Программы профилактики для детей и родителей

 

Игровые технологии и формы подачи информации различным группам детей и родителей.

 

Профилактические программы для детей школьного возраста

 

При проведении этих программ необходимо создание условий открытого доверительного общения и творческой атмосферы работы, основная цель которой – формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих употреблению наркотиков.

 

Что должны включать в себя эти программы? Конечно информацию о действиях и последствиях употребления любых психоактивных веществ, причинах и формах заболеваний, связанных с ними, путях к выздоровлению, связи употребление наркотиков и других форм саморазрушающего поведения с особенностями личности, общения, социальными сетями, стрессом и путями совладания с ним. Однако эта информация ни в коем случае не должна предлагаться в лекционной или директивной форме, а осторожно и органично вплетаться в структуру основной программы на том этапе взаимодействия в рабочей группе, когда она уже может быть воспринята адекватно и имеет позитивный отклик. Очень важными в данных программах являются три ключевые направления: 1) осознание имеющихся ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения; 2) развитие этих ресурсов и 3) развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего злоупотреблению психоактивными веществами.

 

Какие собственные ресурсы необходимо помочь осознать ребёнку? Ребенок должен получить представление о себе, сформировать отношение к своим возможностям и недостаткам, собственной системе ценностей. Необходимо, чтобы ребенок понял свои цели и установки, возможность делать самостоятельный выбор, контролировать своё поведение, решать простые и сложные жизненные проблемы; осознал умение оценивать ту или иную жизненную ситуацию и свои возможности контролировать ее, свои умения общаться с окружающими, сопереживать, принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку.

 

Какие личностные ресурсы необходимо развивать у подростков в ходе программы? Необходимо формировать самопринятие, позитивное отношение к себе и в то же время умение критически себя оценивать, позитивное отношение к возможностям своего изменения и развития, возможности совершать ошибки, но и исправлять их. Необходимо также развивать умение адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя, ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их, контролировать своё поведение и изменять свою жизнь, умение анализировать своё состояние и отвечать на вопрос «Что со мной происходит и почему?» Необходимо также формировать умение сопереживать другим и понимать мотивы и перспективы их поведения, разрешать конфликтные ситуации, выражать чувства, принимать психологическую и социальную поддержку от других и оказывать её, принимать собственные решения.

 

В группе, в которой проводится профилактическая работа, очень важно установление доверительных, честных, эмоционально и социально поддерживающих отношений. Занятия с младшими подростками должны проводится преимущественно в игровой форме, но и содержать в себе элемент серьёзной интеллектуальной и психологической работы. В рабочей группе необходимо выработать обязательные правила. Важнейшими из них должны быть умение слушать, оказывать взаимное доверие, проявлять уважение, конфиденциальность, возможность открыто высказывать своё мнение и обозначать свою позицию, принимать на себя ответственность за активность и успешность работы группы. Необходимо поддерживать согласованность в выполнении заданий участниками и решений, принимаемых группой. Очень важным компонентом работы является выполнение домашних заданий, которые предназначены, прежде всего, для включения в профилактическую активность членов семьи, друзей. Это способствует улучшению взаимоотношений с представителями социальной среды и позволяет им включаться в программу. Кроме того, выполнение домашних заданий способствует самостоятельному осмыслению опыта, полученного на занятиях и в жизни. Ещё одним важным компонентом в группе, где проводится профилактическая программа, является использование эффектов группового взаимодействия и развития. Это означает, что процесс занятий в группе представляет собой развивающуюся систему взаимоотношений, получения и осмысления информации и жизненного опыта. Члены группы в процессе её развития действуют по отношению друг к другу в направлении взаимного понимания и поддержки. Таким образом происходит развитие наиважнейших качеств личности, способствующих повышению социальной компетентности и эффективному процессу преодоления жизненных стрессов, высокому уровню развития личности, способности воспринимать и оказывать психологическую поддержку, эмпатийных и аффилиативных тенденций, способности искать, находить и получать поддержку от других, самим выбирать себе друзей и лиц, с которыми будет строиться процесс общения, то есть самому управлять своим поведением, эффективно решать социальные проблемы. Научившись развивать эти качества в себе, члены группы смогут обучить им других, например – друзей, членов семьи и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: