Закон исключенного третьего

А v А = 1 (всегда истина)

 

В этом выражении что-то одно всегда истина, поэтому результат логического сложения – истина (открыть учебник на странице 353 и прочитать 1 правило - подсказки)

 

Закон противоречия

А ^ А = 0 (всегда ложь)

 

В этом выражении что-то одно (либо А, либо А) ложно, поэтому результат логического умножения – ложь.

Далее рассмотрим группу законов, которые необходимо проверить. Проверку произведем путем построения таблиц истинности для правой и левой части законов и последующего их сравнения. для построения таблиц истинности к доске вызвать ученика.

 

Законы де Моргана

(А ^ В) = А v В

(А v В) = А ^ В

 

10. Поглощение

А v А ^ В = А

А ^ (А v В) = А

 

11. Поглощение отрицания

А v (А ^ В) = А v В

А ^ (А v В) = А ^ В

 

Доказать свойства поглощения и поглощения отрицания можно путем упрощения на основе свойств дистрибутивности. (Доказательство оставить для домашней работы)

 

Импликации и эквивалентности иногда нет среди логических операций, а при решении задач они требуются. Существуют формулы замены данных операций с использованием только операций отрицания, дизъюнкции и конъюнкции. Так, вместо операции импликации можно использовать следующее тождественное выражение:

A → B = не A V B

 

Для замены операции эквивалентности существует два выражения:

A равносильно B = (A * B) V (не A * не B)

A равносильно B = (A V не B) * (не A V B)

 

V. Закрепление изученного: упрощение логических выражений

 

В этой части урока учитель показывает, на примере как упрощаются выражения: и объясняет, что для успешного упрощения нужна практика. Чем больше примеров будет решено, тем вероятнее, что ученик увидит возможные варианты упрощения в конкретном выражении.

Задания: 

1). Упростить логическое выражение. (Демонстрируется слайд).

_______________                    

                     _____                    

F = (A v B) → (B v C)

Решение (используются законы де Моргана, закон двойного отрицания, распределительный закон):

  _______________                _____

                     _____                 _____

F = (A v B) → (B v C) = A v B & (B v C) = (A v B) & (B v C) = B v (A & C)

2) Выполнение аналогичных заданий по карточкам.

Учитель: А теперь попробуем применить изученные законы для решения задач.

Решим задачу: 

Учитель. Представим такую ситуацию: по телевизору с иноптик объявляет прогноз погоды на завтра и утверждает следующее:

1. Если не будет ветра, то будет пасмурная погода без дождя.

2. Если будет дождь, то будет пасмурно и без ветра.

3. Если будет пасмурная погода, то будет дождь и не будет ветра.

Так какая же погода будет завтра? (Ответы учеников)

Решим эту задачу средствами алгебры логики.

Решение:

а ) Выделим простые высказывания и запишем их через переменные:

A – «Ветра нет»

B – «Пасмурно»

С – «Дождь»

б) Запишем логические функции (сложные высказывания) через введенные переменные:

1. Если не будет ветра, то будет пасмурная погода без дождя:

                         __

        A → B & C

 

2. Если будет дождь, то будет пасмурно и без ветра:

        С → B & A

             

3. Если будет пасмурная погода, то будет дождь и не будет ветра

         B → C & A

в) Запишем произведение указанных функций:

                   _

 F=(A→ B & C) & (C→B & A) & (B→ C & A)

г) Упростим формулу (используются законы де Моргана, переместительный закон, закон противоречия):

                  _

F=(A→ B & C) & (C→B & A) & (B→ C & A)
      _        _    _                _

 = (A v B & C) & (C v B&A) & (B v C&A) =

_        _    _                _

= (A v B & C) & (B v C&A) & (C v B&A) =

_ _       _ _ _                   _ 

= (A & B v B&C&B v A&C&A v B&C&C&A) & (C v B&A)=

_ _                _      _      _ _     _

= A & B &(C v B&A) =A&B&C v A&B&B&A =

_ _ _

= A&B&C

д) Приравняем результат единице, т.е. наше выражение должно быть истинным:

  _ _ _

F = A & B & C = 1

 

е) Проанализируем результат:

Логическое произведение равно 1, если каждый множитель равен 1.

Поэтому:

_         _         _ 

A = 1; B = 1; C = 1;

Значит: A = 0; B = 0; C = 0;


Ответ: погода будет ясная, без дождя, но ветреная.

 

Учитель: Ну а теперь вернёмся к задаче:

A10. Какое логическое выражение равносильно выражению (A /\ B) /\ C?

 

1) A \/ B \/ C
2) (A \/ B) /\ C
3) (A \/ B) /\ C
4) A /\ B /\ C

 

Способ 2: Применим закон де Моргана. (A /\ B) = A \/ B        

Раскрывая скобки получаем (A \/ B) /\ C = (A \/ B) /\ C

Ответ: верный ответ №2

 

VI. Этап подведения итогов учебного занятия.

Учитель задает вопрос: Так какой же способ решения легче?: (Учащиеся должны ответить, что в некоторых заданиях не нужно чертить таблиц, решение с помощью Законов алгебры логики существенно экономит время).

 

VII.  Рефлексия

Что было легко, а что трудно?

Что было интересно, а что не затронуло?

Что нового для себя вы узнали, чему научились?

Какие компетенции Вы приобрели?

 

 

VIII. Домашнее задание.

        Выучить законы алгебры-логики. Выполнить задания: 

Задача1. Андрею, Саше и Егору предъявлено обвинение в соучастии в ограблении банка. Похитители скрылись на поджидавшем их автомобиле. На следствии Андрей показал, что преступники скрылись на синем Мерседесе, Саша сказал, что это был черный Джип, а Егор утверждал, что это был Форд Мустанг и ни в коем случае не синий. Стало известно, что желая запутать следствие, каждый из них указал правильно либо марку машины, либо только ее цвет. Какого цвета и какой марки была машина

        Задача2. ((X<5) –>(X<3))/\ ((X<2) –> (X<1))?

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

       Задача3. Доказать свойства поглощения. (Упростить выражения).

А v (А ^ В) = А v В

А ^ (А v В) = А ^ В

       Задача4.

В2. Каково наибольшее целое число X, при котором истинно высказывание

(80<X·X) –> (X < (X -1))?

Выполняете задания 1,2,3,4.Отправляете мне на эл. почту 

kuvatova-aigul@inbox.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: