I. Общие сведения об образовательной системе в Древнем Риме

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт общественных наук и международных отношений

Кафедра «Социальные коммуникации»

Специальность социология

специализация «Социология цифрового общества»

 

Реферат

по дисциплине

«Древние языки и культуры. Латинский язык»

 

 

на тему

«Обучение в Древнем Риме»

 

Выполнил: обучающийся

группы СОЦ19/б-19-1-о

Дроздов Дмитрий Дмитриевич

 

«05» апреля 2020 г.

 

 

Проверил:

доцент кафедры «Теория и практика перевода»

к.ф.н. Селиверстова М.О.

«___» ______________

 

Оценка:

«___» ______________

 

 

Севастополь

2020


 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..….3

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

В ДРЕВНЕМ РИМЕ …..……………………..……………………….……..……3

1.1. Тривиальные школы Древнего Рима…………….…………………..……….6

1.2.Грамматические школы Древнего Рима……………………………….……..7

1.3.Риторические школы Древнего Рима………..……………………..………...8

1.4. Школы для несвободного населения…………………………….………..….8

II. КОЛЛЕГИИ ЮНОШЕСТВА В ДРЕВНЕМ РИМЕ ………………………9

III. ОТНОШЕНИЕ К КНИЖНОМУ ЗНАНИЮ ….…………………………..9

IV. НАУЧНЫЕ ТРУДЫ И ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ

В ДРЕВНЕМ РИМЕ ……………………………………………………………..10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….……11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………….……………….………….……11

 

 



ВВЕДЕНИЕ

Каждое общество имеет свою систему образования со своими специфическими особенностями, заложенными когда-то в глубокой древности. Все процессы в мире взаимосвязаны, и уже новые, современные и устоявшиеся каноны переплетаются с древними, античными. Это касается абсолютно всего, в том числе и культуры, одной из отраслей которой является образование, о котором пойдет речь, и конкретно об образовании в Древнем Риме.

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

Система образования была заимствована римлянами из Древней Греции, но позже они приспособили ее под свои социальные потребности. Древнеримское образование отличалось от древнегреческого тем, что в нем больше внимания уделялось гуманитарным дисциплинам и формированию всесторонне развитой личности, в то время как для древнегреческого образования была характерна наклонность в сторону естественных наук и физического развития.

Первой ступенью образования в Риме являлась начальная школа. Богатые люди Древнего Рима верили в необходимость и важность образования. Бедные жители Рима не имели возможности получить образование, однако многие самостоятельно учились читать и писать. Дети из богатых семей получали хорошее образование, занимались с репетиторами на дому, либо ходили в места, которые сегодня мы называем школами.

Школы в Древнем Риме были только для мальчиков. Кроме того, римские школы редко строились в качестве отдельного здания, а были частью магазинов и отделялись от толпы людей простым занавесом.

Обучение в римских школах основывалось на страхе. Мальчики избивались за малейшую провинность, так как существовало поверье, что мальчик будет учиться лучше, если он будет бояться быть побитым прутьями за ошибки и нарушение порядка школы. Ребят, которые продолжали на занятиях допускать ошибки, в некоторых школах, наказывали, удерживая их двумя рабами, в то время, как его наставник избивал его кожаным кнутом.

В римских школах был небольшой выбор учебных предметов. Поэтому детям быстро становилось скучно. Учебный день в школах Древнего Рима был намного длиннее, чем учебный день в наше время. Учебный день ребенка начинался на рассвете (опаздывать было нельзя, так как это вело к наказанию палками), весь день он должен был учиться, лишь с небольшим перерывом на обед, а на закате возвращался домой и ложился спать. Уроки ребята должны были учить наизусть. Занятия всегда проходили под диктовку, так как из-за слишком высоких цен, в школах не было книг.

В Древнем Риме было два типа школ. Первый тип – это школы для маленьких детей в возрасте до 11-12 лет, где они учились писать, читать и изучали основы математики. В этих школах чтобы научиться считать дети пользовались счетами, а чтобы научиться писать использовались стилус и восковые таблички. Дети старшего возраста ходили в более продвинутые школы, в которых они проживали, проводили исследования и практиковались в публичных выступлениях. Также в этих школах изучали труды великих умов Древнего Рима, таких как Цицерон. 

Дети учились 7 дней в неделю – не было никаких выходных дней. Тем не менее такой график не был столь ужасным, как это кажется. Было множество школьных каникул – это были религиозные праздники (их было достаточно много), когда дети не должны были ходить в школу. Школы были закрыты, также, в дни проведения рынков и летние каникулы.

Девушки редко посещали школу. Им разрешалось выходить замуж в возрасте 12 лет, в то время, как мальчики должны были ждать исполнения 14 лет, чтобы жениться. Девушки из богатых семей получали образование в домашних условиях. Здесь их учили, как вести быт и быть хорошей женой, подготавливая к тому времени, когда пора было выходить замуж. Их образование включало обучение музыке, шитью и умелому управлению кухней.

Для мальчиков обучение было более интересным. Им не разрешалось писать на том, что мы сейчас можем считать бумагой, из-за того, что это было слишком дорого. Мальчики практиковались сначала на восковых табличках. И только после того, как ученик доказывал, что он умеет хорошо писать, ему разрешалось использовать бумагу, которая изготавливалась по методу египтян, из тростника папируса. В качестве ручек использовались перья, а чернилами служила смесь из резины и сажи, а иногда использовались чернила, которые выделяет осьминог.

Как пишет В.О. Никишин в учебнике «История Древнего мира», в Древнем Риме школы были частными (государство не вмешивалось в образовательный процесс), и преподавали в них неудачники и лица темного происхождения: труд учителя начальной школы не имел признания в обществе и стоил гроши. В начальной школе, которую посещали дети 7—12 лет (так называемые тривиальные школы), учили чтению, письму и устному счету (следует учесть, что учебный год длился не более семестра; остальное время было занято каникулами и праздниками). Главным средством воздействия учителя на ученика были брань и побои.

Дальнейшее обучение было доступно лишь детям более или менее состоятельных родителей (грамматические школы). В средней школе преподавали грамматики — ученые, писатели и литературные критики (чаще всего греки-вольноотпущенники). В массе своей они, как и их менее именитые и профессиональные коллеги из начальной школы, не пользовались уважением в обществе. У грамматиков учились правильно говорить и писать, изучали древних и современных авторов, занимались комментариями и пересказами.

«Университетом» в Античности являлась риторская школа, где учились с 15—16, а то и с 13—14 лет, в зависимости от способностей ученика. Риторы обучали своих учеников приемам ораторского искусства. Поскольку в эпоху Империи политическое красноречие сошло на нет, риторские школы готовили адвокатов, чья карьера была почетной и доходной. Сами риторы относились к элите педагогического и ученого сообщества, о чем свидетельствовала, в частности, довольно высокая оплата их труда.

Обучение в школе было схоластическим: ученики оттачивали свое мастерство посредством декламаций на отвлеченные темы, не имевшие ничего общего с действительностью. Главный недостаток школ грамматиков и риторов заключался в том, что, нагружая память молодых людей огромным количеством сведений из разных областей гуманитарного знания, они не прививали своим питомцам вкуса к самостоятельной аналитической работе, в результате чего полученное образование носило антикварно-хрестоматийный характер.

Для образования древнего Рима главным было подготовить социально активных людей. Они должны были обладать волевыми качествами, быть дисциплинированы, религиозны, и должны при необходимости уметь жертвовать собой для блага государства. Такие дисциплины как музыка и пение, которые были весьма важными в древнегреческом образовании, были исключены из древнеримской системы образования, так как считалось что они мешают человеку совершать решительные действия.

Важной составляющей древнеримского образования было домашнее воспитание. Семья отвечала за формирование нравственных ценностей ребенка. Как уже отмечалось выше, именно мальчики в большей степени подвергались образовательному влиянию, в том числе и дома. Они изучали полевую работу, работу по хозяйству, владение оружием, законодательство, письму, чтению. Девочек обучали женскому мастерству: шитью, кулинарному искусству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: