Тема: Естественный отбор и его формы.
Цель: Показать механизм действия естественного отбора.
Оборудование: Ложки, вилки, липкая лента, фасоль белого, коричневого и красного цвета.
Ход работы.
- Разделитесь на 4 команды. Каждая команда имеет свои орудия охоты: ложки, вилки, липкая лента, руки.
- На траве (или на ковре) рассыпано 600 фасолин по 200 каждого цвета.
- По сигналу команды собирают фасолины в течение 3 минут. Затем каждая команда подсчитывает собранные фасолины, сортируя их по цвету. Результаты заносятся в таблицу.
- Группа, собравшая меньше всего фасолин, считается вымершей. Участники из этой группы переходят в оставшиеся команды, получая орудия сбора этих команд.
- На поле удваивают число фасолин каждого цвета. Например, если собрано всего 50 белых фасолин, значит осталось их 150, и следует рассыпать ещё 150. И так каждого цвета.
- Повторяем всё ещё три сезона (три поколения).
Анализируем полученные результаты в таблице.
Вопросы для обсуждения:
- Какие команды вымерли и почему?
- Почему мы удваивали число оставшихся фасолин?
- Вымерла ли какая-нибудь группа фасолин? Если да, то почему именно она?
- Какие реальные события в природе отражает этот эксперимент? Приведите примеры.
- Фасолины какого цвета оказались наиболее приспособленными в условиях этого эксперимента и почему?
- Какой способ сбора фасолин оказался самым успешным в этом эксперименте и почему?
Сделайте вывод: Выделите основные этапы естественного отбора, отражающие его механизм.
|
|
Практические занятия № 21
Тема: Макроэволюция и её доказательства.
Цель работы: изучить понятия ароморфоза, идиоадаптации, биологического прогресса и регресса. Сформировать умение использовать знания основных путей и направлений эволюции в мире растений и животных.
Задание №1
Заполните таблицу "Сравнительная характеристика главных направлений органической эволюции".
главные направления органической эволюции | Краткая характеристика | примеры |
1 | ||
2 | ||
3 |
Задание №2
Заполните таблицу "Сравнительная характеристика этапов эволюционного процесса".
Название этапа | Где протекает | К чему приводит | Движущие силы |
микроэволюция | |||
макроэволюция |
Задание № 3 Решите кроссворд
- Индивидуальное развитие организма.
- Форма симпатрического видообразования, происходящая в результате хромосомных мутаций, полиплоидии и гибридизации.
- Географически изолированные популяции.
- Эволюционное развитие организма.
- Форма видообразования, связанная с расширением ареала исходного вида и осуществляется в ходе длительной географической изоляции популяций.
- Процесс образования из видов новых родов, из родов — новых семейств и так далее.
- Ряды видов, последовательно сменяющих один другой.
- Видообразование, связанное с зарождением в рамках исходной популяции новой формы.
- Форма эволюции, при которой происходит постепенное изменение, происходящее с течением времени в пределах одного вида, популяции или группы популяций.
- Отечественный зоолог, воссоздавший филогенетический ряд лошадей.
- Переходная форма между пресноводными кистепёрыми рыбами и земноводными.
- Эволюционные изменения, протекающие на популяционном, внутривидовом уровне.
- Форма эволюции, когда биологический вид расщепляется на два или более новых вида.
- Ископаемая переходная форма группы рептилий к млекопитающим, найденная на берегах Северной Двины.
- Видообразование, связанное с пространственной разобщённостью популяций.
ите практическую работу в тетрадях. Желаю удачи!
|
|