В обеспечении экологической безопасности важное место занимает экологическая экспертиза. Если нормирование качества ОС обеспечивает нормирование и задачи нормирования состоят в обеспечении благоприятных условий для жизни человека, то суть экологической экспертизы заключается в том, чтобы учесть степень воздействия будущих производственных объектов на ОС.
Экологическая экспертиза рассматривается как самостоятельный вид государственного и общественного контроля, она имеет предупредительное значение и как правило проводится до начала проекта. Она определяет соответствие намеченной хозяйственной деятельности экологическим требованиям.
Цель экологической экспертизы заключается в оценке уровня возможных негативных воздействий, намечаемых воздействий на природную среду.
В ходе экспертизы выявляется характер технологии, потенциальные последствия антропогенного воздействия, степень экологической опасности, формирует рекомендации по совершенствованию технологических линий.
|
|
Экспертиза проводится государством и общественными организациями, которые выступают за охрану ОС.
В рамках министерства природного управления существуют подразделения государственной экспертизы.
При принятии решения экспертная комиссия опирается на 2-а требования:
1. Пока не доказана безвредность производства, должен быть наложен запрет, т.е. экологическая экспертиза носит интерактивный характер.
2. Из всех видов безопасности должен быть приоритет медико-экологическим показателям.
Основные принципы экологической экспертизы:
1. Презумпция потенциальной опасности;
2. Обязательное проведение экспертного анализа до начала строительства
3. Комплексная оценка воздействия объекта на окружающую среду;
4. Обязательство учета всех требований экологического законодательства
5. Независимость и беспристрастность экспертов, и ответственность за качество экспертизы;
6. Достоверность и полнота информации;
7. Ответственность должностных лиц за проведение экологической экспертизы;
8. Гласность экологической экспертизы;
9. Научная обоснованность, объективность, заключение;
10. Учет общественного мнения по объекту экологической экспертизы.
Виды экологической экспертизы:
1. Государственная – проводится государственными органами и её решение является обязательным для всех участников проекта;
2. Ведомственная – проводится в рамках того или иного ведомства по приказу руководства;
3. Научная экологическая экспертиза – проводится по инициативе учёных;
4. Общественная экспертиза – проводится по инициативе природоохраняемых организаций за их счет.
|
|
Лекция № 5
ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные подходы государства к финансированию природоохранной деятельности.
Механизм финансирования природоохранной деятельности.
Источники финансирования бывают:
Внутренние:
· Государственный бюджет (региональный, муниципальный)
· Экологические фонды (внебюджетные)
· Собственные средства предприятий
· Фонды отраслевых министерств
· Коммерческие банки
· Инвестиционные венчурные фонды
· Плата за природные ресурсы
· Благотворительность граждан
Внешние:
· Международные организации (всемирная организация охраны природы)
· Двусторонние соглашения
· Международные финансовые институты
Бюджетное финансирование поддерживает следующие направления природоохранной деятельности:
1. Организация и функционирование территорий с режимом ограниченного использования
2. Административные расходы на содержание управленческого аппарата
3. Разработка и реализация федеральных целевых программ
4. Мониторинг и научно-исследовательская деятельность
Эти направления обеспечиваются прямым финансированием.
Государство поддерживает отдельные направления косвенным финансированием.
Собственные средства предприятий включают в себя:
1. Амортизационные отчисления идущие на восстановление основных природоохранных ресурсов
2. Прибыль предприятия, часть которой направляется на реконструкцию и модернизацию природных объектов. Этот источник имеет тенденцию к росту.
Экологические фонды – служат дополнительным источником финансирования и кредитования природоохранной деятельности.
В Уставе прописано куда направляются деньги фонда:
· Строительство и и технологическое перевооружение объектов природоохранного назначения;
· Развитие мониторинга;
· Создание местной информационной системы сбора, хранения, систематизации и обработки экологической информации;
· Создание и развитие заповедников, национальных парков и памятников природы;
· Научная разработка ресурсосберегающих технологий;
· Проведение мероприятий по обеспечению экологической безопасности населения;
· Организация экологического образования и воспитания населения.
Часть средств (до 5%) экологический фонд может использовать на строительство объектов здравоохранения на восстановление здоровья, трудящимся, заболевания которых связано с загрязнением ОС.
Распределения:
ФЭФ – 10%
РЭФ – 30%
МЭФ – 60%
Система управления экологического фонда:
Председатель – Правление фонда – исполнительная дирекция
1. Утверждение бюджета и смет расходов;
2. Определение приоритетных направлений деятельности фонда;
3. Финансирование экологических программ и проектов.