Проведенный мною урок литературы посвящён теме «Жизню и творчество М.Ю.Лермонтова». Данный урок проводился по плану в соответствии с тематическим планированием. В календарно-тематическом планировании это 1-й урок по теме «Творчество М.Ю.Лермонтова». На проведение данного урока было отведено 2 часа.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: расширить и углубить представления учащихся о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова.
Задачи:
Обучающие:
- продолжить работу по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, пробудить интерес к его произведениям;
- вспомнить основные сведения о Лермонтове, познакомить с некоторыми страницами биографии поэта и с людьми, которые окружали его.;
- продолжить обучение декламационному чтению.
Развивающие:
- развивать интерес к дальнейшему изучению творчества М.Ю.Лермонтова;
- способствовать развитию творческого воображения;
- развивать наблюдательность, внимательность к поэтическому слову;
- развить умение высказывать свою точку зрения.
Воспитательные:
|
|
- воспитывать заинтересованное отношение к личности поэта;
- воспитывать уважение к его творчеству.
Время, отведенное на все этапы урока, было использовано рационально. Структурные элементы урока взаимосвязаны, все этапы на уроке соблюдены, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому.
Главный акцент делался на целостное восприятие учащимися темы, на повышение уровня культуры учащихся.
Для этого на уроке было использовано сочетание таких методов, как:
- коммуникативно-ориентированный;
- учебная работа под руководством учителя;
- репродуктивный метод (активное восприятие и запоминание сообщаемой в рассказе учителя информации, чтение наизусть);
- наглядно-иллюстративный метод (демонстрация слайдов);
- словесный метод (рассказ, элементы беседы);
- методы стимулирования учения (создание ситуации эмоционального переживания, ситуации занимательности);
- логические методы (сравнение, анализ);
- метод формирования познавательного интереса (художественность, яркость, эмоциональность речи учителя).
На уроке использовались различные формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа, рефлексия. Применялись разные виды речевой деятельности: говорение, чтение. Учащимся было предложено самостоятельно ознакомиться с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова, подготовить развёрнутые сообщения и выразительное чтение отрывков из предложенных учителем стихотворений.
Работа проходила в сотрудничестве с учителем, который направлял учащихся на самостоятельную, познавательную и творческую активность. Содержание материала урока личностно ориентировано, доступно.
|
|
Из средств обучения на уроке использовала презентацию со зрительной и речевой опорой, что позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и прививать интерес к предмету.
Осуществлялись межпредметные связи (история, литература) и связь с жизнью. В своей лекции использовала исторические и биографические факты, историко – литературные сведения. Факты – это основа литературных знаний. Они учат учащихся сопоставлять разрознённые явления, сравнивать, анализировать, делать обобщения и выводы. Фактический материал, осознанный учениками, плодотворно влияет на их мысли и чувства, вызывает заинтересованное отношение к личности поэта и его творчеству. Иными словами, является не только основой литературных знаний, но и нравственного воспитания. Применялся как устный, так и письменный вид работы учащихся, чередование и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке, логичность, последовательность и доступность в изложении материала.
Использование на уроке разнообразных методов и приёмов позволило оценить работу каждого ребенка, дать возможность дебатировать и анализировать активно на уроке. Активность, расположенность к творческой деятельности, желание познания – такая психологическая атмосфера царила на уроке. Ребята учились думать, высказывать свое мнение и уважать мнения высказывающихся.
Для закрепления материала было дано домашнее задание по формированию необходимых языковых навыков и развитию речевых умений по теме с учетом возрастных, интеллектуальных особенностей учащихся и познавательного интереса.
Работоспособность учащихся на занятии обеспечивала за счет использования инновационно-коммукативных технологий, создавая положительный эмоциональный настрой и благоприятную психологическую атмосферу, подобрав интересный, насыщенный материал, имеющий теоретическую, практическую и познавательную значимость.
Ориентируясь на уровень подготовки и речевых способностей учащихся, применяла дифференцированный подход.
Отклонений от плана урока не было.
Результативность урока хорошая.
Учитывая небольшую наполняемость класса, я стремилась задействовать всех учащихся в разных видах работы, учитывая уровень их коммуникативной активности.
План проведения воспитательного мероприятия
Тема: «Мәңгілік ел – Вечная страна».
Цели урока: формирование казахстанскогопатриотизма, расширение кругозора; воспитание духовно – нравственного воспитания детей, развитие интеллектуальных способностей; развивать познавательный интерес, расширять кругозор в области интересов государства, умение общаться, делать выводы; воспитание у учащихся любви, уважения, толерантности к культурам, историческому прошлому и наследию народов, проживающих в Казахстане.
Ресурсы: стенд «Мәңгілік ел – Вечная страна», выдержки из слов Президента Республики Казахстан; государственная символика;