Тема: Папоротники, хвощи, плауны. 5 класс
Цели: изучить строение папоротников, хвощей, плаунов и их признаки; научиться объяснять, почему они относятся к высшим споровым растениям; роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека.
Ход работы
1. Прочитайте параграф 21
2. Просмотрите видео-уроки по теме пройдя по ссылке:
Отдел Папоротникообразные
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=17509570017544140354&text=%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA+%D0%BF%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8
Разнообразие папоротникообразных
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=14863860925147774691&text=%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA+%D0%BF%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8
Отделы Хвощи и Плауны
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=9836143672587505739&from=tabbar&parent-reqid=1586160280821374-834114852596774157500212-vla1-2136&text=%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA+%D0%BF%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8%2C+%D1%85%D0%B2%D0%BE%D1%89%D0%B8%2C+%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%83%D0%BD%D1%8B
3. Объясните (устно):
Прочитайте легенду:
Хоpошо известна легенда о папоротнике, в которой волшебный цветок pаспускается раз в году в ночь на Ивана Купала (летнее солнцестояние). В древнеславянской традиции папоротник получил известность как магическое растение.
|
|
Согласно поверью, именно в купальскую полночь ненадолго зацветал папоротник и раскрывалась земля, делая видимыми скрытые в ней сокровища и клады. После полуночи те, кому посчастливилось найти цветок папоротника, бегали в чем мать родила по росистой траве и купались в реке для получения от земли плодовитости. Согласно легенде о папоротнике в полночь перед Ивановым днем папоротник на несколько мгновений зацветает ярко-огненным цветком с волшебными свойствами. Около полуночи из листьев папоротника внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится - и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в полночь созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать это. Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, тот приобретает власть повелевать всем. В повести "Вечера накануне Ивана Купала" Н. В. Гоголь рассказывал о старинном народном предании, по которому раз в год зацветает цветок папоротника, и кто сорвет его, тот добудет клад и разбогатеет. Н. В. Гоголь в "Вечерах накануне Ивана Купала" так описывает цветение папоротника: "Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя". "Теперь пора!" - подумал Петро и протянул руку... Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках. Все утихло...". Сорвав цветок папоротника, наш герой подбросил его вверх, присовокупив специальные наговоры. Цветок поплыл в воздухе и опустился как раз над тем местом, где хранился сказочный клад. На Руси папоротник называли разрыв-травой. Считалось, что достаточно одного прикосновения цветка папоротника, чтобы открыть любой замок. По поверьям, сорвать цветок папоротника очень трудно и опасно. Считалось, что цветок папоротника сразу после расцветания срывает рука невидимого духа. И если кто-то осмелится пойти сорвать папоротниковый цвет, то духи навлекут на него ужасы и страхи, и могут увести его с собой.
|
|
Ответьте на вопрос: Какую ошибку допустил Н.В. Гоголь в повести "Вечера накануне Ивана Купала" рассказывая о мифическом цветке папоротника?
4. Выполните лабораторную работу в тетради по биологии
(на оценку, учителю выслать фото работы в тетради на проверку):
Строение спороносного хвоща
1. Сделайте рисунок хвоща полевого в тетради (смотри стр. 115 учебника)
2. Сделайте к рисунку подписи:
1- _____________________________
2 - _____________________________
3 - _____________________________
3. Сформулируйте вывод: (объясните, почему хвощи – высшие споровые растения)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________