Ответ:
Режим дня — порядок чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток. Рационально построенный режим способствует оптимальной работоспособности, предупреждает утомление, укрепляет здоровье детей.
Режимные моменты в лагере должны быть организованы четко, понятны детям и приняты ими. Соблюдение режимных моментов в лагере является одной из важных форм дисциплинирования детей.
Подъем. Вожатый должен вовремя разбудить всех детей (а не наоборот) и сделать это максимально корректно, так как начало дня во многом определяет настроение и физическую активность ребенка в течение дня. Вожатый обычно просыпается минимум за 30 мин до подъема детей и приводит себя в порядок (он должен быть примером для ребят). Вожатый должен быть требовательным (к выполнению режимных моментов), но при этом терпеливым, внимательным, приветливым. Дети должны видеть вожатого бодрым и в хорошем настроении с самого утра.
Зарядка. После того как все проснулись и отряд собрался в коридоре или возле корпуса, дети вместе с вожатым бегут на место проведения утренней зарядки. С первых дней надо рассказать ребятам о пользе зарядки, убедить в необходимости утренних упражнений. В этом случае дети не будут формально подходить к данному режимному моменту и стараться его избежать. Вожатый должен делать зарядку вместе со своим отрядом, показывая ему положительный пример. Зарядка может быть интересным и веселым делом, если в нее внести элементы игры и подходить творчески к ее организации (музыкальные игры для младших отрядов, элементы аэробики для старших отрядов и т.д.).
|
|
Время проведения зарядки — 10–15 мин; она должна быть организована на свежем воздухе (в случае проливного дождя зарядка может быть организована в корпусе при наличии большого хорошо проветриваемого помещения).
Утренние режимные моменты. После того как дети вернулись с зарядки, им надо дать время убраться в комнатах и заправить кровати. Вожатый вместе с лидером самоуправления должен контролировать данный процесс и в случае необходимости напоминать правила, помогать. Также надо проследить, чтобы все дети соблюдали гигиенические правила: вовремя умылись, почистили зубы, причесались и т.д. Особое внимание надо уделять внешнему виду детей.
Организация питания. Посещение столовой происходит коллективно и в определенное время (отряд заходит в столовую в полном составе, а не по частям и с задержкой по времени). Надо напомнить детям о необходимости мыть руки перед едой (вожатый также должен соблюдать данное правило). Вожатый контролирует, чтобы все дети садились за стол и поднимались из-за него одновременно.
|
|
Здесь могут возникнуть различные педагогические ситуации:
• один ребенок ест быстро, а другой медленно, и его все торопят (следует объяснить детям, что у каждого свой темп жизни, и надо терпимее относиться к окружающим);
• дети начинают бросаться едой или какими-то предметами (такое демонстративное поведение надо сразу пресекать);
• дети за столом активно общаются (напомните детям, что нельзя разговаривать с набитым ртом, в столовой нельзя кричать, шуметь);
• ребенок отказывается есть пищу, считая, что она не вкусная (постарайтесь убедить ребенка поесть, так как до следующего приема пищи пройдет большой отрезок времени)
С первого дня вожатый должен приучить детей занимать одни и те же места за столом, чтобы не было путаницы; быстро и спокойно определяться со своей порцией, не выбирая самую большую или лучшую, как им кажется. Вожатый садится кушать только после того, как убедится, что все дети заняли места за столом и всем хватило порций, а также напомнит детям о культуре приема пищи.
Тихий час. Послеобеденный отдых нужен обязательно для всех детей, независимо от возраста. Время отдыха составляет полтора - два часа. Это время отводится на восстановление сил, пассивный отдых. Отдых — это смена видов деятельности.
Для детей младшего школьного возраста послеобеденный сон обязателен, так как дети такого возраста достаточно быстро устают.
Для детей среднего и старшего возраста отдых может быть организован как более тихие игры, чтение книг, разгадывание ребусов и кроссвордов, рефлексия и т.д. Детям надо объяснить, что если организм не будет отдыхать, то может произойти истощение как физическое, так и нервное, и вместо оздоровления в лагере ребенок может заболеть.
Следует завести для детей правило: никаких хождений в тихий час (если разрешить одному ребенку ходить в тихий час, то и другие захотят в это время прогуляться). Во время тихого часа детям можно почитать книжки, рассказать интересные истории, включить спокойную (можно классическую) музыку.
В некоторых лагерях во время тихого часа организуют планерки или обсуждение текущих дел с вожатыми. В этом случае один вожатый идет на планерку, а второй обязательно остается с детьми в корпусе
корпусе.
Организация свободного времени детей. Свободное время детей должно быть организовано! Каждый ребенок должен иметь время для того, чтобы заняться любимым делом (рисованием, чтением книги, техническим творчеством и т.д.) или просто размышлением в тишине. Но ребенок не должен все это время просидеть в Интернете или без дела слоняться по территории лагеря.
Отбой. Наряду с подъемом, отбой — сложный в организационном плане процесс для вожатого. С самого первого дня надо объяснить детям, что отбой в определенное время — это не прихоть вожатого, а правило, которое надо соблюдать, а также необходимость для самого ребенка (восстановление сил, сон нужен для того, чтобы были силы и хорошее настроение, хорошо работала голова и т.д.).
Можно сформулировать несколько правил для вожатых по организации отбоя:
• готовить детей к отбою надо заранее, предложить детям минут за 15 до отбоя выполнить все гигиенические процедуры (некоторые дети тянут до последнего, и у них возникает потребность выполнять все гигиенические требования уже после отбоя);
• за пять минут до отбоя все дети должны находиться в своих комнатах и поменять уличную одежду (аккуратно сложив или повесив ее) на спальную; • проветрить спальные комнаты;
Установите в отряде правило: после отбоя не говорить громко; не хочешь спать — не спи, но другим не мешай; никаких передвижений по корпусу после отбоя;
• если в отряде взрослые дети, то можно им разрешить негромко общаться в своей комнате, но договориться с ними об ограничении времени этого общения (обозначить время, когда вожатый входит в комнату и выключает свет);
|
|
• если маленькие дети не могут сразу заснуть (как правило, первый час после отбоя большинство детей еще бодрствует), то можно почитать им книжку, рассказать легенды, спеть колыбельную и т.д.
Но при этом, надо чутко реагировать на все, что происходит в других комнатах;
• во время отбоя вожатым следует несколько раз обойти все комнаты, чтобы убедиться, что все дети на местах и соблюдают режим;
• вожатый сам может лечь спать только после того, как убедится, что все дети на своих местах и спят.