Выбор судьбы: свобода выбора и необходимость

Еще одна характерная особенность драмы – поступок героя, осуществленный по собственному выбору, который предопределяет его судьбу («Гроза», свидание Катерины с Борисом). В момент выбора герой свободен в его осуществлении, но как только выбор сделан, все дальнейшие события становятся последствиями этого выбора, он определяет всю последующую жизнь героя. События становятся неизбежными, они подчинены внеличной необходимости (независящей уже от героя), она может быть предчувствована, но предотвратить ее уже нельзя.

В героическом эпосе тоже есть понятие необходимости, но герой ее осуществлял по собственному выбору. В драме необходимость осуществляется вопреки воле героя, хотя и вызвана его поступком (реализованным выбором). Драме характерно «противоречие между намерением, волевой инициативой и их результатом: это и есть судьба, комическая или трагическая» [58, с. 314]. Драматический герой пожинает плоды своих поступков, получает возмездие за свой личный выбор.

 

Понятия, описывающие драматический сюжет

Структура драмы в поэтике описывается следующими понятиями: «действие», «сюжет», «фабула», «перипетия», «развязка», «завязка».

Действие в драме описывается через понятия завязки – с этого момента в драме нарастает напряжение (завязка совпадает с выбором героя: после рокового поступка события будут разворачиваться в «необходимом» направлении); и развязки – снижает напряжение или окончательно его «снимает». Переход от восходящей линии действия к нисходящей получил название перипетии.

В русском литературоведении после разгрома формализма утвердилась универсальная схема драматического сюжета, созданная в конце XIX в. писателем и теоретиком драмы Густавом Фрайтагом: «экспозиция – завязка – нарастание напряжения – кульминация – развязка». К сожалению, она не отражает истинной специфики ни драматического сюжета, ни какого-либо иного, хотя ее некорректно используют и для характеристики сюжета любого произведения.

Специфику же драматического сюжета следует искать в его корреляции со структурой мира (хронотопа) в драме, что неизбежно ведет к необходимости осмысления источника драматического действия – конфликта.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: