измерительные приборы поставить на стеллаж.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
l. Таран В. П. Справочник по эксплуатации электроустановок, 1983, с. 21. 2. ПУЭ- 2006, гл. 1—8.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ ДОПУСКЕ К РАБОТЕ
1Изложить перечень проверок по асинхронному электродвигателю перед вводом в эксплуатацию.
2. Каким прибором измеряют надежность зануления электродвигателя? Как осуществляется проверка?
3. Как осуществляется соосность валов (центровка) электродвигателя с рабочей машиной? Какие приспособления используются при этом?
4. Как проверить мегомметр на исправность перед использованием его для проверки сопротивления изоляции?
5. Как проверить сопротивление изоляции мегомметром?
6. Каковы нормы на сопротивление изоляции при вводе электродвигателя в эксплуатацию?
- 7. Каким прибором и как измеряют сопротивление обмоток постоянному току? Для каких целей?
8. Как осуществляется пробный пуск электродвигателя? Что при этом проверяют?
9. Как осуществляется проверка электродвигателей под нагрузкой?,
10: Какие требования техники безопасности необходимо выполнять при проверках и испытаниях?
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Проверка электродвигателя перед вводом в эксплуатацию. Результаты проверок и измерений занести в таблицу8.2.
1., Проверить соответствие параметров электродвигателя:
1.1. Частота вращения электродвигателя в соответствии с частотой вращения рабочей машины (генератора) по паспортным данным.
1. 2.-Соединение обмоток в соогветсгвии с напряжением сети Y/ — 380/220 В, Y/ - 660/380 В (рис. 8.1а...8.1в).
1.3. Мощность электродвигателя в соответствие с мощностью рабочей машины (в данном случае генератор);
1.4; Исполнение электродвигателя в соответствиис окружающей средой.
2. Очистить электродвигатель от пыли и грязи, удалить консервационную смазку,
3. Проверить надежность соединения подводящих питание проводов с обмотками электродвигателя.
Рис.8.1.
Рис.8.2.
Рис.8.3.
4. Если же электродвигатель хранился более двух лет, то необходимо заменить смазку.
5. проверить соосность валов электродвигателя и рабочей машины, то есть центровку с помощью центровочной скобы (рис. 8.2).
Рассоединить полумуфты, установить центровочную скобу. Вращением болтов «2» и «3» установить минимальные зазоры «а» и «в», проверив путем поворачивания валов на 360о отсутствие зацепления скоб друг за друга. Зазоры замерить при вращении обоих валов через 90о начиная с первоначального положения: 1-й замер при 0°, 2-й при 90о 3- й при180о и 4-й при 270о Совпадение осей валов достигается, если сумма числовых значений нечетных замеров будет равна сумме четных замеров: а1 + а3==а2+а4; в1+в3=в2+в4
Результаты замеров занести в таблицу 8.1, выполнить расчет и сделать выводы о качестве центровки.
Таблица 8.1
Объект измерения
| Измеренная величина, мм | Расчетная величина, мм | Допустимая величина, мм
| ||||||||||
а2- | — | ||||||||||||
Эл. двигатель — рабочая машина (полумуфты) | не более 0,2... 0,5 для упругих и пружинных муфт 0,04 жестких муфт |
Вывод_______________________________________________________________________________________________
Примечание: Центровка валов сказывается на вибрации машины.
6Провернуть вал рукой или рычагом, убедиться в том, что вращающиеся части электродвигателя не задевают неподвижные.
7. Установить защитные приспособления (кожух), предотвращающие доступ к вращающимся частям электродвигателя,
8. Проверить надежность контакта зануления электродвигателя, используя при этом прибор М 372 (рис. 8.3).
Прибор при нажатой кнопке должен показать не более 0,1 Ом. Если он покажет более 0,1 Ом, то проверить плотность контакта: у электродвигателя и на щите. Перед использованием прибора при разомкнутых контактах Rx установить стрелку на бесконечность с помощью потенциометра.
