Тема: Изменение генофонда популяции

Тема: Вид, его критерии.

Цель:

1. Научиться выявлять морфологические признаки растения;
2. Научиться сравнивать морфологические признаки растений разных видов;
3. Обосновать значение признаков растений для изучения понятия морфологического критерия вида.

Оборудование: гербарий растений разных видов – клевер белый, клевер розовый, клевер красный, клевер пашенный, лапчатка серебристая, лапчатка прямостоячая, зверобой продырявленный, зверобой, полынь горькая, полынь обыкновенная, боярышник колючий, боярышник кроваво-красный и др.



Ход работы.

Практическая часть.

1. Рассмотрите растения двух видов одного рода, охарактеризуйте особенности внешнего строения основных органов растения (корень, стебель, листья, цветки, плоды, семена).

2. Дайте морфологическую характеристику изучаемых видов.

3. Результаты исследований занесите в таблицу:

Признаки

Названия изучаемых видов

Сравнение признаков

сходство различия
1. Стебель: – высота – форма – тип стебля      
2. Тип корневой системы:      
3. Лист: – форма листовой пластинки – жилкование – окраска – простой или сложный – листорасположение      
4. Цветок: – формула – описание      
5. Плод: – сочный или сухой – одно или многосемянный – способ распространения – название плода      

4. На основе анализа своей работы ответьте на вопросы:

– Почему возможны ошибки при установлении видовой принадлежности только по одному из критериев, например морфологическому?
– Существуют ли трудности в определении вида растения, найденного в природе?
– Для всех ли видов организмов характерен морфологический критерий? Ответ обоснуйте.



Сделайте вывод

 

Практические занятия № 19

Тема: Изменение генофонда популяции.

Цель работы: изучение изменения численности дочерних по­пуляций плодовых мух в зависимости от исходной численности родительских популяций.

Материалы и оборудование: пробирки с дрозофилами; серный эфир для наркотизации мух; кисточки; пинцеты разные; аналити­ческие весы; вата; листы белой бумаги; кожура бананов; специ­ально приготовленная питательная среда.

Ход работы. Подготовьте необходимое число особей дрозофил (около 100). Культуру дрозофил можно получить из генетических лабораторий или размножить самим, если имеются бананы, вино­град или иные фрукты из южных районов, на поверхности кото­рых часто бывают отложены яйца дрозофил.

Визуально определите половые различия особей. Самцы отли­чаются меньшими размерами и округлым темноокрашенным кон­цом брюшка. Самки крупнее, конец их брюшка заострен.

Подготовьте эксперимент. Для этого в пробирки с одинаковым объемом пищевых ресурсов поместите разное количество роди­тельских пар (1; 5; 10; 20 пар мух).

Поставьте подготовленные пробирки в теплое место (темпера­тура около 25 °С) на две недели.

Проведите подсчет численности мух

Для подсчета мух их наркотизируют (усыпляют) серным эфи­ром, перетряхивая в пустую пробирку, и закрывают ее ваткой, смоченной эфиром. Капли эфира не должны попасть в среду или пустую пробирку. Через 3—5 мин дрозофилы засыпают, и их можно считать и разбирать кисточкой или пинцетом на листе бе­лой бумаги.

Для приготовления 1 л питательной среды необходимо: агар-агара 10 г; дрожжей пекарских 100 г (10 г сухих); сахарного песка 30 г, манной крупы 30 г, воды 1 л.

Смесь агар-агара и дрожжей кипятите 40 мин, затем добавьте сахар и манную крупу и кипятите еще 20 мин. Питательную сре­ду тщательно перемешайте и разлейте в пробирки по 5 мл в каж­дую (метки лучше нанести заранее), храните в холодильнике (не допуская замораживания).

Перед постановкой опыта поверхность питательной среды в пробирках смажьте густой массой живых дрожжей, которыми питаются взрослые особи. Личинки дрозофил питаются подго­товленной питательной средой с богатым содержанием белков.

Взвесьте на аналитических весах по 10 мух — по 5 самцов и 5 самок (т) из пробирок с разной плотностью и рассчитайте сред­нюю массу одной особи

На основании полученных данных постройте кривые зависи­мости: а) численности дочерней популяции; б) средней массы особи; в) среднего числа потомков на 1 самку от исходного числа родительских пар. Сделайте выводы.

Контрольные вопросы

1.Чем объясняются различия в числе мух дочернего поколения в разных вариантах опыта?

2.Какую плотность популяции следует считать оптимальной для дальнейшего размножения?

3.Существует ли связь между плотностью родительской популяции и жизнеспособностью следующего поколения?

4.Какая общебиологическая закономерность проявилась в данном эксперименте?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: