Тривиальные школы Древнего Рима

В школах Древнего Рима царили достаточно суровые законы. Тривиальные школы представляли собой низшую образовательную ступень. В эту школу ходили дети от 7 до 12 лет, родители которых были недостаточно обеспечены, чтобы нанять учителей для домашнего воспитания. Более богатые семьи выбирали домашнее образование. Эти школы могли посещать дети обоих полов. В школах учили грамоте и счету. Тривиальные школы были не государственными, а частными, родителям приходилось платить за обучение своих детей, но плата была достаточно низкой. В одной группе обычно насчитывалось от 15 до 20 человек. В школах не было единой программы, учредителем такой школы мог быть любой человек с образованием. Ученики слушали своего учителя, повторяли за ним информацию, делали пометки на глиняных табличках. Счёту детей обучали с помощью камешек. В школах очень тщательно следили за порядком и дисциплиной, существовали телесные наказания. Учебный год обычно начинался в марте. Выходных у учеников не было, занятия проводились 7 дней в неделю, но зато существовало много государственных и религиозных праздников в дни которых ученики не посещали школу. Когда наступала жаркая пора, занятия в школах прекращались, и наступали так называемые каникулярии.

Грамматические школы Древнего Рима

 Грамматические школы были престижнее чем тривиальные, они тоже имели некого владельца, поэтому обучение было в этих школах платным. Дети обучались в основном индивидуально. Грамматические школы посещали дети от 12 до 16 лет. Основными дисциплинами в грамматических школах были: латинский язык, греческий язык, римское право, грамматика, риторика.

В римском образовании считалось что каждый предмет должен быть общественно полезным, то есть готовить человека для активной военной, политической или социальной деятельности. Римское образование имело строгий школьный канон. Этот канон определял содержание образовательного процесса, формы его осуществление и образовательные методы. В школе дети изучали так называемые «свободные искусства», эти дисциплины признавались знатными сословиями. Они в свою очередь противопоставлялись так называемым «механическим искусствам», которым обучали будущих ремесленников и рабочих людей. В список «свободный искусств» входили девять дисциплин: риторика, диалектика, грамматика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина, архитектура. Позднее в рамки «свободных искусств» стало входить лишь 7 основных дисциплин. Их все разделили на две группы: тривиум и квадриум

Тривиум, как следует из названия, предполагал три дисциплины: риторика, диалектика, грамматика. Квадриум предполагал четыре дисциплины: арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Риторические школы Древнего Рима

В Древнем Риме существовали так называемые риторические или, как их еще называли, ораторские школы. Данный вид учебных заведений был позаимствован римлянами у греков. Эти учреждения посещали те молодые люди, которые ставили перед собой цель в будущем стать общественными или политическими деятелями. В качестве учителей в этих школах преподавали сами известные общественные и политические деятели. Основными дисциплинами риторических школ были: ораторские искусство, греческая и римская литература, математика, геометрия, астрономия, право, философия. Особое место в процессе обучения уделялось формам ораторского искусства. Ученики постоянно совершенствовали свои навыки публичных выступлений. Следует отдать должное римским педагогам, так как именно они в целях оптимизации учебного процесса сделали первый шаг к созданию первых учебных пособий и руководств для учителей. Эти учебные пособия первоначально представляли собой авторские трактаты, в которых освещены вопросы ораторского искусства, правовых основ, военного дела, философии, медицины и культуры вообще.

Школы для несвободного населения

Существовали в Риме школы для несвободного населения. Получение рабом образования полностью зависело от его хозяина. Рабы могли учиться музыке, стенографии, архитектуре. Единственная профессия недоступная для несвободных — право.

В Риме было престижно иметь образованных рабов, поэтому их охотно отдавали в обучение. Некоторые из них в процессе обретения образования получали свободу, как например Грамматик Палемон.

Школы для несвободного населения назывались редагогиумами, их учителя - педагогами. Подобные школы известны в период I в. до н.э. - III в. н.э., расцвет приходится на II в. н.э. Часто в этих школах преподавали те же учителя, что и для свободных римлян. Обучение начиналось с 12 до 18 лет. Рабов обучали чтению, письму, основам арифметики, значимое место отводилось физическим упражнениям. Существовали также школы практической направленности, где готовили к конкретным профессиям.

II. КОЛЛЕГИИ ЮНОШЕСТВА В ДРЕВНЕМ РИМЕ

В Древнем Риме были распространены специализированные образовательные центры, так называемые коллегии юношества. Эти заведения могли посещать только дети богатых и знатных людей. Цель этих учебных заведений состояла в том, чтобы воспитывать будущую римскую правящую элиту. В конце своего обучения воспитанники коллеги юношества должны были совершать образовательные поездки в Афины, Пергам, Александрию - главные просветительские центры античных времен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: