Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей пятого года жизни

 

Особое место в программе воспитания и обучения в детском саду отводится театрализации. Прививают любовь к театрализации с раннего детства, в этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных организациях. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.

Дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, которые заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям [2, с. 38].

Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализации. Благодаря театрализации развивается личность ребенка, прививается устойчивый интерес к литературе, музыке, театру. У детей совершенствуется навык воплощать в игре определенные переживания, побуждая к созданию новых образов. Однако все дети разные и у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка [25].

Оказывается, (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные само выражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений [14, с. 93].

В педагогической теории театрализованных игр особое внимание уделяется изучению театрализации как средства развития творческих способностей. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном, педагогически целесообразном руководстве театрализация содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упрочению его интересов, развитию речи. В театрализации развиваются творческие способности ребенка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при создании необходимых для игры игрушек-самоделок, элементов костюма. Средний дошкольный возраст – период расцвета театрализации. Психолого-педагогическую характеристику этой театрализации дали А.Н. Леонтьев, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко. Отмечается ее ценность как особой творческой деятельности, в ходе которой ребенок созидает сюжет в идеальном плане (в виде представлений). Театрализация чаще всего разворачивается вокруг какого-нибудь вымышленного героя – игрушки, персонажа сказки, мультфильма. Образы, созданные воображением, получают оформление благодаря таким выразительным средствам, как речевые характеристики, движения, мимики, жесты, экспрессивные проявления. Основа театрализации – сотворчество педагога и детей в придумывании игровых событий, последовательно связанных между собой. Плодотворным является обучение детей изменению сюжета знакомой сказки (сочинение новой концовки, включение персонажей из других сказок и др.) [8, с. 34].

Направить фантазию ребенка в новое русло можно с помощью моделирования (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко): создания схем сказочного сюжета, использования символического изображения персонажей. Творческое начало в игре всегда глубоко индивидуально и служит непосредственным выражением способностей играющих. В силу этого театрализация выступает как средство развития творческих способностей старших дошкольников [11, с. 27].

Большое внимание уделяется предметно-пространственной среде дошкольного учреждения. В предметно-пространственную среду входят различные зоны, центры, уголки.

Для обеспечения положительного результата совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе должен быть оборудован театральный уголок сказки, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один, посмотреть иллюстрации к произведению, вспомнить содержание своей роли. В целях реализации индивидуальных интересов предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора. Уголки для театрализованных представлений, спектаклей отводится для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках [9, с. 127].

Театрализацию дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

Л.В. Артемова предлагает следующую классификацию режиссерских игр настольный театр игрушек, настольный театр картинок, стенд-книжка, фланелеграф, теневой театр:

Настольный театр игрушек: используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации – картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки.

Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и я источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием [20, с. 103].

Л.В. Артемова также выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников: игры-драматизации с пальчиками, игры-драматизации с куклами бибабо, импровизация.

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки [21, с. 151].

Развитие творческих способностей предполагает возникновение предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства: словесного, музыкального, изобразительного; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).

Театрализация является неисчерпаемым источником развития творческих способностей, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей [24].

В театрализации развиваются такие психические процессы как внимание, память, мышление, воображение, восприятие и, конечно же, она оказывает большое влияние на развитие творческих способностей.

В период дошкольного детства театрализация вступает в пору своего расцвета. В ней усложняются сюжеты, она приобретает все более творческий характер.

Одной из характерных черт ребенка дошкольного возраста является стремление воплотить в своей театрализации образы своего воображения, фантазии, что, несомненно, способствует творческому развитию личности.

Театрализация в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческих способностей ребенка, воспитания творческой направленности личности каждого ребенка [16, с. 57].

Развитие творческих способностей детей в театрализации, не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности. Ребенку – дошкольного возраста доступна внутренняя активность содействия, сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Дети дошкольного возраста обладают также способностью понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер. Это позволяет использовать театрализацию и в нравственном воспитании детей, когда разнополярные эталоны становятся для ребенка значимыми не только при соотнесении себя с положительным персонажем, но и отрицательным. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональные отношения к событиям и поступкам, имеющим значение не только для ребенка, но и для окружающих [15, с. 83].

По мнению С.Н. Томчиковой, театрализация у средних дошкольников – это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т. д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре [17, с. 53].

А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Я.З. Неверович отмечали, что значение и специфика театрализации заключаются в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живого воздействия художественного образа на личность. Поэтому роль театра в развитии творческих способностей детей среднего дошкольного возраста является неоценимой, что доказано в исследованиях А.М. Виноградовой, С.И. Мерзляковой. В процессе восприятия художественного произведения как объясняет Л.И. Божович, А.В. Запорожец у детей возникает особый вид познания в форме эмоциональных образов. В них, с одной отражается внешняя, картина окружающего мира, с другой стороны, внутренний компонент в виде ощущений и представлений придает эмоциональному образу побудительный, активизирующий характер отражения окружающей действительности [20, с. 30].

На определенной ступени психического развития в результате воспитания у детей среднего дошкольного возраста, как отмечает А.В. Запорожец, открывается та сторона развития творческих способностей, которая дает толчок развитию его познавательной деятельности. Происходит это благодаря тому, что художественное произведение (изобразительное, музыкальное, литературное) не только знакомит ребенка с новыми явлениями и расширяет круг его представлений, но также предмете, понять его художественный образ. В воображаемых обстоятельствах сказки, которая чаще всего лежит в основе детского его обычаи и характер деятельности, стремления и идеалы, жизнь животных и природного мира [13, с. 32].

Эстетическое восприятие детей, в том числе восприятие театра, не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности. Детям среднего дошкольного возраста доступна внутренняя активность содействия, сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах.

Средние дошкольники обладают также способностью понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер. Это позволяет по замечаниям Л.Г. Лысюк, С.Г. Якобсон использовать театрализацию в нравственном воспитании детей, когда разнополярные эталоны становятся для ребенка значимыми не только при соотнесении себя с положительным персонажем, но и с отрицательным, непривлекательным. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам, имеющим значение не только для ребенка лично, но и для окружающих, что действие сверстникам и взрослым [13, 78].

Театрализация необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Театрализация наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и логического мышления, двигательной активности. В педагогической литературе М.А. Васильевой, С.И. Мерзляковой, Н.Ф. Сорокиной театрализация рассматривается не только как вид игровой деятельности, но и средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. Для среднего дошкольника основной путь развития – эмпирическое обобщение, которое опирается, прежде всего, на его представления. Основные способы развития эмпирического обобщения у дошкольников – наблюдение и экспериментирование, утверждает Н.Н. Поддъяков [14, с. 98].

Взрослый помогает анализировать и обобщать этот опыт, устанавливать объективные зависимости, определять его важность, затем фиксировать результаты в виде условных знаков. Другим способом развития обобщения у ребенка является «проживание» им различных ситуаций, когда взрослый предлагает ребенку выражать впечатление от музыки языком движений. Театрализация представляется именно такой формой «проживания», хотя и в процессе игры имеется возможность понаблюдать за выделенными автором в сценарии объективными закономерностями действительности и экспериментировать вместе с автором над реальностью, описанной в сценарии [21, с. 101].

Л.С. Выготский, А.В. Запорожец Л.Г. Лысюк, С.Г. Якобсон единодушны во мнении, что театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По влиянию на развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста театрализации по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой [25].

Поощрение творческих проявлений особенно важно в среднем дошкольном возрасте. Именно у среднего дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этом возрасте, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем.

Организация театрализации в дошкольной организации имеет цель через театр научить ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. По силе непосредственного эмоционального воздействия театр, как вид искусства, находится на первом месте среди других. Спектакль нагляден. Перед зрителями – живые конкретные люди со всеми мыслями, чувствами и поступками, возникающими и происходящими на глазах у зала по мере развития событий [24].

Таким образом, театрализация является наиболее перспективной формой развития творческих способностей средних дошкольников. В качестве условий организации театрализации выделяется следующее: обеспечение взаимосвязи творчества с личным переживанием ребенка, активизация механизма воображения, моделирование жизненных ситуаций самовыражения и самореализации ребенка, сотрудничество со взрослыми на всех этапах театрализации.

 

 

Заключение

В психолого-педагогической литературе (Н.А. Ветлугина, В.М. Теплов, Е.А. Флерина.) творческие способности у средних дошкольников характеризуются –быстротой, то есть способность высказывать максимальное количество идей; гибкостью, значит высказывать широкое многообразие идей; оригинальностью, то есть способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми) и законченностью, значит совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.

Театрализация оказывает несравненное ни с чем воздействие на развитие творческих способностей и общее развитие ребенка; формируется здоровая эмоциональная сфера, совершенствуются творческие способности. Театрализация оказывает большое влияние на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Она необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Театрализация наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и логического мышления, двигательной активности.

Таким образом, успех развития творческих способностей посредством театрализации у средних дошкольников во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы ребенка. Правильно организованная система работы по развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возраста позволит создать благоприятные условия для развития театрализованных умений и способностей детей.

Творческие способности относятся к специфическим человеческим способностям. Б.М. Теплов под творческими способностями понимал определенные индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, уже имеющемуся у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают легкость и быстроту их приобретения. Давая определение способностей, Б.М. Теплов считает, что оно должно включать в себя три признака. Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все-люди равны. Во-вторых, способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Б.М. Теплов пишет, что следует говорить не об одаренности вообще, а об одаренности только в чем-нибудь, в какой-нибудь деятельности. Понятие «одаренность» должно быть соотнесено с «конкретными, исторически развивающимися формами общественно-трудовой практики». Автор здесь же ставит вопрос о том, что одаренность еще не обеспечивает успеха в выполнении деятельности, а создает только возможность в его достижении. Само успешное выполнение деятельности зависит не только от одаренности, но и от овладения необходимыми навыками и умениями. Акцент на индивидуальных различиях между людьми по их способностям вовсе не означал отрицания возможности человека развивать в себе «все общественно-необходимые свойства». По Б.М. Теплову, главная задача психологических исследований состоит в обнаружении в способностях людей качественных различий. В этой же работе Б.М. Теплов выдвигает положение о том, что успешное творческое выполнение деятельности может быть достигнуто психологически различными путями [24].

В.Д. Шадриков творческие способности определял, как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности [6, с. 53].

Л.А. Большакова под творческими способностями понимала сложное личное качество, отражающее способность человека к творчеству в разных сферах жизнедеятельности [6, с. 103].

О.И. Мотков под творческими способностями понимал способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях [6, с. 260].

Нет единства и в определении структуры творческих способностей. Е.Н. Туник таковыми называл любознательность, воображение, сложность и склонность к риску. В.Н. Дружинин компонентами творческих способностей называл интеллект, обучаемость, способность к преобразованию знаний. А.М. Матюшкин в структуре творческих способностей выделял высокий уровень познавательной мотивации, высокий уровень исследовательской творческой активности, гибкость мышления, беглость мышления, способность к прогнозированию, способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки [5, с. 65].

Л.Г. Карпова выделяла в структуре творческих способностей когнитивный, эмоциональный, мотивационный компонент. Г. В. Терехова отмечала такие компоненты, как творческое мышление, творческое воображение, творческая деятельность.

А.Я. Пономарев отмечает, что творческие способности – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

В философском словаре определение также подчеркивает, что творческие способности – это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирование новых комбинаций, знаний, умений, продуктов [12, с. 56].

Новый аспект характеристики творческих способностей выделяет В. Б. Косминская. Творческие способности – определенные качества, создающие новые оригинальные предметы, имеющие общественное значение.

Об общественной ценности творческих способностей, его продукта говорится в трудах Б.М. Теплова, то есть творческие способности в собственном смысле слова, называется деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности [2, с. 70].

Г.Г. Кравцов предлагает рассматривать творческие способности как способ существования личности.

Интересными в этом плане являются мысли Г.И. Иванова говорит, что творческие способности – это не роскошь для избранных, а общая биологическая потребность, часто не осознаваемая нами. Чем дальше во времени, тем больше радиус творчества, нужно иметь и решать все больше вопросов. И.П. Волков утверждает, что единственно правильного, объективного толкования творческих способностей, приемлемого для всех случаев, дать вообще нельзя, так как проявления творческих способностей настолько многообразны, что четкой границы между творческой деятельностью и высоким уровнем мастерства провести, по-видимому, нельзя. Творческие способности индивидуальны, художественно проявляются хотя бы в минимальном отсутствии образца [10, с. 43].

Л.С. Выготский определяет творческие способности как те способности, которые создают нечто новое, все равно будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке [11, с. 28].

Суммируя данные определения, можно сделать вывод, что творческие способности – это индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в своеобразном, неповторимом мировосприятии, порождении ценных в культуре и обществе продуктов, новых способах осуществления привычной деятельности. Творческие способности являются довольно сложным процессом и доступными только человеку. Развитие творческих способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Способности старшего дошкольника формируются посредством овладения тем содержанием материальной и духовной культуры, искусства, которые осваивает подрастающий человек в процессе обучения. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат те врождённые задатки, с которыми ребёнок появляется на свет [12, с. 23].

Как считает В.Н. Белкина, старший дошкольный возраст благоприятен для развития творческих способностей, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок 5-7 лет способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, движения и т. п., которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Творческие способности наиболее ярко проявляются в специфически детских деятельностях: конструировании, рисовании, лепке, музицировании, театрализации. Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение, настойчивость. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, способность к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности [14, с. 105].

Старший дошкольник обладает большой способностью к перевоплощению. И эта способность позволяет ему раздвигать рамки своего «Я». Перевоплощаясь, ребенок изнутри видит жизнь сказочного героя, животного, растения или даже предмета.

У старших дошкольников уже формируется критическое отношение к результатам своей деятельности. Важно закрепить у ребенка сознание уверенности в том, что он сумеет все. Не надо стремиться к точному воспроизведению героя. Главное – передать его индивидуальность. Тем самым старший дошкольник воплощает свой замысел, выражает свое собственное эмоциональное отношение к миру [21, с. 56].

С психологической точки зрения старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущих творческих способностей [21, с. 27].

Структура творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности представляет собой совокупность составляющих ее компонентов: мотивационный, содержательный, операционный, эмоционально-волевой. Основными показателями творческих способностей старшего дошкольного возраста выступают предпосылки: мотивационных, содержательно-операционных, эмоционально-волевых компонентов деятельности, а именно, понимание важности подготовки к творческой деятельности, наличие интереса к творческой работе в разных видах деятельности, желание активно включаться в творческий процесс, способность к фантазированию и воображению; умение преодолевать возникшие трудности, доводить начатую работу до конца; появление настойчивости, старательности, добросовестности; проявление радости при открытии новых приемов, способов, действий [23].

Важным условием развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста является организация целенаправленной досуговой деятельности старших дошкольников в дошкольной организации и семье: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Единая позиция педагогов понимание перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними – одно из важных условий развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Освоение творческих способностей немыслимо без общения с искусством [7, с. 97].

Одним из важных факторов творческих способностей детей старшего дошкольного возраста является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

Первое условие успешного развития творческих способностей – раннее начало. Точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего плавания, ранней гимнастики, раннего хождения или ползания. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами [16, с. 57].

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться [16, с. 58].

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше [16, с. 58].

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу [16, с. 59].

Пятое, немаловажное условие успешного развития творческих способностей. Самое сложное заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку. Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься [16, с. 59].

Известно, что для творчества необходима комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить замечания и осуждения [17, с. 54].

Но не только от создания условий зависит формирование творческих способностей. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Развитие творческих способностей тесно связано, с развитием воображения ребенка, поэтому именно воображение можно считать одним из составляющих творческих способностей.

Ведущей является зависимость, воображение формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности [18, с. 103].

Известный отечественный психолог А.Н. Лук выделил следующие виды творческих способностей: видеть проблему там, где её не видят другие; сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы; применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой; воспринимать действительность целиком, не дробя её на части; легко ассоциировать отдалённые понятия; памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту; гибкость мышления; выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки; включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний; видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией; лёгкость генерирования идей; творческое воображение; доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла [20, с. 36].

По мнению Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева именно в старшем дошкольном возрасте появляются новые для ребенка способности – творческие. Обусловлено это с одной стороны развитием произвольности воображения и расширением его возможностей, а с другой стороны – развитием мышления, позволяющего обрабатывать образы, рождаемые воображением. Своеобразие детского творчества состоит в том, что он дает возможность идти от мысли к ситуации, а не наоборот, как это было ранее. Особенностью творческих способностей является то, что многие из компонентов творчества в этом возрасте только начинают развиваться. Н.Н. Поддьяков отмечал, что в детском возрасте творчество следует понимать, как механизм развития разнообразных деятельностей ребенка, накопления опыта, личностного роста [21, с. 108].

В психолого-педагогической и научно-методической литературе достаточно подробно рассматриваются вопросы, связанные с определением, структурой, условиями и методами развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Понятие творческих способностей, включает в себя несколько составляющих, на развитие которых педагогу необходимо обращать свое пристальное внимание уже в дошкольном возрасте. Среди них: необходимость в открытиях; активность; умение изобретать и открывать; инициативность; фантазия; креативность; свобода воображения; интуиция; применение на практике своих знаний и умений. Одной из основных психолого-педагогических задач по развитию творческих способностей в старшем дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления, так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным. Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным. Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность очень легко приобретается старшими дошкольниками в театрализации [26].

Объединив все определения можно сказать, что творческие способности у старших дошкольников – это быстрота, то есть способность высказывать максимальное количество идей; гибкость, значит высказывать широкое многообразие идей; оригинальность, то есть способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми) и законченность, значит совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.

В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены в ФГОС ДО говорится, что ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначена такая задача, как развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка в качестве субъекта отношений с людьми, миром и самим собой. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения. В общении, на занятиях, в играх – ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность [22].

В законе Российской Федерации «Об образовании» поставлена еще одна социально значимая для современного общества задача – творческое развитие личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

В практике дошкольных образовательных учреждений наметилась тенденция усиления внимания педагогов к развитию творческих способностей у дошкольников. Одна из задач, находящихся в поле зрения методистов и психологов – совершенствование способов личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, способствующего раскрытию творческих способностей старших дошкольников. Так же, создание условий для выявления и развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Задачи, которые ставят программы для развития творческих способностей старших дошкольников: разработать систему мониторинга для выявления и развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста; выявить детей с предпосылками творческих способностей; составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения детей; скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в развитии творческих способностей; разработать план мероприятий для развития творческих способностей старших дошкольников. Год от года заметно активизируется процесс использования программ воспитания и обучения, в которых наиболее целостно и полно выражаются идеи развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. К ним относятся такие программы, как «Развитие» Л.А. Венгера, «Радуга» Т.Н. Дороновой, «Детство» В.И. Логиновой, «Золотой ключик» Г.Г. Кравцова. Однако, несмотря на одобрение и принятие подобных программ педагогами-практиками, их реализация не всегда успешна, в первую очередь из-за отсутствия диагностических мероприятий по выявлению у старших дошкольников творческих способностей [17, с. 54].

Таким образом, творческие способности для детей старшего дошкольного возраста предполагают наличие у него мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Делая вывод по первому пункту, мы можем сказать, что творческие способности – это индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в своеобразном, неповторимом мировосприятии, порождении ценных в культуре и обществе продуктов, новых способах осуществления привычной деятельности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: