ОУДП.12 Математика
Наименование темы учебной дисциплины: Тема 1.5. Уравнения и неравенства
Тема практического занятия понятия: Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики
Количество часов: 2 часа
Место проведения: Кабинет Математики Характер работы: репродуктивный
Форма организации учебной деятельности студентов: индивидуальная
Образовательные задачи:
1) Обобщение, закрепление теоретических знаний:
математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики: задачина течение реки,на среднюю скорость, на растворы и сплавы, на производительность труда, на движение, на проценты; интерпретация результата реальных событий.
2) Формирование умений:
для решения содержательных задач из различных областей науки и практики: задачи на течение реки, на среднюю скорость, на растворы и сплавы, на производительность труда, на движение, на проценты; интерпретация результата, учет реальных событий; решения задач из Открытого банка заданий для подготовки к ЕГЭ по математике
- определение эффективной температуры звёзд;
- определение наибольшего возможного напряжения на конденсаторе, если после выключения телевизора прошло не менее n секунд;
- определите максимальный уровень цены p (в тыс. руб.), при котором значение выручки предприятия за месяц r = q · p составит не менее n тыс. руб.;
- определите, какое минимальное сопротивление должно быть у электроприбора, подключаемого к розетке в 220 вольт, чтобы сеть продолжала работать;
3) Формирование интеллектуальных и исследовательских умений:
- выделять главное, существенные признаки;
- осуществлять самоконтроль и коррекцию своей учебной деятельности;
- рационально использовать рабочее время.
4) Формирование компонентов компетенций
- творческий подход к делу.
Оборудование (аппаратура, материалы и др.):
– раздаточный материал, тексты заданий;
- ПК и медиаоборудование;
- компьютерная презентации в среде Power Point
Задание студентам на самоподготовку (учебная и справочная литература):
Богомолов Н.В. Сборник задач по математике, часть 1, глава 1, §5,
№ 48-50; с.11
Хронологическая структура заданий практического занятия
Время (мин) | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 | 55 | 60 | 65 | 70 | 75 | 80 | 85 | 90 |
Структурные элементы | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 |
Дидактическая структура практического занятия
Структурные элементы | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
1. Целевая установка. | 1. Сообщение плана учебного занятия. 2. Ознакомление с требованиями к знаниям и умениям по теме. | 1. Подготовка рабочего места 2. Запись темы урока. |
2. Проверка теоретической готовности студентов к выполнению заданий практического занятия | Проверка домашнего задания: 1) проверка выполнения решения задач №№…. (в рабочих тетрадях) 2) организация фронтального опроса 3) организация индивидуального опроса (у доски) – решение типовой задачи с объяснением алгоритма действий | Демонстрируют выполнение домашнего письменного задания Отвечают на вопросы Решают задачу. Объясняют алгоритм решения |
3. Инструктаж о содержании, этапах работы, способах (методах) действий. | 1) Сообщение содержания и последовательности выполнения практических заданий 2) Представление комплектов материалов, необходимых для выполнения заданий (учебник, компьютерная презентация, раздаточный материал) 3) Обучение практическим приемам: математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики на примере решения типовой задачи | 1) Подготовка к выполнению практических заданий 2) Ознакомление с комплектом учебных материалов 3) Усвоение правил работы математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики;задачина течение реки,на среднюю скорость, на растворы и сплавы, на производительность труда, на движение, на проценты; интерпретация результата, учет реальных событий. |
4. Организация выполнения заданий практического занятия | 1) Организация выполнения студентами практических заданий: Задание: Решить задачу 2) Выявление и устранение возникающих у студентов затруднений в процессе решения задач. 3) Организация работы над основными математическими понятиями: математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики: задачина течение реки, на среднюю скорость, на растворы и сплавы, на производительность труда, на движение, на проценты; интерпретация результата, учет реальных событий. | Самостоятельная работа студентов по выполнению заданий |
5. Оценка выполненной работы | 1) Проверка правильности выполнения заданий 2) Оценка результатов выполнения заданий | Ответы на поставленные вопросы, пояснения полученных результатов. |
Основные понятия
1. Для определения эффективной температуры звёзд используют закон Стефана-Больцмана, согласно которому мощность излучения нагретого тела P, измеряемая в ваттах, прямо пропорциональна площади его поверхности и четвёртой степени температуры: , где - постоянная, площадь S измеряется в квадратных метрах, температура T – в градусах Кельвина. Известно, что некоторая звезда имеет площадь , а излучаемая ею мощность P равна . Определите температуру этой звезды. Ответ выразите в градусах Кельвина.
Решение:
Ответ: 6000
2. Ёмкость высоковольтного конденсатора в телевизоре C = 3 · 10-6 Ф. Параллельно с конденсатором подключён резистор с сопротивлением R = 5 · 106 Ом. Во время работы телевизора напряжение на конденсаторе U0 = 9 кВ. После выключения телевизора напряжение на конденсаторе убывает до значения U (кВ) за время, определяемое выражением (с), где – постоянная. Определите наибольшее возможное напряжение на конденсаторе, если после выключения телевизора прошло не менее 33 секунд. Ответ дайте в кВ (киловольтах).
Решение: Задача сводится к решению неравенства при заданных значениях начального напряжения на конденсаторе U0 = 9 кВ, сопротивления резистора R =5 · 106Ом и ёмкости конденсатора C = 3 · 10-6 Ф:
Ответ: 2,25
3. Для одного из предприятий-монополистов зависимость объёма спроса на продукцию q (единиц в месяц) от её цены p (тыс. руб.) задаётся формулой q = 100 – 10 p. Определите максимальный уровень цены p (в тыс. руб.), при котором значение выручки предприятия за месяц r = q · p составит не менее 210 тыс. руб. Ответ приведите в тыс. руб.
Решение: Задача сводится к решению неравенства
Максимальный уровень цены будет 7 тыс. руб.
Ответ: 7
4. В электросеть включён предохранитель, рассчитанный на силу тока 16 А. Определите, какое минимальное сопротивление должно быть у электроприбора, подключаемого к розетке в 220 вольт, чтобы сеть продолжала работать. Сила тока в цепи I связана с напряжением U соотношением , где R – сопротивление электроприбора. (Ответ выразите в омах.)
Решение: задача сводится к решению неравенства при известном значении напряжения U = 220 В:
5. Мяч бросили под углом к плоской горизонтальной поверхности земли. Время полёта мяча (в секундах) определяется по формуле . При каком наименьшем значении угла (в градусах) время полёта будет не меньше 3,2 секунды, если мяч бросают с начальной скоростью v0 = 16 м/с? Считайте, что ускорение свободного падения g = 10 м/с2.
Решение: Задача сводится к решению неравенства при заданных значениях начальной скорости и ускорения свободного падения:
Ответ: 90
6. Заказ на 140 деталей первый рабочий выполняет на 4 часа быстрее, чем второй. Сколько деталей в час делает второй рабочий, если известно, что первый за час делает на 4 детали больше?
Решение: Обозначим через x - количество деталей, которые изготавливает за час второй рабочий. Тогда первый за час изготавливает x +4 деталей. На изготовление 140 деталей первый рабочий тратит время:
На изготовление 140 деталей второй рабочий тратит время:
Так как на изготовление 140 деталей первый рабочий тратит на 4 часа меньше, отсюда получаем:
Второй рабочий в час делает 10 деталей.
7. Первый сплав содержит 5% меди, второй – 11% меди. Масса второго сплава больше массы первого на 4 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 10% меди. Найдите массу третьего сплава. Ответ дайте в килограммах.
Решение:
Тогда, получим уравнение:
Найдём массу третьего сплава: 2 · 1 + 4 = 2 + 4 = 6 кг.
Ответ: 6