Практические занятия № 20

Тема: Естественный отбор и его формы.

Цель: Показать механизм действия естественного отбора.

Оборудование: Ложки, вилки, липкая лента, фасоль белого, коричневого и красного цвета.

Ход работы.

  1. Разделитесь на 4 команды. Каждая команда имеет свои орудия охоты: ложки, вилки, липкая лента, руки.
  2. На траве (или на ковре) рассыпано 600 фасолин по 200 каждого цвета.
  3. По сигналу команды собирают фасолины в течение 3 минут. Затем каждая команда подсчитывает собранные фасолины, сортируя их по цвету. Результаты заносятся в таблицу.
  4. Группа, собравшая меньше всего фасолин, считается вымершей. Участники из этой группы переходят в оставшиеся команды, получая орудия сбора этих команд.
  5. На поле удваивают число фасолин каждого цвета. Например, если собрано всего 50 белых фасолин, значит осталось их 150, и следует рассыпать ещё 150. И так каждого цвета.
  6. Повторяем всё ещё три сезона (три поколения).

Анализируем полученные результаты в таблице.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие команды вымерли и почему?
  2. Почему мы удваивали число оставшихся фасолин?
  3. Вымерла ли какая-нибудь группа фасолин? Если да, то почему именно она?
  4. Какие реальные события в природе отражает этот эксперимент? Приведите примеры.
  5. Фасолины какого цвета оказались наиболее приспособленными в условиях этого эксперимента и почему?
  6. Какой способ сбора фасолин оказался самым успешным в этом эксперименте и почему?

Сделайте вывод: Выделите основные этапы естественного отбора, отражающие его механизм.

 

Практические занятия № 21

Тема: Макроэволюция и её доказательства.

Цель работы: изучить понятия ароморфоза, идиоадаптации, биологического прогресса и регресса. Сформировать умение использовать знания основных путей и направлений эволюции в мире растений и животных.

Задание №1

Заполните таблицу "Сравнительная характеристика главных направлений органической эволюции".

 

главные направления органической эволюции   Краткая характеристика примеры
1    
2    
3    

 

Задание №2

Заполните таблицу "Сравнительная характеристика этапов эволюционного процесса".

 

Название этапа Где протекает К чему приводит Движущие силы
микроэволюция      
макроэволюция      

 

Задание № 3 Решите кроссворд

 

  1. Индивидуальное развитие организма.
  2. Форма симпатрического видообразования, происходящая в результате хромосомных мутаций, полиплоидии и гибридизации.
  3. Географически изолированные популяции.
  4. Эволюционное развитие организма.
  5. Форма видообразования, связанная с расширением ареала исходного вида и осуществляется в ходе длительной географической изоляции популяций.
  6. Процесс образования из видов новых родов, из родов — новых семейств и так далее.
  7. Ряды видов, последовательно сменяющих один другой.
  8. Видообразование, связанное с зарождением в рамках исходной популяции новой формы.
  9. Форма эволюции, при которой происходит постепенное изменение, происходящее с течением времени в пределах одного вида, популяции или группы популяций.
  10. Отечественный зоолог, воссоздавший филогенетический ряд лошадей.
  11. Переходная форма между пресноводными кистепёрыми рыбами и земноводными.
  12. Эволюционные изменения, протекающие на популяционном, внутривидовом уровне.
  13. Форма эволюции, когда биологический вид расщепляется на два или более новых вида.
  14. Ископаемая переходная форма группы рептилий к млекопитающим, найденная на берегах Северной Двины.
  15. Видообразование, связанное с пространственной разобщённостью популяций.

ите практическую работу в тетрадях. Желаю удачи!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: