Воля – это сознательное регулирование человеком своих действий, направленное на преодоление внешних и внутренних трудностей при достижении поставленных целей

Сценарий (план) учебного занятия-практикума по теме «Формирование волевых качеств личности» по дисциплине «Профессиональная этика»для 2 курса

 

Тема занятия: Формирование волевых качеств личности.

Тип занятия: Практическое занятие с обобщением и закреплением знаний по теме.
Цели занятия:

1. Определить уровень ранее усвоенных знаний;

2. Повысить уровень знаний студентов.

3. Организовать занятие так, чтобы работа студентов носила самостоятельный характер и способствовала повышению интереса к дисциплине «Профессиональная этика»;

4. Формировать профессиональные компетенции по развитию волевых качеств личности.

Примечание: курсивом выделены вопросы и задания, которые преподаватель по ходу занятия задает студентам.


План занятия

1. Организационный момент: Вступительное слово преподавателя; сообщение темы, целей и плана занятия. 

2. Практическая работа. Выработка практических навыков на основе изученного теоретического материала: актуализация знаний (опрос теоретического материала); самостоятельная работа (выполнение тестов, решение заданий); обсуждение полученных результатов.

3. Подведение итогов (рефлексия); контроль по итогам занятия.


Конспект занятия

 


I. Организационный момент.

Здравствуйте уважаемые студенты. Сегодня мы с вами проведем практическое занятие по теме: «Формирование волевых качеств личности». 

 

II. Обоснование значения изучаемой темы занятия.

Напомню, что тема сегодняшнего практического занятия: «Формирование волевых качеств личности».

Каждый из нас обладает волевыми качествами, различия проявляются в степени их развития, в желании, стремлении и объективных возможностях отдельно взятого человека развивать и совершенствовать такие качества. Без воли (свободной воли) человек не был бы разумным существом, способным рационально строить свою жизнь, преодолевать трудности и предотвращать неприятности. Поэтому воля – одно из ключевых понятий, рассматриваемых в рамках таких курсов, как «Общая психология», «Педагогика и психология высшей школы», «Юридическая психология» и, конечно, «Профессиональная этика». 

Волевые свойства юриста независимо от сферы его службы или места работы имеют важное значение для оценки его готовности к занятию той или иной должности, того или иного руководящего поста. Успех в деятельности специалиста обеспечивается не только развитием профессиональных, но и волевых качеств. Поэтому тема сегодняшнего занятия исключительно важна для студентов как будущих специалистов в своей сфере деятельности.

Стоит также отметить, что одна из задач преподавателя в развитии воли личности студента состоит в том, чтобыпомочь студенту правильно составить программу самостоятельной работы, после чего грамотно и эффективно добиться ее реализации с целью повышения успеваемости и обеспечения прогресса в развитии личности студента.

Итак, можно с уверенностью утверждать, что все приобретенные сегодня и на последующих занятиях знания непременно пригодятся вам, независимо от сферы будущей деятельности. 

А теперь мы переходим непосредственно к практическому занятию.

 

III. Практическая работа (с элементами повторения пройденного материала и теоретическими дополнениями преподавателя).  – Этап - Актуализация базовых знаний

1 Вопрос:

Как мы определились ранее, воля – одно из ключевых понятий, рассматриваемых в рамках изучаемой нами дисциплины. Но что же включает в себя это понятие?

Студентам предлагается самостоятельно сформулировать определение понятия «воля». Студенты озвучивают свои варианты.

Понятие воля актуально для многих наук. В качестве примера приведем определения данного понятия, предлагаемые в философии и психологии. – Как представлена информация – визуально или аудиально?

Воля (философия) — феномен регуляции субъектом своей деятельности и поведения. Воля отвечает за создание (формирование) целей и концентрацию внутренних усилий на их достижение.

Воля (философия) — это не физическая, не эмоциональная, и не всегда сознательная деятельность человека; но деятельность, всегда отражающая принципы морали и нормы личности и указывающая на ценностные характеристики цели выбранного действия. Человек, осуществляя волевые действия, противостоит импульсивным желаниям.

Воля (психология) — способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением.Воля как активный процесс принятия решения противопоставляется пассивной неосмысленной реакции на окружающие раздражители.

Воля (психология) — это способность индивида сознательно и целенаправленно регулировать и контролировать свое поведение и деятельность, выражающаяся в умении мобилизовать психические и физические возможности для преодоления трудностей и препятствий, стоящих на пути к поставленной цели.

Студентам предлагается проанализировать данные определения, найти сходства и различия в том, как дают определение понятию «воля» разные науки – философия и психология. – Можно предложить модель для анализа см. Бершадский

 

2Вопрос:

Итак, несмотря на немалое количество определений понятия «воля» для целей нашего курса предлагаю в качестве исходного, основного понятия остановиться на следующем:

Воля – это сознательное регулирование человеком своих действий, направленное на преодоление внешних и внутренних трудностей при достижении поставленных целей.

Немаловажным является связанное с понятием «воля» понятие «волевое поведение». Так, поведение без актуально переживаемой потребности, но имеющее общественную необходимость есть волевое поведение, где смысл заданного извне действия оправдывается через произвольно выбранный субъектом мотив, осмысливание ситуации и последствий действия.

Иными словами, волевое поведение – это поведение, переходное от действия по необходимости к действию по новому сформированному мотиву, адекватному заданному действию.

Студентам предлагается назвать основные составляющие признаки понятия «воля», а также попытаться определить важнейший из признаков связанного с ним волевого поведения.

Ответ на вопрос представлен в виде схемы.(слайд1)

 

 


3Вопрос:- Этап - создание проблемной ситуации?

Теперь, когда мы определили, что важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением препятствий, при этом независимо от того, какого типа эти препятствия — внутренние или внешние, — важно раскрыть сущность данных видов препятствий. Студенты пробуют самостоятельно определить, какие препятствия являются внутренними, а какие – внешними. Возможный ответ на вопрос:

§ Внутренними, или субъективными, препятствиями являются побуждения человека, направленные на невыполнение данного действия или на выполнение противоположных ему действий. В качестве внутренних препятствий могут выступать усталость, желание развлечься, инертность, леность.

§ Внешние – не зависящие от человека, объективные препятствия. Примером внешних препятствий может служить отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей, не желающих, чтобы поставленная цель была достигнута.

Важно добавить, что преодоление препятствий требует от человека, волевых усилий, которые мобилизуют умственные, физические, моральные силы.

Затем студентам предлагается соотнести (соединить) конкретное препятствие и его вид. Схема дается без стрелок, а результат должен выглядеть так: - Это работа на доске, бумажном планшете или электронная доска, или новый слайд?

 

 


4Вопрос: - Этап введения новой информации?

Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В соответствии с этим принято выделять в качестве конкретизации общей функции две другие — активизирующую и тормозящую. Как вы (студенты) понимаете данные функции? В качестве подсказки следует обратить внимание студентов на значение с точки зрения русского языка самих названий функций, на их противоположность относительно друг друга; а также на связь сущности этих функций с поведением человека. Ответ на вопрос:

1. Активизирующая функция: воля побуждает человека преодолевать трудности и достигать поставленные цели, побуждает человека к активности, даже если результаты деятельности будут заметны в далеком будущем.

2. Тормозящая функция: воля проявляется не только в умении достигать цель, но и в сдерживании нежелательных проявлений активности. Например, когда существует конфликт между социальными нормами и имеющимися у человека. О важности тормозящей функции в свое время А.С.Макаренко говорил, что, большая воля это не только умение чего-то добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно.

Студентам предлагается выполнить связанное с вопросом задание – Поисковый этап –решение ситуационной задачи?

 

5 Вопрос:

Ранее мы дали определение понятию «волевое поведение» и рассмотрели его признаки. А теперь перейдем к изучению волевого действия (акта), которое является непосредственным выражением волевого поведения, и попробуем провести его анализ.

Важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее. Чем более значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает. Поэтому волевые действия могут различаться не только по степени их сложности, но и по степени их осознанности.

В каждом волевом действии можно выделить два этапа. Студентам предлагается подумать о том, какие это этапы и каково их содержание.

Итак, структуру волевого действия (акта) можно представить следующим образом.

Этапы волевого действия (акта):

1) Подготовительный этап. Основу воли, как и активности человека в целом, составляют его потребности, которые образуют мотивацию волевого действия.

Мотив поясняет: почему у человека возникает состояние активности, т.е. какие потребности побуждают человека к деятельности; на что направлена активность, почему выбрано именно такое поведение; мотивация является средством саморегуляции поведения.

Таким образом, волевое действие имеет мотив. Мотивы волевых действий всегда имеют в большей или меньшей степени осознанный характер. Мотивы бывают низшего уровня (эгоистические) и высшего уровня (чувство долга). Иногда может возникать ситуация борьбы мотивов: одно желание противопоставляется другому желанию, сталкивается с ним. Может происходить борьба мотивов одного уровня (пойти погулять или посмотреть телевизор) или разного уровня (пойти погулять или подготовиться к занятиям). Борьба мотивов может переживаться мучительно, а может проходить безболезненно в виде простого обсуждения доводов «за» и «против». В результате обсуждения или борьбы мотивов принимается решение, т.е. избирается определенная цель и способ ее достижения.

2) Исполнительный этап. Принятое решение может быть сразу претворено в жизнь, а может быть несколько отсрочено. В последнем случае возникает длительное намерение. Считается, что воля человека проявляется в том случае, если выполнены оба этапа.

Студентам предлагается на схеме изобразить структуру волевого действия (акта) (и связанных с ним понятий – воля, волевое поведение). Возможный ответ на вопрос – схема:-Доска? Планшет? Экран?

 

 


6 Вопрос: - Этап - понимание?

При этом необходимо отметить, что принятие решения и его исполнение нередко вызывают особое эмоциональное состояние, которое называют волевым усилием.

Волевое усилие – особое состояние нервно-психического напряжения, при котором происходит мобилизация физических, интеллектуальных и моральных сил человека.

Студентам предлагается ответить на вопрос о том, как / в чем проявляется связь волевого усилия и волевого поведения (на основе уже рассмотренных ранее на занятии вопросов)?

Возможный ответ на вопрос: Волевое усилие возникает при совершении волевого действия, когда человек принимает конкретное решение и переходит к его исполнению, что может быть связано с необходимостью преодоления препятствий и трудностей. В этом случае (в обоих случаях) – и при совершении волевого усилия, и при преодолении препятствий – происходит мобилизация физических, интеллектуальных и моральных сил человека. При этом направленностью волевого усилия и есть преодолении данных препятствий, встречающихся при принятии конкретного решения и его исполнении.

 

 Волевое усилие нельзя отождествлять с мышечным усилием. В волевом усилии движения часто минимальны, а внутреннее напряжение может быть огромным. Правда в волевом усилии может присутствовать и мышечное усилие (человек может напрягать мышцы лица, сжимать кулаки).

Интенсивность волевого усилия зависит от следующих факторов: мировоззрения личности, моральной устойчивости, наличия общественной значимости целей, установки по отношению к деятельности, уровня самоорганизации и самоуправления личности.

 

7 Вопрос: - этап закрепление?

Теперь мы с вами переходим к рассмотрению волевых качеств личности.

Волевые качества личности – это особенности волевой регуляции, которые проявляются в конкретных условиях; они образуют каркас, основу характера человека. Выделяют около 30 волевых качеств. Студентам предлагается вспомнить волевые качества, которые они знают, дать им краткую характеристику. После чего студентам предлагается выполнить задание: соотнести волевое качество и его характеристику. Схема дается без стрелок, а результат должен выглядеть так:

 


Затем студентам предлагается ответить на вопрос о том, одинакова ли степень развития волевых качеств у разных людей; если нет, то от чего она зависит? – Развернутое устное рассуждение?

Возможный ответ на вопрос: Степень развития волевых качеств зависит от трудностей, которые встречаются на пути человека и от того, как он их преодолевает. При этом волевые качества проявляются не изолированно, а во взаимосвязи друг с другом.

 

Воля – это власть над собой, своими чувствами, действиями. У разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности, слабовольный человек пасует перед ними. Наиболее типичным проявлением слабой воли является лень – стремление человека отказаться от преодоления трудностей.

Студентам предлагается выполнить связанное с вопросом задание.

Задание: разделите слова на два столбика в зависимости от того, характеризуют они человека с сильной или слабой волей.  – распределите в две колонки

Слова: надо, сомневаюсь, могу, необходимо, выполню, умею, должен, обязан, подумаю, страшусь, желаю, настаиваю, раздумываю, посоветуюсь, опасаюсь, колеблюсь, боюсь, мучаюсь, избегаю, справлюсь, обязательно, отложу, сдерживаюсь, стану.

Ответ: Сильная воля – надо; могу; необходимо; выполню; умею; должен; обязан; стану; настаиваю; справлюсь; обязательно; сдерживаюсь. Слабая воля –сомневаюсь; подумаю; страшусь; желаю; раздумываю; посоветуюсь; опасаюсь; колеблюсь; боюсь;  мучаюсь;  избегаю; отложу.

 

8 Вопрос:  - Этап Обобщение?

Теперь, когда мы достаточно подробно рассмотрели понятие воли и волевого поведения; их признаки; структуру волевого действия (акта); понятие волевое усилие и волевые качества личности, студентам предлагается проанализировать представленные ниже схемы.

 

 

Свобода как возможность поиска и выбора является свойством воли, ее природой, без свободы нельзя говорить о регулировании поведения. В возможности выбора того или иного решения, возможности направить свое поведение в том или ином направлении практически осуществляется, проявляется господство человека над собой. Павлов рассматривал волю как инстинкт свободы, т.е. проявление жизненной активности, когда она встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. Без воли всякое малейшее препятствие прерывало бы течение жизни.

 

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: