ФИЛОСОФИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Каменск-Шахтинский
2020
УДК 1 (075.8)
ББК 87
Р.76
Рецензент:кандидат политических наук, доцент Кундрюцкова И.В.
Печатается по решению кафедры «Гуманитарные дисциплины и экономика» протокол № 8 от 12.04.2019 г.
Россель Наталья Владимировна
Р.76 Философия: Учебно-методическое пособие/ Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, 2020. – 71 с.
В учебно-методическом пособии приводятся общие рекомендации по проведению и подготовке к практическим занятиям, структура и содержание семинарских занятий, методические указания к самостоятельной работе, зачетные вопросы по дисциплине.
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Философия» является составной частью учебно-методического комплекса по курсу и предназначено для студентов всех направлений подготовки.
УДК 1 (075.8)
ББК 87
© Южно-Российский государственный
|
|
политехнический университет (НПИ)
имени М.И. Платова, 2020
© Россель Н.В., 2020
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие рекомендации по проведению и подготовке к семинарским (практическим) занятиям | 4 |
2. Структура и содержание семинарских занятий, методические указания к ним | 7 |
3. Самостоятельная работа 3.1. Общие положения о самостоятельной работе студентов 3.2. Положение о модульно-рейтинговой оценке по курсу 3.3. Методические рекомендации по работе над контрольной (домашней) работой и рефератом: алгоритм выполнения 3.4. Темы для самостоятельного изучения 3.5. Материалы для оценивания знаний, умений и навыков | 53 56 56 59 59 |
4. Зачетные вопросы по дисциплине | 66 |
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины | 69 |
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ И ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ (ПРАКТИЧЕСКИМ) ЗАНЯТИЯМ.
Философия - одна из учебных дисциплин, составляющих основу высшего образования. Знание философии необходимо для формирования научного мировоззрения и для решения практических социальных задач.
С момента своего возникновения философия всегда занимала особое место в системе знаний о мире. Это объясняется, прежде всего, тем, что ядро философии, независимо от той или иной позиции философа, составляет проблема человека в его взаимоотношении с миром, проблема человека и мира, места и роли человека в нем.
Она вырабатывает обобщенную систему знаний о мире в целом и о сущности человеческого бытия, выступая в качестве теоретической основы мировоззрения.
Именно поэтому философия во все времена помогала ориентации человека в различных жизненных обстоятельствах, способствовала его самоопределению в жизни. Этим объясняется непреходящая жизненность философии, необходимость овладения ею для обретения человеком надежной ориентации в непрерывно изменяющемся мире, а в современных условиях - и для разумного подхода к решению сложнейших задач выживания человечества перед лицом обостряющихся глобальных проблем.
|
|
Сегодня, как никогда, от каждого человека требуется выработка разумного отношения к жизни, к окружающей действительности. Но подобное отношение не дано человеку от рождения. Разумное отношение к миру, к жизни предполагает овладение философией, приобретение того, что называют философской культурой.
Предметом философии являются наиболее общие законы существования и развития природы, общества и познания. Основная задача изучения философии заключается в формировании научного философского мировоззрения. Оно включает в себя изучение различных философских учений и теорий, методов логического и исторического анализа, владение категориальным и терминологическим аппаратом философской науки.
Цель лекционных и семинарских занятий по философии не накопление и запоминание информации, необходимой для сдачи зачета или экзамена, но построение личностной картины мира. Знакомство с наиболее выдающимися философскими концепциями, оригинальными подходами к решению мировоззренческих проблем предполагает помощь в самоопределении и ориентации в окружающем мире.
В истории философии возникали и продолжают создаваться системы, направления, школы, течения, предлагающие разнообразные способы построения моделей мира. Знакомство с этими поисками может оказать неоценимую услугу для формирования собственного взгляда на мир - через сравнение, сопоставление, критический анализ, неожиданное «узнавание» собственных интуиций, предположений и убеждений во взглядах философов, отделяемых от нас временем и расстоянием.
Важнейшей формой работы по курсу Философии являются семинарские (практические) занятия. В ходе семинаров студенты имеют возможность, с одной стороны, под руководством преподавателя углубить и конкретизировать знания по наиболее важным аспектам курса, овладеть алгоритмами познавательной деятельности и продемонстрировать свои творческие способности. Семинарские занятия направлены на обучение студентов практическим приемам и методам анализа теоретических положений и концепций учебной дисциплины; развитие творческого профессионального мышления, профессиональной и познавательной мотивации; использование профессиональных знаний в учебных условиях – овладение терминологией дисциплины «Философия», навыками оперирования формулировками, понятиями, определениями, умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач; развитие научного мышления, речи, общения с аудиторией и т.д.;
А с другой стороны, семинары служат средством непрерывного контроля за самостоятельной работой студентов, то есть – организации оперативной обратной связи руководителя занятия и студентов.
Для достижения поставленных целей и решения требуемого перечня задач семинарские занятия могут проводиться традиционными технологиями или с использованием новых образовательных технологий. В новых образовательных технологиях доминируют игровые процедуры, используются принципы моделирования, предусматривается интенсивное межличностное общение, реализуются принципы партнёрства, педагог превращается из информатора в менеджера. Главным содержанием практического занятия является практическая работа каждого студента. На каждое семинарское занятие студентам ставятся проблемы самостоятельного исследования и рекомендации для их разрешения, призванные обеспечить методическое сопровождение работы в ходе занятия.
|
|
Учебно-методические планы семинарских занятий содержат основные проблемные вопросы, рекомендованные для обсуждения, основные понятия, необходимые для понимания логики развития того или иного периода, философской школы, контрольные вопросы и задания.
Предлагаемые планы семинарских занятий ориентируют на активную самостоятельную работу с источниками и научной литературой. К каждой теме дается перечень вопросов на разных уровнях сложности: воспроизводящем, преобразующем, поисковом, проблемно-аналитическом. Составлен также общий список рекомендуемой основной литературы и электронных ресурсов. Кроме того, в пособии имеется примерная тематика рефератов и докладов, которые студенты должны (по своему выбору) подготовить в течение изучения курса в соответствии с указанным алгоритмом выполнения. Студенты имеют возможность работать в модульно-рейтинговой системе, основные составляющие которой предлагаются в соответствующем Положении. В завершение дан перечень вопросов к зачету по курсу.
При подготовке к семинарам усилия студентов должны сосредотачиваться не на механическом заучивании определенной суммы знаний, а на активизации самостоятельной исследовательской деятельности по предложенным вопросам. При этом необходимо опираться на те знания, которые получены на лекциях и в ходе проведения самостоятельных занятий. Если студенты обнаружат пробел в своих знаниях при подготовке либо проведении практических занятий, то они должны восполнить его путем повторного обращения к историческому материалу, тексту нормативных актов, конспектам лекций, литературе. Перед началом семинарского занятия преподаватель проверяет наличие у студентов конспектов лекций, письменных решений заданий предыдущих занятий. Студенты, не подготовившиеся к практическому занятию (в том числе и по уважительным причинам), а также отсутствующие на занятиях, отчитываются перед преподавателем о выполнении задания во внеурочное время. В ходе семинарского занятия от студентов требуется, чтобы они, на основе подготовленных во время самостоятельной работы письменных конспектов, давали развернутые аргументированные ответы, на поставленные в задании вопросы и обозначенные проблемы. После выступления студента по конкретной проблеме ему могут быть заданы вопросы, как преподавателем, так и другими студентами. Затем остальные студенты могут высказать свое мнение по рассматриваемому вопросу, т.е. организуется активное обсуждение, дискуссия. Семинарское занятие - не проверка подготовленного «урока», а обсуждение проблем изучаемой науки. Итоги дискуссии по рассматриваемому вопросу подводятся преподавателем. Он же дает оценку выступающим студентам по разрешению проблемы, высказанным мнениям и их обоснованности. Систематическая подготовка к практическим занятиям и активная работа на них являются одним из важных условий успешного освоения курса.
|
|
Данное учебно-методическое пособие включает материалы, необходимые как преподавателю для проведения семинаров, так и студенту для самостоятельной работы.