Рассмотрение дел в апелляционной и надзорной инстанциях арбитражных судов

 

В целях осуществления квалифицированного судебного контроля за законностью и обоснованностью судебных актов в системе арбитражных судов созданы апелляционная, кассационная, надзорная инстанции. Все эти инстанции наделены широкими властными полномочиями относительно судебных актов нижестоящих инстанций арбитражных судов: каждая вышестоящая инстанция имеет право пересмотреть дело, изменить либо отменить принятое решение (постановление, определение) полностью или в части, принять новое решение либо прекратить производство по делу, или оставить иск без рассмотрения полностью или в части. Основаниями к изменению или отмене решения являются его необоснованность или незаконность.

Необоснованность проявляется в том, что выводы, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а те обстоятельства, которые арбитражный суд посчитал установленными, оказались недоказанными или не полностью выясненными. Незаконность выражается в нарушении или неправильном применении норм материального или процессуального права. Так, грубые нарушения процессуальных норм, регламентирующих порядок судебного разбирательства, являются безусловным основанием к отмене судебного акта [48, С. 74].

Грубые нарушения имеют место, если дело рассмотрено судом в незаконном составе или решение принято не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривающего дело; если дело рассмотрено судом в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте заседания; если при рассмотрении дела были нарушены правила о языке и т.д. Перечень процессуальных нарушений, служащих основанием для отмены судебных актов, закреплен в гл. 34 ст. 270 АПК РФ.

В тех случаях, когда кассационная или надзорная инстанция отменяют судебный акт или возвращают дело на новое рассмотрение, указания, изложенные в постановлении вышестоящей инстанции, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело.

Обжалование судебных актов осуществляется путем подачи апелляционных и кассационных жалоб и заявлений о принесении протеста в порядке надзора. Правом обжалования наделены лица, участвующие в деле, а также лица, не привлеченные к участию в деле, если судом принято решение об их правах и обязанностях (вынесение судом решения оправах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, относится к тем грубым процессуальным нарушениям, которые признаются безусловными основаниями для отмены судебных актов в вышестоящей инстанции арбитражных судов). Прокурор, предъявивший иск в защиту государственных интересов, также вправе обжаловать судебные акты, вынесенные по этому иску.

В апелляционной и кассационной инстанции дело рассматривается по правилам судебного разбирательства в первой инстанции, но с определенными изъятиями. Во-первых, в вышестоящих инстанциях не могут быть применены правила, установленные только для первой инстанции. Например, некоторые процессуальные права: право на изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, право на заключение сторонами соглашения о передаче дела на рассмотрение третейского суда могут быть реализованы только до принятия арбитражным судом первой инстанции решения по существу спора. Также, только в первой инстанции - до вынесения решения к участию в деле могут быть привлечены третьи лица и предъявлен встречный иск. Совершение этих процессуальных действий на последующих стадиях арбитражного процесса невозможно и недопустимо.

Во-вторых, для судопроизводства в вышестоящих инстанциях неизбежны некоторые особенности в отличие от первой инстанции. Например, апелляционные и кассационные жалобы должны быть рассмотрены по существу в пределах месячного срока со дня поступления жалобы в соответствующий арбитражный суд.

В-третьих, вышестоящие судебные инстанции не связаны доводами апелляционной и кассационной жалоб и протеста, внесенного в порядке надзора, они проверяют законность и обоснованность обжалуемого акта в полном объеме. Все дела в вышестоящих инстанциях рассматриваются коллегиально: в апелляционной и кассационной инстанции судебным составом, состоящим не менее чем из трех судей; в надзорной инстанции - Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ.

Каждая из вышестоящих инстанций арбитражных судов отличается существенными особенностями.

Апелляционная инстанция - это тот же региональный арбитражный суд, который принял решение по данному спору по первой инстанции. Он же выступает в качестве второй, апелляционной, инстанции относительно уже вынесенных решений. В апелляционной инстанции рассматриваются дела по решениям, еще не вступившим в законную силу. Апелляционная жалоба подается в течение месяца со дня принятия решения арбитражным судом первой инстанции. На апелляционную инстанцию законом возложены две задачи:

1 проверка законности и обоснованности решения, вынесенного судом первой инстанции, в полном объеме;

2 пересмотр дела заново и разрешения его по существу.

Как специально подчеркнуто в ст. 257 АПК, при рассмотрении дела в апелляционной инстанции арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело. Повторное рассмотрение дела, во-первых, исключает возврат дела для нового рассмотрения по существу в первую инстанцию, так как дело уже рассматривается судебной коллегией по апелляционной жалобе того из участников спора, который не может согласиться с решением суда первой инстанции; во-вторых, даст участникам процесса еще одну возможность для отстаивания и обоснования своей позиции по спору путем аргументации, а также путем представления дополнительных доказательств, которые должны быть приняты апелляционной инстанцией, если заявитель обосновал невозможность их предоставления в суде первой инстанции по причинам, не зависящим от него.

Поскольку апелляционная инстанция должна повторно рассмотреть дело по существу, постольку судебное разбирательство в апелляционной инстанции должно обеспечить участникам процесса возможность еще раз изложить свои требования и возражения, обосновать их, высказать свое мнение относительно мотивов, положенных в основу решения первой инстанции.

Недопустимость возврата дела для рассмотрения по существу из апелляционной инстанции в первую инстанцию означает, что в тех случаях, когда апелляционная инстанция признала необходимость отменить решение полностью или в части, она обязана принять новое решение по делу. Решение, принятое апелляционной инстанцией, облекается в форму постановления, которое вступает в законную силу с момента его принятия.

Таким образом, апелляционная инстанция является дополнительной гарантией осуществления права на защиту участников предпринимательской деятельности; наличие апелляционной инстанции позволяет скорректировать решения первой инстанции, исправить недостатки, допущенные судьями, рассмотревшими дело по первой инстанции, еще раз рассмотреть дело в этом же арбитражном суде, не передавая дело в вышестоящий арбитражный суд.

Действующим законодательством не предусмотрено обязательное организационное обособление апелляционной инстанции и образование постоянных судебных составов по апелляциям в структуре региональных арбитражных судов, поэтому в одних судах выделены составы судей апелляционной инстанции, в других коллегии апелляционной инстанции создаются каждый раз заново из судей регионального арбитражного суда для рассмотрения конкретных дел по апелляционным жалобам, принятым к производству. Участие судей регионального арбитражного суда в пересмотре решений, вынесенных другими судьями этого же суда, помогает им приобрести необходимый опыт, повышает их квалификацию и, в конечном счете, служит укреплению законности и обоснованности судебно-арбитражного разбирательства.

В отличие от апелляционной инстанции кассационная инстанцияорганизационно обособлена от региональных арбитражных судов и представлена федеральными арбитражными судами десяти округов. Основное назначение кассационной инстанции - проверка законности судебных актов первой и апелляционной инстанций, вступивших в законную силу. При рассмотрении кассационной жалобы не происходит разбирательства дела по существу - как в первой и апелляционной инстанциях - во время судебного слушания кассационная инстанция проверяет правильность применения норм материального и процессуального права арбитражным судом первой и апелляционной инстанций. Специфика кассационной инстанции как третьей стадии арбитражного процесса накладывает определенные требования на участников спора: податель кассационной жалобы должен указать, в чем заключается нарушение или неправильное применение норм материального права либо норм процессуального права. В то же время поскольку дело уже рассматривалось по существу и стороны имели возможности представить все доказательства и изложить свои аргументы, не допускаются ссылки в кассационной жалобе на не доказанность обстоятельств дела или на несоответствие изложенных в решении выводов фактическим обстоятельствам дела. Нарушение этих требований заявителем жалобы может послужить основанием для возвращения кассационной жалобы ее подателю без рассмотрения. Во время судебного слушания по кассационной жалобе ее податель должен объяснить, какие правовые нормы нарушены обжалуемым решением и в чем именно состоит неправильное применение правовых норм нижестоящими инстанциями арбитражного суда.

Позиция подателя кассационной жалобы может быть подкреплена ссылками не только на конкретные нормативно-правовые акты, но и на материалы судебной практики, судебные прецеденты, доктринальное толкование соответствующих правовых норм, даваемое в юридической литературе. Другие лица, участвующие в деле, излагают свою точку зрения и аргументируют свое понимание тех правовых норм, на основе которых должен быть разрешен спор.

Полномочия кассационной инстанции по результатам рассмотрения жалобы аналогичны полномочиям апелляционной инстанции, но в отличие от последней кассационная инстанция вправе вернуть дело на новое рассмотрение в первую или вторую инстанцию арбитражного суда, если решение или постановление отменено вследствие его недостаточной обоснованности.