Rизм=________Ом. Rк. доп. 0,1 Ом.
Вывод________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица 8.2.
Паспортные данные эл. двигателя
| Uсети В
| Соединен, обмоток Y или
| Частота вращен. | Соосность валов | Допуст. отклон. в завис, от типа муфты
| Контакт зануления
| ||||
n дв мин-1
| n ген мин-1
| наибольшее отклонение изм.
| ||||||||
Rизм. Ом.
| R доп. Ом
| |||||||||
а, мм | в.мм | |||||||||
. | 0,1 |
Сделать анализ и выводы о соответствии параметров электродвигателя и возможности его пуска в эксплуатацию.
При несоответствии параметров указать причины и способы их устранения.
ИСПЫТАНИЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПЕРЕД «ВОДОМ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ СОГЛАСНО ПУЭ-2006, ГЛ. 1-8.
1. Измерить сопротивление изоляции обмоток мегомметром, предварительно проверив его исправность. Для этого необходимо закоротить два выводных конца и при вращении рукоятки прибора с частотой 120 Мин -1 стрелка прибора покажет «нуль», при снятой перемычке покажет бесконечность (рис. 8.4).
Измерение выполняют:
1.1. Между выводными концами обмоток (рис. 8.5);
. С1—С2; C1—С3; С1—Сз.
1.2. Между обмотками и корпусом, C1+ С2 + С3 — К (рис. 8.6). Если сопротивление изоляции меньше нормы, необходимо их рассоединить и проверить каждую обмотку в отдельности..
Примечание. Если обмотки электродвигателя соединены на звезду не на клемнике, а внутри статора, то сопротивление изоляции проверяют только по
отношению к корпусу (рис. 8.7).
Рис.8.4.
Рис.8.5.
Рис.8.6 Рис.8.7.
Рис.8.8.
Результаты измерений занести в таблицу 8.3, сравнить с допустимыми значениями и сделать вывод.
(Таблица 8.3
Объект измерения
| Измеренная величина сопротивления. изоляции в (МОм) | Допустимое сопротивле- ние изоля-1 ции согласно ПУЭ при t=10...30°C, R доп, МОм | Вывод | |||
R (С1-С2) | R (C 1-Сз). | R (С 2-С 3) | R (С,+С2+ С3)-К | |||
Обмотки статора | 0,5 ПУЭ2006. гл. 1—8. |
2. Измерить сопротивление обмоток постоянному току. Цель измерения — качество паек обмоток на лобовых частях. Измерить мостом постоянного тока. Переключатель поставить на омы (рис. 8.8).
Результаты измерения занести в таблицу 8.4, сравнить с допустимым значением и сделать вывод.
Таблица 8.4
Объект измере- ния
| Величина измеренного сопротивления на выводах обмоток R изм,Ом | Расчетная величина | Допусти- мая вели- чина отклоне- ния доп, %
| Вывод
| |||
С1—С 4 | Сз—С6 | С2—С5 | R, ОМ | изм % | |||
Обмотки статора- | 2% ПУЭ 2006, гл. 1-8 |
R— разность между наибольшей и наименьшей величиной при измерениях;
изм = R/ R ---- наибольшее отклонение, %.
Примечание. Если измеренные сопротивления сравнивать с паспортными данными, то изм будет иметь два значения «+%» и «— %» ( изм сравнивать с допустимым значением ± 2%).
3. Пробный пуск двигателя.
После окончания наладочных работ по проверке и испытанию аппаратов,
схем управления и испытанию неподвижного электродвигателя производят пуск последнего.
При первом включении электродвигателя на 2—3 с проверяют: направление вращения, состояние ходовой части, надежность действия отключающих устройств.
Кратковременное включение электродвигателя повторяют 2—3 раза, постоянно увеличивая длительность включения. Во всех случаях получения сигнала о неисправностях привода необходимо без предупреждения остановить» электродвигатель,
Вывод _____________________________________________________________________________________________________________________________
4. Проверка электродвигателя на холостом ходу.
Проверку на холостом ходу произвести при отсоединенном механизме, В случае невозможности отсоединения проверить при ненагруженном механизме. Измерить ток холостого хода I х.х=_____ А.
Величина тока холостого хода не нормируется. Продолжительность проверки 1ч. (в учебных условиях 5..10 мин.)
Одновременно проверить нагревание подшипников, обмоток в доступных местах и стали, отсутствие заметной вибрации, характер шума подшипников.
ВЫВОД ______________________________________________________________________________________________________________________________
5. Проверка работы электродвигателя под нагрузкой.
Нагрузка должна быть задана руководителем с помощью реостата в цепи генератора, который используется в качестве нагрузочного. Клещами Ц-91 или Ц-4501 замерить силу тока нагрузки во всех трех фазах, который должен быть одинаков. Сравнить результаты измерений с паспортными данными двигателя. Сделать вывод по нагрузке электродвигателя.
I нагр = А. Iном= А.
Вывод _______________________________________________________________________________________________________________________________
ВЫВОДЫ И АНАЛИЗЫ, По первой части работы анализ и выводы должны быть даны после таблицы 8.2. По второй части работы обобщить результаты испытаний Данные испытаний занести в таблицу 8.5, сделать анализ и выводы о пригодности электродвигателя к эксплуатации.
Таб лица 8.5
Tип элек-тродвига-теля. | Iхх
А | Iном, А | Iнагр А | Сопротивле не изоляции ' | изм. % | доп % | Замечания по работе электропривода. (вибрация, шум в подшипниках и др.)
| |
R изм, МОм | Rдоп.МОм | |||||||
| 0,5 | 2 |
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА
1. Каким документом руководствуются на испытаниях электродвигателя при вводе в эксплуатацию?
2. Как осуществляется, проверка электродвигателя на холостом ходу? В течение какого времени и что проверяют?
3. Как измерить ток нагрузки с помощью токоизмерительных клещей? (Показать практически).
4. К чему может привести перегрузка электродвигателя?
5. Почему недопустима недогрузка электродвигателя, на 50 и более процентов?
6. Как влияет окружающая среда на надежность работы электродвигателя; как учитывают это при выборе и установке электродвигателя?
7. Какой документ оформляется по результатам проверок и испытаний электродвигателя при вводе в эксплуатацию?
Технологическая карта№39
Дефектация асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором при текущем ремонте
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ. Выполнение объема операций по предразборным работам. Проведение разборки электродвигателя, дефектации статора и ротора. Выполнение сборки электродвигателя. Проведение испытания и проверки работы электродвигателя. Проведение испытания и проверки работы электродвигателя после, текущего ремонта в соответствии с требованиями ПТЭ и ПТБ.
ЦЕЛЬ.РАБОТЫ. Приобрести навыки разборки, дефектация, сборки и испытаний асинхронного электродвигателя после текущего ремонта.
ПРИОБРЕТАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ. Уметь: выполнять организационные и технические мероприятия при производстве текущего ремонта; производить операции, входящие в объем текущего ремонта; определять неисправности асинхронного электродвигателя; выполнять испытания асинхронного электродвигателя после ремонта.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ — лаборатория (производственные мастерские).
ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА; асинхронный электродвигатель, подключенный к сети, съемник для снятия полумуфты, съемник для снятия подшипников монтажная труба для насадки подшипников, ванна с маслом для нагрева подшипника перед его посадкой на место, набор ключей, мегомметр на 1000 В, стеклянная бумага хлопчато- бумажная лента, паяльник, припой, канифоль, надфиль, стрелочный индикатор для проверки подшипников, токоизмерительные клещи Ц-91 или Ц-4501, указатель напряжения и запрещающий плакат.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ НА РАБОЧЕМ MECTE
Для выполнения текущего ремонта учащимся представляется действующий электропривод, поэтому при выполнении работ необходимо руководствоваться правилами ПТЭ и ПТБ (главы Б2.2, Е2.3, Б3.1), выполнить организационные и технические мероприятия.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
1. Получить разрешение на производство работ.
2. Оформить производство работ в оперативном журнале (это делает старший подгруппы).
ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
1. Выполнить отключение автомата, через который подключен электропривод.
2. Повесить на автоматический выключатель запрещающий плакат «НЕ ВКЛЮЧАТЬ, РАБОТАЮТ ЛЮДИ».
3. Проверить указателем напряжения отсутствие напряжения, предварительно проверив указатель в действующей установке.
4. Отсоединить провода сети от электродвигателя.
5. Отсоединить нулевой провод от корпуса.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАЗБОРКЕ И СБОРКЕ
1. Работы по текущему ремонту выполнять исправным инструментом.
2. При снятии подшипника качения необходимо следить, чтобы планка съемника упиралась во внутреннее кольцо подшипника, в противном случае верхняя обойма подшипника может рассыпаться и привести к травме.
ЛИТЕРАТУРА ДЛГ САМОПОДГОТОВКИ
1. ПТЭ и ПТБ, 2006, приложение Э1.21. ППРЭсх-87, с. 54...60.
3. В. П. Таран. Техническое обслуживание электрооборудования в сельском хозяйстве, 1976, с. 131..187.
4. В. П. Таран. Справочник по эксплуатация электроустановок, 1983,
с 29...57.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ ДОПУСКЕ К РАБОТЕ
1. Какие требования техники безопасности необходимо выполнять при выводе электродвигателя в ремонт?
2. Какие операции входят в объем текущего ремонта асинхронных электродвигателей?
3. Какова последовательность операций по разборке асинхронных электродвигателей?
4. Как выявить витковые замыкания в обмотках асинхронных электродвигателей?
5. Как определить неисправности подшипников качения?
6. Как проверить сопротивление изоляции обмоток электродвигателя?
7. Каковы нормы на сопротивление изоляции для электродвигателей, находящихся в эксплуатации и после текущего ремонта?
8. Как определить увлажненность обмоток асинхронных электродвигателей?
9. Какие неисправности вызывают увеличение тока холостого хода?
10. Что такое коэффициент абсорбции и как его определить?
И. Как осуществляется снятие подшипника качения и установка нового?
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
I. Предразборные работы.
1.1. Очистить корпус электродвигателя от пыли и грязи;
1.2. Снять коробку выводов, отсоединить электродвигатель от питающих проводов сети, разъединить с рабочей машиной, отсоединить заземляющую шину и нулевой провод,
Снять электродвигатель с фундамента (рамы) и промаркировать прокладки,
2. Разборка электродвигателя (инструмент и приспособления, рис. 9.1).
2.1. Снять при помощи винтового съемника шкив, полумуфту или звездочку с вала электродвигателя и извлечь шпонку.
2.2. В электродвигателе закрытого исполнения снять защитный кожух вентилятора, предварительно отвернув крепящие болты, затем отвернуть стопорный винт и снять вентилятор при помощи винтового съёмника.
Рис. 91. Съемники для съема подшипников с валов электрических машин: а — универсальный съемник со сменной вставкой: 1— вставка; 2 — тяга; 3 - поперечина; 4 — ходовой винт с рукояткой; 5 — опорная планка; б - съемник с разъемным захватом; в — съем подшипника с вала универсальным съемником.
Рис.9.2
Рис.9.3.
2.3. Снять крышки подшипников, предварительно отвернув крепящие болты или гайки.
5.4. Отвернуть болты, крепящие подшипниковые щиты.
2.5. Вывести подшипниковый щит из расточки статора со стороны привода. При разборке электродвигателей единой серии А, АО, АО-2, 4А эту операцию рекомендуется выполнять при помощи рычага введенного в. просвет между ушками и торцом станины. Допускается съем подшипниковых щитов при помощи легких ударов молотка через прокладку из дерева или мягкого металла.
В электродвигателях старых серий в зависимости от конструкции рекомендуется выводить щит при помощи отжимных болтов, ввинчиваемых в специальные отверстия в щите или при помощи съемника.
При съеме щита необходимо его придерживать во избежание удара ротора о сталь статора.
2.6. Снять второй подшипниковый щит. Вывести ротор из статора и уложить его на специальные деревянные прокладки. У мелких электродвигателей ротор вынимают вместе с подшипниковым щитом (крышкой).
2.7 Очистить статор и ротор от пыли сжатым воздухом (давлением 2...3 атм.) или сухим обтирочным материалом.
Примечание. При разборке использовать наглядное пособие — плакат, где изображена последовательная разборка электродвигателя,
3. Дефектация деталей электродвигателя.
Данные по результатам дефектации занести в таблицу 9.1.
I Таблица 9. 1.
возможные износы и повреждения, указания по выбраковке; | Способы обнаружения | Выявленные неисправности . учащимися | Способ ремонта | |||
обмотки Статора
| ||||||
I | Незначительные повреждения изоляционного покрытия лобовых частей обмотки | Осмотр |
| Нанесение лака на поврежденные участки | ||
2 | Значительные механические повреждения изоляция лобовых частей обмотки; почернения и обугливания обмотки или отдельных ее частей | Осмотр |
| Требуется ка- питальный ремонт | ||
| ||||
3 | Обрыв или ослабление бандажей лобовых частей обмотки | Осмотр | Замена бандажей | |
4 | Механические повреждения отдельных участков изоляции выводных проводов обмотки статора | Осмотр | Изолирование мест повреждений | |
5 | Трещины или повреждения изоляции по всей длине выводных проводов обмотки статора | Осмотр | Замена выводного провода | |
6 | Витковые замыкания в обмотках | Неодинаковое сопротивление отдельных фаз, измеренное мостом постоянного тока (рис. 9.2). Показания прибора СM-1 | R (С1-С4)Ом R (С2-С5) ОМ R (Сз—С6)Ом Вывод | при неравенстве" >2%, проверить контактные соединения на лобовых частях. Если контактные соединения в норме, то необходим капитальный ремонт |
7 | Сопротивление изоляции обмоток ниже нормы (Rиз < 0,5 МОм) | Измерить сопротивление изоляции мегомметром на 1000 В (рис. 9.3), в теч. 1 минуты | R (С1-С4)Ом R (С2-С5) ОМ R (Сз—С6)Ом R (С1-К) R (С2-К) R (Сз-К) Rдоп 0,5 Мом приt= 10…30оС Вывод | Если после просушки не изменится, то есть Rиз< 0,5 Мом требуется капитальный ремонт (перемотка): |
8. | Увлажненность изоляции обмоток | Определяют мегомметром Ф 4102/1 на 1000 В путем измерения коэффициента аб-сорбции (рис. 9.3) | Кабс =R60/R15 доп 1,1 (сухая изоляция) Вывод | Сушка с последующим определением Кабс |
9 | Ослабление пазовых клиньев | Осмотр, проверка крепле ния пазовых клиньев | Замена клиньев | |
10 | Коррозия активной стали статора | Осмотр | Зачистка и на- несение лака | |
11 | Обгорание контактных болтов клеммной колодки. | Осмотр | Замена болтов | |
12 | Обгорание поверхности клеммной колодки (допускается 10%) | ocmotp | Замена колодки | |
13 | Трещины на поверхности коробки или крышки | Осмотр | Замена; коробки или крышки | |
14 | Излом лап или трещины на корпусе | Осмотр | Требуется ка- питальный ре- монт | |
15 | Забоины на резьбе в отверстиях под болты и винты | Осмотр | Калибровка резьбы; метчиком |