С учетом специфики задач, возложенных на апелляционную и кассационную инстанции, законодатель не рассматривает эти инстанции как обязательные стадии движения дела и не требует от лиц, участвующих в деле, последовательного прохождения сначала апелляционной, а затем кассационной инстанций. Участник дела, не согласный с решением арбитражного суда первой инстанции, но не обжаловавший его в апелляционную инстанцию, вправе подать кассационную жалобу на это решение в течение одного месяца после того, как оно вступит в законную силу.

Однако последовательность прохождения дела учитывается в последней - надзорной инстанции арбитражного судопроизводства: заявление о принесении протеста на вступившее в законную силу решение может быть подано в Высший Арбитражный Суд РФ только после рассмотрения дела в апелляционной или кассационной инстанции. Таким образом, если дело не рассматривалось ни в апелляционной, ни в кассационной инстанции, оно не подлежит рассмотрению в надзорной инстанции по заявлению лица, участвующего в деле.

Надзорная инстанция - высшая и последняя инстанция в иерархии арбитражных судов. На нее возложена ответственная задача - исправить ошибки, допущенные нижестоящими инстанциями, исключить реализацию незаконных и необоснованных судебных актов, восстановить нарушенные права. В качестве надзорной инстанции выступает Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. Значение его деятельности как надзорной инстанции выходит за пределы рассматриваемых дел, - выносимые Президиумом Высшего Арбитражного Суда постановления по конкретным делам ориентируют как судей, так и других юристов на правильное понимание и применение законодательства. Несмотря на то, что по российскому законодательству судебный прецедент не относится к источникам права, постановления Президиума, несомненно, учитываются нижестоящими арбитражными судами при разрешении аналогичных дел и кладутся в основу постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, принимаемых в целях разъяснения вопросов законодательства и судебной практики.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривает дела в порядке надзора только по протестам определенных должностных лиц. Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ и Генеральный прокурор РФ наделены правом принесения протестов на решения и постановления любого арбитражного суда, за исключением постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ; заместители председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и заместители Генерального прокурора РФ вправе принести протест на решения и постановления любого арбитражного суда, за исключением решений и постановлений Высшего Арбитражного Суда РФ. На постановления самого Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ как высшей и последней инстанции арбитражных судов протесты вообще не могут быть поданы.

Полномочия Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ являются важнейшей гарантией законности и справедливости демократического правосудия в сфере экономики. Во-первых, заявления о принесении протеста не оплачиваются государственной пошлиной; во-вторых, возможность пересмотра Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ решений и постановлений арбитражных судов, вступивших в законную силу, не ограничена никакими сроками, т.е. заявление о принесении протеста может быть подано и сам протест внесен в Президиум по истечении какого угодно периода времени после вынесения решения по делу и вступления его в законную силу; в-третьих, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ и его заместители вправе приостановить исполнение решения до окончания производства в порядке надзора, если по решению подан протест.

Судьи Высшего Арбитражного Суда РФ сгруппированы в составы с учетом их специализации по предметному признаку, т.е. по категориям экономических споров. По материалам затребованных из нижестоящих арбитражных судов дел, в связи с заявлениями о принесении протеста, вырабатывается позиция судебного состава и готовится заключение относительно законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, после чего дело поступает к заместителю Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, также с учетом приносить протест в порядке надзора или отказать в принесении протеста по мотиву отсутствия оснований для пересмотра решения.

В тех случаях, когда заявление о принесении протеста подается в Генеральную Прокуратуру РФ, аналогичная работа по делу проводится либо в самой Генеральной Прокуратуре, либо в соответствующей региональной прокуратуре. В ст. 308 АПК перечисляются полномочия Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ по пересмотру дел в порядке надзора. В числе этих полномочий - право Президиума отменить решение полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение либо принять новое решение по существу спора, не передавая дело на новое рассмотрение.

Основаниями к изменению или отмене решения в порядке надзора являются его незаконность или необоснованность. В то же время правильное по существу решение не может быть отменено в порядке надзора по одним лишь формальным основаниям. Эта правовая норма может означать лишь одно: если вынесенное по существу спора решение правильно с точки зрения норм материального права, то какие бы процессуальные нарушения не были допущены по этому делу нижестоящими инстанциями, решение тем не менее отменено быть не может рассмотрение экономических споров судами общей юрисдикции.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: